Краснокамскийгородской округ
Управлениесистемой образования
Муниципальное бюджетное учреждение
Что такое «Лекотека»? Самослово лекотека произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke-хранилище — это служба психологического сопровождения и специальнойпедагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениямии проблемами развития.
Иными словами онаподразумевает бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом,дефектологом, психологом.
Отправной точкойсотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущностиимеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации иосознании сильных и слабых сторон ребенка.
В рамках проекта «Лекотека«Радуга жизни» в Центре организована служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемамив развитии и их родителей «Лекотека», для чего выделено и оборудованоспециальное помещение.
Лекотека представляетсобой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровойдеятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченнымивозможностями здоровья в раннем возрасте; так же организуется естественноевзаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовыеструктуры личности и развитие различных психических процессов. Обычно родителиребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и винформационной поддержке. Таким образом, особенностями работы специалистов влекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации,личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучениеродителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми.
На современном этапе развития социально-реабилитационной помощидетям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним изэффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психическогоразвития детей раннего и дошкольного возраста.
Целии задачи Программы
Цель: создание благоприятныхусловий для развития личности ребенка; психологическая поддержка семьи;содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению иадаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях, помощь в адаптации всемье и других социальных группах.
Задачи:
— провести психолого-педагогическое обследование детейи родительско — детского взаимодействия;
-предоставить родителям информацию по вопросам развития и воспитания ребенка, орезультатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленногорасстройства и ресурсах ребенка;
-вовлечь родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, атакже психопрофилактики и психокоррекции;
-обучить родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушенияразвития: — подобрать адекватные средства общения с ребенком;
-подобрать оптимальные способы обучения маленького человека;
-сформировать предпосылки для обучения ребенка в дошкольных образовательныхучреждениях;
-нормализать родительско — детские отношения.
Деятельность лекотеки основанана гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществленияпсихологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, сиспользованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенкас особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения иразвития общения в игре.
Самым главнымпринципом работы лекотеки является взаимодействие с родителями.Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи впонимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, видентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.
Родители – полноправныеучастники реабилитационного процесса:
· получают полную информацию оперспективах развития ребёнка;
· принимают участие приобсуждении индивидуально-ориентированной программы;
· вовлекаются в процесссовместной продуктивной деятельности с ребёнком;
· обучаются приёмам формированияв семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.
Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотекипроводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом сродителями.
Основные формы работы Лекотеки
ИГРА — основной метод лекотеки
Обучение проходит вкоррекционно — обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход ккаждому ребенку.
Консультация – этовстреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которойреализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игруродителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале.
Терапевтический игровой сеанс
Во время терапевтическогоигрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалистас ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей).
Групповой родительский тренинг
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно.Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальнымтехникам, по изготовлению игрушек и другие.
Организациядеятельности лекотеки
1. Запланированный период реализацииПрограммы – с марта по сентябрь 2020 года.
2. Занятия с детьми в лекотекепроводятся в индивидуальной и групповой формах.
Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
— 2 человека — для детей со сложным дефектом;
— 6 человек — для детей с изолированным дефектом.
В работе группы участвуют родители (законные представители). Продолжительностьгрупповых занятий составляет от 1 часа до 1 часа 30 мин. в зависимости отвозраста и сложности нарушений развития детей. Групповую работу проводитпедагог-психолог, дефектолог, логопед. При работе с группой от 4 до 6 детей, вчисло которых входят дети с выраженными нарушениями или сложной структуройдефекта, возможно одновременное участие двух разных специалистов.
3. Индивидуальная работаспециалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, педагога -психолога) сдетьми проводится в присутствии родителей (законных представителей).Продолжительность диагностического сеанса с детьми в лекотеке составляет до 1часа.
Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога,социального педагога и др.) по консультированию родителей (законныхпредставителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультациисоставляет 1 час 30 минут.
4. Продолжительность групповойработы специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социальногопедагога и др.) с родителями (законными представителями) составляет 2 часа ипроводится 1 раз в неделю.
Участниками образовательногопроцесса являются дети, их родители (законные представители), педагогические,социальные и медицинские работники.
В лекотеку принимаются дети от1,5 до 8 лет по заявлению родителей (законныхпредставителей) на основании заключения территориальнойпсихолого-медико-педагогической комиссии и справки о состоянии здоровьяребенка.
Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными подпрограммами специалистов, которые разработаны исходя из особенностей психофизическогоразвития и индивидуальных возможностей воспитанников, на основе существующихпрограмм, реализующихся в Центре (Приложения №№ 1, 2, 3).
Ожидаемые результаты
Созданыблагоприятные условия для развития личности ребенка; оказана психологическаяподдержка семье; разрешены определенные психологические проблемы, которыевыявили педагоги- специалисты в ходе диагностики, препятствующие поступлению иадаптации детей в дошкольных образовательных учреждениях; улучшилась адаптацияребенка в семье и других социальных группах.
Приложение № 1
Тематическое планирование попрограмме «Сенсорика»
педагога-психолога Костючик Т.С.
№ занятия |
Тема |
Цели и задачи занятия |
Формы работы |
1. |
Давайте познакомимся. Диагностика.
|
1. Развивать предметно-игровые действия, умение участвовать в коллективной деятельности. 2. Корректировать и развивать умение общаться в различных формах и ситуациях. выявление уровня развития познавательных процессов, мелкой моторики и ручной умелости. |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Игра с мячом «Давайте познакомимся» с целью снижения тревожности, беспокойства, страхов. Знакомство с правилами работы в группе. 3. Подвижная танцевальная игра «Делай, как я» на развитие коммуникативных навыков, общей моторики.
|
2. |
Развитие мелкой моторики кисти руки
|
1. развитие координации движений руки и глаза 2. развитие тактильной чувствительности развитие воображения, коммуникативных навыков |
1. Упражнения с лентами, шнуровками 2. Волшебные пуговицы 3. Графическая работа по клетке 4. Упражнения в разрыве бумаги по линии сгиба и без линии сгиба. 5. Мандала из крупяных изделий
|
3. |
Тактильно двигательное восприятие .
|
1. Распознавание и дифференциация предметов на ощупь 1. Развитие коммуникативных навыков |
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 3. Дидактическая игра «Свойства предметов» 4. Подведение итогов |
4. |
Восприятие формы. Знакомство с основными геометрическими фигурами
|
1. Познакомить с основными геометрическими фигурами 2. Группировать предметы по форме 3. Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). 1. Штриховать в разных направлениях, раскрашивать заданным цветом с соблюдением контура. |
2. Игра – разминка: покажи ГФ 3. Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера. 4. Дидактическая игра; «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» 5. составление из геометрических фигур узора 6. игры на развитие внимания: «Лишняя фигура», «Какой фигуры не стало?» 7. упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по форме. |
5. |
Восприятие величины предмета
|
1. Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, длинный – короткий». 2. Развивать зрительное восприятие |
Аппликация «Найди отличия» 3. Графический диктант «Домик» и Дом 4. Работа с лентой и шнуровкой, определение длинной и короткой, широкой и узкой ленты. 5. Рисование одинаковых предметов разной величины. |
6. |
Восприятие цвета
|
1. Знакомство с основным цветовым спектром 2. Развитие познавательного интереса 3. Формирование аккуратности и точности выполнения работы |
1. Отгадывание загадок о цвете. 2. Дидактическая игра «Назови цвет предмета» 3. Подбор к цветному фону деталей такого же цвета» 4. Раскраска по цветам. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету. 5. Коллективная работа « Создание цветного коллажа» |
7. |
Конструирование из разных материалов
|
1. Учить конструировать из разных материалов с опорой на образец, по словесной инструкции, по памяти. 2. Сравнивать предметы по разным признакам (высота, длина, ширина, размер). 3. Развитие мелкой моторики. |
4. Пальчиковая гимнастика. 5. Конструирование предметов по памяти, по образцу, по словесной инструкции учителя. 6. Сравнение предметов по разным признакам. 7. Работа с конструктором Лего, пазлы., ПЕРТРА |
8. |
Зрительное восприятие и зрительная память
|
1. Коррекция зрительного восприятия, 2. развитие мыслительных функций
|
1. Работа с разрезными картинками 2. Д.И. Что перепутал художник? 3. Д.И. «Найди отличия» 4. Диагностика кратковременной и долговременной памяти |
9. |
Восприятие временных представлений.
|
1. Развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве (первый, второй, последний). 2. Уметь воспринимать на слух графический диктант 3. Уметь ориентироваться в линейном ряду |
1. Упражнения на развитие восприятия времен года, дней недели, времени суток и т.д. 2. Ориентация в линейном ряду: крайний, первый, последний и т.д 3. Графический диктант «Пространство» 4. Рисование предметов в определенной последовательности. |
10. |
Итоговое занятие, Диагностика (наблюдение)
|
1. Определение уровня сенсомоторного развития и навыков ручной умелости. 2. Составление индивидуальной карты сопровождения ребёнка. 3. Консультирование родителей по итогам индивидуальной работы |
1. Пальчиковая гимнастика. 2. Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой:, работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 3. Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине. 4. Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине). |
Работа сродителями
№ |
Тема |
Формы работы |
Кол-во часов |
1. |
Консультирование |
Индивидуальное и групповое |
|
2. |
Открытое итоговое занятие
|
Создание дидактической игры «Найди отличия» |
1 |
3. |
Круглый стол «Успехи моего ребенка» |
Подведение итогов занятий коррекционно-развивающего цикла, формулировка рекомендаций, а также индивидуальные консультации. |
1 |
Ожидаемые результаты реализацииподпрограммы
1. Созданыблагоприятные здоровьесберегающие условия для коррекционного обучения ивоспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
2. Скорректированы недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического ицеленаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции,величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
3. Исправленынекоторые недостатки мелкой моторики через совершенствованиезрительно-двигательной координации;
4. Созданыусловия, побуждающие ребёнка к речевой активности,
социальнымконтактам и способности к совместным действиям.
Приложение№ 2
Тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Вмире чудес»
учителя — дефектолога Павловой А.И.
№ п/п |
Тема занятия |
Цели занятия |
Используемое оборудование |
|
|||
Ознакомительный этап
|
|
||||||
1. |
«Здравствуй, Лекотека» |
Знакомство детей с комнатой, формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием |
Логолягушка «Квака» Сухой бассейн угловой с шариками Кресло для релаксации «Капля» |
|
|||
Коррекционно-развивающий этап
|
|
||||||
Тактильный блок
|
|
||||||
2. |
«Мягкий мир»
|
Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, фантазии и конструктивных умений, снятие психоэмоционального напряжения |
Сенсорная панель «Рукав» Кресло для релаксации «Капля» Мягкие модули-тренажеры «Бревно» |
|
|||
3. |
«Цветные шарики»
|
Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, развитие координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения |
Логолягушка «Квака» игрушки Сухой бассейн угловой с шариками |
|
|||
4. |
«Волшебный» ящик»
|
Для дифференциации предметов на ощупь, для закрепления названий предметов, величин, форм |
Логолягушка «Квака», «волшебный» ящик с набором игрушек |
|
|||
Зрительный блок
|
|
||||||
5. |
«Волшебные превращения» |
Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения |
Логолягушка «Квака», лампа-шар, резиновые массажеры Трансформер «Частокол» Мягкие модули-тренажеры «Бревно» |
|
|||
6. |
«Цвета радуги»
|
коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков, развитие умения выражать свои эмоции |
Логолягушка «Квака», Трансформер «Частокол» Сухой бассейн угловой с шариками |
|
|||
Слуховой блок |
|
||||||
7. |
«Чудесный паровозик»
|
создание благоприятного эмоционального климата, развитие восприятия запахов
|
Логолягушка «Квака» Ароматическая лампа с аромамаслом «Сосна» |
|
|||
Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы |
|
||||||
8. |
«Звездный песок» |
снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие тактильных ощущений, развитие зрительного и тактильного восприятия, расслабление |
Логолягушка«Квака» Игрушки, песок, лампа-шар |
||||
9. |
«Давайте радоваться!» |
Развитие коммуникативных навыков, доброжелательности |
Сухой бассейн угловой с шариками изображения грустных и веселых людей для демонстрации сказочной истории, вращающаяся лампа-шар с источником света, мяч-«гиря» |
||||
Завершающий этап |
|||||||
10. |
«Наши успехи» (заключительная диагностика) |
Диагностика зрительного, слухового, тактильного восприятия, выявление динамики. |
Карта диагностики |
|
|||
Ожидаемые результаты реализацииподпрограммы
В ходе реализацииподпрограммы предполагается достижение качественного улучшения сенсорного восприятия ребенка, что включает в себя:
-расширение ряда сенсорных эталонов,
-развитие умения дифференцировать собственные сенсорные ощущения,
-умение сравнивать и называть характерные признаки предмета,
-снижение уровня тревожности.
Диагностика развития сенсорного восприятия ребенкапроводится в начале и по окончании коррекционно-развивающей подпрограммы.
Приложение№ 3
Тематическое планирование попрограмме
«Лекотека«Радуга жизни» учителялогопеда Захаровой Г.В.
№ п/п |
Тема занятий |
Цели занятия |
Количество занятий |
1 |
«Игровой самомассаж»
|
нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры. |
2 |
2 |
Пальчиковые игры и упражнения
|
развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом, активизация словаря, создание положительных эмоций |
2 |
3. |
Веселая гимнастика для язычка (игры и упражнения)
|
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. |
1 |
4. |
Дыхательная гимнастика (статическая и динамическая)
|
развитие сильной воздушной струи, необходимой для правильной речи. |
1 |
5. |
Логопедическая ритмика
|
преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. Взаимосвязь речи, музыки и движения. |
2 |
6. |
Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики
|
развитие речи и общей и мелкой моторики, активизация словарного запаса. |
2 |
ИТОГО: |
|
10 |
Ожидаемые результаты реализацииподпрограммы
— преодолены речевые нарушения путем развитияи коррекции двигательной сферы.
— развитие речи и общей и мелкой моторики,активизировался словарный запас.
— нормализация мышечного тонуса общей,мимической и артикуляционной мускулатуры.
Управлениесистемой образования
АдминистрацияКраснокамского городского округа
МБУ«ЦПМСС» «Компас»
ПРЕСС- РЕЛИЗ
Итоги реализация проекта«Лекотека «Радуга жизни»
IIконкурса социальных и культурных проектов
Краснокамскогогородского округа
Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого — медико-социальногосопровождения» «Компас» является единственным учреждением в городе и округе,где оказывается психологическая помощь всем детям от рождениядо 18 лет. Особуюважность и актуальность приобретают вопросы психолого-педагогическогосопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах ихразвития.
Главная цель данного проекта
— создание благоприятных условийдля развития личности ребенка;
психологическая поддержка семьи; содействие решениюпсихологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольныеобразовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальныхгруппах.
Участвовали в реализации проекта 56 детей и 56родителей.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровыхметодов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развитияличности детей, их родителей; с использованием вспомогательных средств, обеспечивающихполноценное вовлечение ребенкас особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения иразвития общения в игре.
Программы,проведенные специалистами Центра позволили выполнить поставленные цели изадачи Проекта
При содействии Отдела внутренней политики и социального развитияКраснокамского городского округа Центр получил Грант на приобретениеоборудования для кабинета Лекотеки. На средства Гранта было приобретено: акустическаянастенная тактильная панель,
поезд«Обучайка», набор фигурок животных, логодерево, «Сенсорная тропа», мольбертпрозрачный, чемоданчик психолога – 2, доска-мольберт двусторонняя.
Таким образом, «Лекотека» являетсямногофункциональным комплексом, использование которого помогает преодолетьтрудности в развитии, воспитании и обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.