Беседа сдетьми старшей группы «Как помочь птицам зимой»
Цель: Формировать у детейобобщенное представление о зимующих птицах. вызвать желание помогать им втрудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знаниядетей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуютптицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональнуюи неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьевнаших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Воспитатель: ребята, какое сейчас времягода?
Дети: зима.
В:правильно, зима. Что происходит в природе зимой?
Д:становится холодно, вся земля укрыта снегом, на деревьях нет листьев, солнцесветит, но не греет.
В:каких мы птиц видим зимой?
Д:синиц, воробьев, сорок, свиристелей, снегирей, голубей, дятлов.
В:почему мы не видим ласточек, скворцов, грачей?
Д:потому, что эти птицы перелетные.
В:зимой эти птицы улетают в теплые края, а когда наступит весна, они вернутся кнам снова. Почему они улетают?
Д: птицам нечегокушать.
В: как мы можемпомочь зимующим птицам?
Д: покормить птиц.
В: послушайтезагадку
Ейна месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!».
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица).
Это синица.Размером она такая же, как и воробей. У нее желтая грудка, и темно-синяяспинка. Синицы — очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, ониподвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках.В этом им помогают их длинные и острые когти.
Летом синицапитается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада; зимой- семенами ели, сосны и других растений.
Зимой синицы перекочевываютближе к селениям и городам, так как здесь можно найти больше пищи. Синицы частоприлетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят онинесоленое сало, семечки. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому любая птичьястоловая станет для них постоянным местом кормежки и обитания.
(воспитательвместе с детьми рассматривает изображения птиц)
В: я прочтуследующую загадку, слушайте внимательно.
Красногрудыйкрасавец в саду
Кувыркалсяв пушистом снегу,
Апотом он на веточку сел,
Засвистели тихонько запел.
–Кто зимою морозной поёт,
Почки,ягоды, шишки клюёт?
Д:снегирь.
В:ребята, посмотрите, какая яркая окраска у этой небольшой птички.
Снегирь выглядитнарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудые – это самцы снегиря,самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая.
В мае, в лесуснегири выводят птенцов. Воспитанием занимаются оба родителя, но большезаботится о подрастающем поколении самец.
Осенью снегирисбиваются в небольшие стайки и заселяются поближе к жилищам людей. Рябина идругие оставшиеся от щедрой осени ягоды – основная пища снегирей зимой.Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надеждедобыть себе пропитание.
В:следующая птица, про которую я хочу рассказать –свиристель.
Основная окраскаптицы розовато-серая. Так окрашены спинка, грудка, живот и хохолок на головептицы. У ее хвоста есть желтая окантовка.
Клюв свиристелякороткий, черный. Глазки у птицы тоже темные, небольшие. Аккуратные лапкикогтисты. Так проще удерживаться на гибких ветвях. Плотной птица свиристельвыглядит и за счет оперения. Его пуховый слой плотный и теплый, пригождаетсязимой.
Свиристель — птицапевчая, но не всем ее пение кажется мелодичным. Представители этого рода издаютпреимущественно свистящие, протяжные звуки «сви», «свири-ри-ри»
Птицы поют круглыйгод, особенно хорошо слышны их трели зимой, когда свиристели собираются вбольшие стаи.
С наступлениемосенних и зимних холодов основной рацион пернатых составляют ягоды рябины, калины,черемухи, можжевельника и крушины.
В:По дереву стучу,
Что-тоя достать хочу.
Хотьи скрылся под корой
— Червячок-тобудет мой!
Ребята,кто это?
Д: дятел.
В: угадали, это дятел. Дятел — настоящий лесной житель.В деревьях он добывает всевозможных насекомых и их личинок, которые составляютглавную пищу дятла. Он прилежно разыскивает их в трещинах и бороздках,находящихся на поверхности коры.
Достает эту пищу дятел следующим образом: пальцы его ног вооружены острымизагнутыми когтями, которыми он может цепляться за самые незначительныенеровности коры.
Язык свой дятел может быстро и далеко выбрасывать изо рта, при помощиязыка он и вытаскивает насекомых из их норок и ходов.
Дятлызапасают желуди на зиму, чтобы пережить холодное и голодное время. Еще летомони готовят кладовые в стволах деревьев, куда помещают спелые желуди. Для этогоони делают в стволе крохотное отверстие, в которое забивают один желудь, причемнастолько крепко, что никто, кроме них, не сможет его достать.
Дятлы не поют, зато барабаня по стволу клювом, предупреждают о своемприсутствии, причем у каждого дятла своя манера и ритм, что позволяет имотличать друг друга.
В: свиристели, снегири, дятлы – это лесные жители, как же мыможем помочь птицам, которые живут рядом снами? Синицам, воробьям, голубям?
Д: покормить их, сделать кормушки.
В: чем будем кормить птиц?
Д: пшеном, хлебными крошками, семечками.
В: синичкам можно повесить несоленое сало, они его очень любят.
Ребята,я предлагаю сделать для птиц эко — кормушки. Мы их повесим на своем участке,будем наблюдать за птицами, которые к нам прилетят.
(Воспитатель с детьми делают кормушки из хлеба, крупы, семечек.)
В:посмотрите, какие кормушки у нас получились, я думаю, птичкам очень понравится.
Изготовлениеэко — кормушки: хлеб нарезать накусочки. Для каждого кусочка сделать петлю из ниток, и продеть под хлебнойкоркой.
Приготовитьсмесь из хлебных крошек, пшена, гречки, геркулеса, семечек (любой крупы, какаяесть).
Сделатьсмесь из муки и воды. Каждый кусочек хлеба обмакнуть в смеси из муки и воды,затем обвалять в смеси круп. Оставить готовые кормушки на ночь, можно на суткидля высыхания.
Послеизготовления кормушек детям модно предложить раскраски.