Методическаяразработка игровой программы
«НИЖЕГОРОДСКАЯЯРМАРКА»
Длядетей от 10 – 12 лет
Авторы-составители:
Федосеева Ольга Львовна,
Смагловская СветланаПетровна,
педагоги – организаторы, МБУДО «ЦДТ Автозаводского района»
г.Нижний Новгород
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
НижнийНовгород – удивительный и многоликий город: здесь средневековая атмосфера, духкупеческой России и ритмы процветающего мегаполиса слились воедино. От царицырусских рек Волги, величественных соборов и старинных укреплений до современныхразвлекательных центров и музеев. Нижний, как называем его мы. Волжскаяжемчужина – это наша историческая Родина. Это наш город, которому в 2021годуисполнилось 800 лет.
Основное направление мероприятий – патриотическое,так как в настоящее время одним из приоритетов государственной политики вобласти воспитания является формирование у детей высокого уровнядуховно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурнойобщности российского народа и судьбе России.
Актуальность игровой программы обусловленанеобходимостью формирования патриотического воспитания детей, особенно острообозначилась в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственнойжизни. Начиная уже со школьного возраста, необходимо воспитывать, доброту,ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Трудносформировать у детей хоть какое-то представление о малой и большой родине, нобез любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитатьгражданина и патриота.
Цели и задачи игровой программы:
· Воспитание чувства патриотизма, любви кродному краю;
· Расширение знаний детей одекоративно-прикладном искусстве родного края;
· Развитие творческих способностей детей, предоставлениевозможностей для их реализации;
· Развитие двигательной активности,эмоциональная разрядка детей.
Название мероприятия:«Нижегородская ярмарка».
Форма проведения:игровая программа.
Место проведения: актовыйзал.
Участники: учащиесядетского клуба «Дружаевские встречи»
Возраст:10 — 12 лет
Количество участников:15-20 чел.
Время проведения мероприятия:30 минут.
Оборудование и инвентарь:
· Самовар;
· Связки баранок;
· Предметы народных промыслов (ложки,матрешки, доски и тр.);
Реквизит:
ü Юбки– 2 шт.;
ü Кокошники– 2 шт.;
ü Платки– 2 шт.;
ü Фартуки– 2 шт.;
ü Шумовойоркестр (дудки, бубны, деревянные ложки и др.);
Технические средства: ноутбук,колонки, микрофон, диск с записью музыкального сопровождения.
Рекомендации: мероприятие направлено на гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей ккультурному наследию.
СЦЕНАРИЙМЕРОПРИЯТИЯ
Наплощадку под музыку выходят 5 ведущих
(3девочки в русских сарафанах и 2 мальчика в русских рубахах).
Девочки. Здравствуйте,добры молодцы!
Мальчики.Здравствуйте, красны девицы!
1 девочка.Приглашаем всех на народное гулянье!
2 девочка. Длявас наше представленье, всем на удивленье!
3 девочка. Веселись,честной народ, всех вас Ярмарка зовет!
1 девочка. Нашемупрекрасному городу исполнилось 800 лет. Много повидал и пережил он за эти годыи, конечно же, многим прославился!
Стихотворение:«Мой Новгород Нижний» (Рашид Хасянов).
1 чтец:
Мой Новгород Нижний, столица Приволжья,
Стоишь ты над Волгой и устьем Оки.
Мой город, тебя не любить невозможно.
Ты – моя жизнь, мои лучшие дни.
2 чтец:
Ты словно паришь над Волжским простором,
Пленяем меня твоих гор высота.
С откоса гляжу я восторженным взором
На дали речные, луга и леса.
3 чтец:
Стены Кремля повидали немало,
Здесь веет дыханьем седой старины,
Отсюда шли в вечность, покрыв себя славой,
Мои земляки на защиту страны.
4 чтец:
Ты был всегдаарсеналом России,
Ковалась броня здесь и ядерный щит.
Твои корабли, самолеты, машины
Для тех, кто на страже Отчизны стоит.
5 чтец:
Есть города, есть на свете столицы,
Но нет среди них мне дороже тебя,
Встречают меня мне родные здесь лица,
Мой город любимый, родная земля.
1 мальчик. НашаНижегородская земля известна своими умельцами не только в России, но и во всем мире.
2 мальчик.А вы, уважаемые зрители, знаете, чем славится земля Нижегородская? Сейчас мыэто проверим. Давайте вместе вспомним достопримечательности нашегоНижегородского края, ответив на вопросы конкурса «Нижегородский алфавит».
1 мальчик. Мыбудем задавать вам вопросы, ответы на которые начинаются на определенную буквуалфавита.
Интеллектуальный конкурс: «Нижегородскийалфавит»
Мальчики задают вопросы зрителям.
· А – самый многочисленный по количествупроживающих людей район Нижнего Новгорода.
Дети отвечают – АВТОЗАВОД;
· Б – главная улица нашего города
Дети отвечают – БОЛЬШАЯПОКРОВСКАЯ
· В – великая русская река.
Дети отвечают – ВОЛГА;
· Г – фамилия писателя, в честь которогораньше назывался наш город.
Дети отвечают – ГОРЬКИЙ;
· Д – на каких горах лежит Нижний Новгород.
Дети отвечают – ДЯТЛОВЫГОРЫ.
· Ё – они появляются на всех площадях нашегогорода в канун Нового года.
Дети отвечают – ЁЛКИ;
· И – башня Нижегородского Кремля, с которойначалось его строительство в 1575 году.
Дети отвечают– ИВАНОВСКАЯ БАШНЯ
· К – крепость, оберегающая Нижний Новгородот врагов.
Дети отвечают –КРЕМЛЬ;
· Л – один из районов Нижнего Новгорода.
Дети отвечают– ЛЕНИНСКИЙ;
· М – организаторнационально-освободительной борьбы русского народа против поляков в 1612 году.
Дети отвечают– МИНИН КОЗЬМА.
· Н – улица, проходящая по берегу реки.
Дети отвечают– НАБЕРЕЖНАЯ;
· О – животное, изображенное на гербе нашегогода.
Дети отвечают –ОЛЕНЬ;
· П – московский князь, глава ополчения,восстановивший Российскую государственность.
Дети отвечают– ПОЖАРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ;
· С – место слияния двух рек.
Дети отвечают– СТРЕЛКА;
· У – высшее учебное заведение нашегогорода, носящее имя Николая Ивановича Лобачевского.
Дети отвечают– УНИВЕРСИТЕТ.
· Х – старинный русский народный промысел,зародившийся в 17 веке в округе города Нижнего Новгорода, представляющий собойдекоративную роспись деревянной посуды и мебели.
Дети отвечают– ХОХЛОМА;
· Ч – советский летчик, совершивший первыйбеспересадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США.
Дети отвечают– ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ;
· Э – коллективное посещениедостопримечательных мест города.
Дети отвечают– ЭКСКУРСИЯ;
· Ю – великий Владимирский князь, основавшийв 1221 году город Нижний Новгород.
Дети отвечают– ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ;
· Я – крупный торговый комплекс, ранеерасполагавшийся у стен Макарьевского монастыря, а в 1817 году перенесенный вгород Нижний Новгород.
· Дети отвечают– ЯРМАРКА.
2 мальчик.Мы продолжаем нашу игровую программу «Нижегородская ярмарка». Наш следующийконкурс – «Ярмарка».
Творческийконкурс «Ярмарка»
Ведущаяпредлагаем участникам выступить в роли торговцев,
рекламирующихи продающих свой товар.
1 девочка.
Велика Россиянаша,
И талантлив нашнарод.
О Руси роднойумельцах
На весь мир молваидёт!
Сейчас мы с вамипопробуем возродить стиль старой Российской ярмарки и предлагаем вам выступитьв роли торговцев, рекламирующих и продающих свой товар.
Посмотрите!Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтобповедать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтобввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтобсказать, что есть в России чудо- люди – мастера!
Перед вами находятсяпредметы различных промыслов всей нашей великой и талантливой России. Ктопервый правильно назовет промысел Нижегородского края, тот получает правовыбора предмета для рекламы. (Дети называют промыслы и берут их).
Вот товар, а ты – купец!
Товар продал – молодец!
Купцы дорогие,
Люди торговые!
На нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть,
И себя показать,
И товар свой продать!
Представлены промыслыНижегородской области:
· ХОХЛОМА
· ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
· БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
· РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
· ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Заслушиваются поочередновыступления каждой участника конкурса.
Купцами вы побыли, свой товарпродали. Но ни одна Ярмарка не обходится без народного гулянья! Ярмарка – этообязательно игры и веселье!
Музыкальный конкурс «Необыкновенныйконцерт»
2 девочка.На каждой ярмарке обязательно выступали артисты и музыканты. Они развлекалисобравшуюся публику при помощи своего мастерства, исполняя на музыкальныхинструментах веселую мелодию.
А давайте вместепопробуем угадать, о каких инструментах идет речь!
Ведущая загадываетзагадки о музыкальных инструментах. Дети, правильно ответившие на загадки,становятся участниками следующего конкурса.
Очень музыку любили
Две сестры: Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое …
Дети отвечают — ПИАНИНО.
Дед Егор еще не старый,
Внуку сделал он подарок.
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на …
Дети отвечают — ДУДКЕ.
На концерте выступала
Наша милая Татьяна.
Как звезда она играла
Целый час на …
Дети отвечают — ФОРТЕПЬЯНО.
Все мы очень любим слушать,
Как поет у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная …
Дети отвечают — ГИТАРА.
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый …
Дети отвечают — БАРАБАН.
Семь кружочков-малышат
На линеечках сидят.
Ах, как дружно все живут,
Звонко песенки поют.
Очень заняты работой
Эти радостные …
Дети отвечают — НОТЫ.