МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ООО«Инфоурок»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ
рАЗДЕЛ «ГЕОЛОГИЯ»
НА ТЕМУ:
«ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И МИНЕРАЛЫ»
понаправлению подготовки
ГЕОГРАФИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
слушателя
курсапрофессиональной переподготовки
АстанинойЛилии Александровны
План – конспект урока
«Горные породы, минералы иполезные ископаемые»
Предмет:география
Класс:6 класс.
Тема:Горные породы и минералы.
Цель урока:
Формирование знаний о разнообразиигорных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании.
Задачи:
— обучающая: формировать знания обучающихся о видах горных пород и минералов, ихпрактическом применении;
— развивающие: продолжить развиватьформы речевой деятельности учащихся, формировать навыки правильного изложенияинформации, способствовать развитию познавательной активности школьников, работать в группе с учебником, дополнительной литературой;
— воспитательная:воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе икрасоте минерального мира.
Тип урока:
— изучение нового материала
Формы работы учащихся:
— индивидуально – групповая.
Вид урока: урок изложения нового материала
Необходимое оборудование:
— таблицы, раздаточный материал,коллекция горных пород и минералов, мультимедийная установка, презентация.
Образец доски, заполненный учителем
Дата: _____________ Тема: «Горные породы и минералы». План урока:
1.Наука геология. 2. Минералы и горные породы. 3. Виды горных пород. 3. Значение горных пород и минералов для людей и их хозяйственной деятельности.
Термины: Геология – совокупность наук о строении Земли, о её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы. Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в хозяйстве. Горные породы – это один или несколько видов минералов или органических веществ. Являющихся продуктами природных процессов. Минерал – это твёрдое тело, состоящее из химических элементов и обладающее рядом индивидуальных физико – химических свойств. Месторождение полезных ископаемых – это природное скопление минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли, образовавшихся в результате тех или иных геологических процессов. Домашнее задание: Обязательная часть. 1.Параграф 17. Вариативная часть (по выбору ученика): 2. Подготовить сообщение о горных породах и минералах (на выбор). 2. Подготовить презентацию о горных породах и минералах (на выбор).
|
||
Организационный момент. Настрой на эффективную работу. Этот приём позволяет создать комфортную, спокойную среду обучения. (1 минута) |
Здравствуйте, ребята. Мы начинаем очередной урок географии.
Прозвенел уже звонок – Открываем все тетрадки, В книжках нужные закладки. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться! |
Слушают учителя, настраиваются на работу на уроке. |
Постановка цели (ученики под контролем учителя сами ставят цель урока). (1 минута) |
Давайте определим, какова тема нашего сегодняшнего урока. Для этого посмотрите слайды презентации и выскажите свои предположения.
Итак, запишите число и тему урока:
Тема урока: «Горные породы и минералы». |
Смотрят презентацию и высказывают свои предположения (литосфера, полезные ископаемые, горные породы, минералы, драгоценные камни) и формулируют тему. |
Составление плана урока и постановка проблемного вопроса. (2 минуты). |
Как вы думаете, что конкретно будет изучаться на данном уроке.
Запишите в тетрадь план сегодняшнего урока. Он состоит из четырёх пунктов. 1.Наука геология. 2. Минералы и горные породы. 3. Виды горных пород. 4. Значение горных пород и минералов для людей и их хозяйственной деятельности. Изучив эту тему, мы с вами должны будем ответить на вопрос: В чём значение минералов и горных пород в жизни человека и общества? |
Высказывают предположения по поводу того, что же будет изучаться на уроке (термины «горные породы» и «минералы», их классификация, значение в жизни человека и общества) и совместно с учителем формулируют план урока и его проблемный вопрос.
|
Изучение нового материала. Индивидуальная работа. Работа с дополнительным материалом. (3 минуты) |
Обратимся к раздаточному материалу у вас на столах. Используя его, найдите и запишите термины – «геология», «полезные ископаемые», «горные породы», «минералы», «месторождения полезных ископаемых». Как человек использует горные породы и минералы в своей жизни хозяйственной деятельности? Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек активно использует в своей хозяйственной деятельности. |
Ищут и формулируют термины. Геология – совокупность наук о строении Земли, о её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы.
Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в хозяйстве. Горные породы – это один или несколько видов минералов или органических веществ. Являющихся продуктами природных процессов. Минерал – это твёрдое тело, состоящее из химических элементов и обладающее рядом индивидуальных физико – химических свойств. Месторождение полезных ископаемых – это природное скопление минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли, образовавшихся в результате тех или иных геологических процессов. Ищут ответ на вопрос, как используются горные породы и минералы. Озвучивают результаты своей работы. Исправляют ошибки друг друга. |
Изучение нового материала. Практическая работа в группах (5 минут) Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
Перед вами коллекции горных пород и минералов, презентация, материал учебника и дополнительный материал. Мы отправляемся в царство камней. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. — Как вы считаете, в чем причина разнообразия горных пород в природе? — Читая каменную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород и разнообразие зависит от их происхождения. Горные породы состоят из минералов Например: Гранит- это это горная порода и состоит из минералов. По способу образования различают горные породы: магматические, метаморфические и осадочные
Минералы и горные породы отличаются друг от друга способом образования. Нам с вами нужно определить на какие группы делятся горные породы в зависимости от их происхождения. Поработаем в группах с учебником. Каждой группе необходимо заполнить таблицу и приготовиться отвечать (тип, названия, способы формирования) 1 группа – магматические породы 2 группа – осадочные породы 3 группа – метаморфические породы Как вы думаете, нуждаются ли горные породы и минералы в защите? В чём должно выражаться рациональное использование и добыча полезных ископаемых? Рациональное использование полезных ископаемых. 1.Установка очистительных фильтров на добывающих и перерабатывающих заводах. |
Слушают учителя, высказывают предположения, отвечают на вопросы.
Работают в группах, заполняют таблицу и озвучивают результаты своей деятельности. 1. Магматические породы Магматические горные породы образуются из магмы при её остывании и затвердевании (гранит, базальт). 2. Осадочные горные породы. Осадочные горные породы образуются из остатков растений и животных, разрушенных скал и осаждаются на дне океанов, морей, рек, озёр — песчаник, известняк, мел, гипс, каменный уголь 3. К метаморфическим горным породам относятся кварцит (из песчаника), мрамор (из известняка), гнейс (из гранита).
Отвечают на вопрос, формулируют свою точку зрения. Добывая их человек должен помнить: Полезные ископаемые исчерпаемые (их нужно бережно использовать); 2. После добычи полезных ископаемых в природе все нужно привести в порядок (засыпать шахты, карьеры).
Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение. |
Работа в группах. Составить описание горной породы по плану. (6 минут) |
Практическая работа. Описать по плану горную породу План: 1. название 2. происхождение 3. плотная, рыхлая, сыпучая 4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий) 5. Цвет 6. Прозрачность 7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый) 8. твердый (мягкий) 9. структура (зернистая, землистая, плотная) 10. есть ли органические следы (на бумаге, на руках) |
Каждая группа готовит описание и представляет результаты своей работы. Первая группа – графит Вторая – известняк Третья – торф
|
Закрепление изученного материала. Игра – «Дары Земли» (5 минут) |
Игра «Дары земли» 1.Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей (графит). 2.Болотное богатство. Его используют как горючий материал (торф) 3.Из нее изготовляют рубли (медь) 4.Незаменимая рубашка для консервов (олово). 5.Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины (золото) 6.Кто сперва в воде родится, а потом воды боится (Соль) 7. Используется для скульптур и постаментов (гранит). 8. Им пишут на доске (мел). 9. Используется для шлифовки подошв ступней ног (пемза). 10. Из неё изготавливают посуду, используется в косметических целях (глина). 11. Самый твёрдый минерал на земле (алмаз). 12. Ядра у орешек. Которые грызёт белка из сказки Пушкина (изумруд). 13. Камень – морская вода (аквамарин). 14. Перламутровые шарики из ракушки (жемчуг). |
Отвечают на вопросы. |
Геологическая викторина (с взаимопроверкой). Как можно быстрее ответьте на вопросы. И отдайте их на проверку другой группе. (8 минут) |
Что такое горная порода, минерал, полезное ископаемое? На какие виды они делятся? В чём их польза для человека? Где мощность земной коры больше, под материками или под океанами? В каком состоянии находится ядро земли? Какие виды движений земной коры вы знаете? Где располагаются самые подвижные участки земной коры? Как называется прибор для изучения землетрясений? Какие вы знаете основные формы рельефа? Как называется самая высокая горная вершина мира? Какой горный процесс, разрушающий горы, самый активный? Что такое лава? Чем лава отличается от магмы? Какие вулканы называют действующими, а какие – потухшими? Что такое гейзеры и как они образуются? Что такое эпицентр землетрясения? Что такое литосферная плита? Что такое рельеф? |
Отвечают на вопросы. |
Ответ на проблемный вопрос (5 минут) |
Вспомним вопрос, который мы сформулировали в начале урока «В чём значение минералов и горных пород для людей и их хозяйственной деятельности?
и попробуем на него ответить: Минералы и минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Минералы сыграли важную роль в развитии человека и создании цивилизаций. В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда. Около 10 000 лет назад человек научился получать медь из руды. С изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век — бронзовый. С начала железного века, 3300 лет назад, человек осваивал все новые способы использования полезных ископаемых, добытых из земной коры. Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли. Практическая ценность того или иного материала для человека определяется его химическим составом (например, все металлы извлекаются из рудных минералов), физическими характеристиками (чаще всего — прочностью, твердостью и ковкостью) и внешней природной красотой (особенно это относится к минералам, образующим драгоценные камни и отделочные материалы). Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, за городом, в сложных научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды, при просмотре салютов и игре на компьютере. Минералы обладают небольшой энергетической ценностью, но переоценить их значение в организме человека невозможно. Существует около 30 видов минералов и микроэлементов, отсутствие которых нарушает нормальную работу организма человека. |
Делают выводы, высказывают своё мнение.
|
Домашнее задание (вариативное) (3 минуты) |
Домашнее задание: Обязательная часть. 1.Параграф ___ Вариативная часть (по выбору ученика): 2. Подготовить сообщение о горных породах и минералах (на выбор). 2. Подготовить презентацию о горных породах и минералах (на выбор). (на выбор). |
Записывают домашнее задание и задают вопросы по нему. |
Выставление оценок за урок. Рефлексия (3 минуты) |
Ответьте на вопросы: 1. Понравился ли урок? 2. Что конкретно понравилось (или нет) на уроке? 3.Что вы узнали нового для себя после урока? 4. Что показалось наиболее интересным? 5. Что осталось непонятным? |
Отвечают на вопросы. |