МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «ДЕЛЬФИН»
Консультация для педагогов на Тему:« ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМНЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.».
(Сиспользованием ИКТ технологий)
Подготовилапедагог-психолог:
Винничук И.М.
Керчь2022год.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ТЕМА: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО,ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХПРОЦЕССОВ.
Личностно—ориентированный подход в воспитании– это развитие и саморазвитие личностных качествна основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – этоважнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразияиндивидуальности личности ребенка.
Дошкольное детство-очень короткий отрезок вжизни человека, всего первые семь лет. о они имеют не преходящее значение. Вэтот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершеннобеспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительносамостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороныпсихики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Однимиз основных направлений психического развития в дошкольном возрасте являетсяформирование основ личности.
Личность человека формируетсяс первых лет жизни. Каждая черта психики играет определенную роль в сложнойструктуре личности.В самые ранние года жизни нервная система наиболеепластична.В это время легче всего вырабатываются навыки,поэтому многиепсихологи и педагоги считают,что в раннем возрасте формируются основыличности.В дальнейшем развиваются те качества,которые были заложенны в раннемдетстве. Именно поэтому большое значение имеет готовность педагога,работающегос дошкольниками,воспринимать детей как личность.Это предполагает решение следующих задач:
ü Развитиедоверия ребенка к миру;
ü Чувстворадости существования(психологическое здоровье);
ü Формированиеначал личности;
ü Развитиеиндивидуальности ребенка.
В Личностно-ориентированном подходе, педагог должен не подгонять развитие каждогоребенка к определенным канонам а предупреждать возникновение возможных тупиковличностного развития детей,исходя из задач,максимально полно развернутьвозможности их роста.Знания ,умения и навыки рассматривать не как цель,а каксредство полноценного развития личности.Способы общения предполагают умениестать на позицию ребенка,учесть его точку зрения и не игнорировать его чувстваи эмоции.Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив егодальнейшего развития как полноценного члена общества.
Наблюдая за поведением и реакцией нескольких детей одноговозраста,находясь на одном и том же этапе развития,можно увидеть,что каждыйребенок есть индивидуальность. Однако индивидуальные различия заключаются нетолько в том,что у каждого ребенка доминируют одни качества,а у других другие.
Индивидуальность ребенка зависит от:
ü Врожденных биологических задатков;
ü Влияние среды в которой живет ребенок;
ü Личной активности ребенка;
ü Воспитательного воздействия окружающих людей.
В соответствии с Личностно-ориентированным подходом, в работе педагога научить детей следующим важнымумениям:
ü 1.Самостоятельно приобретать новые итворчески использовать имеющиеся знания:
В своей работе педагога-психолога, особоевнимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний,умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новыхзнаний и усвоения новых навыков.
ü 2.Принимать самостоятельные иответственные решения
ü 3.Планировать свою деятельность, прогнозировать,прогнозировать и оценивать ее результаты. В конце занятия с детьми, побуждаюдетей высказывать свое личное мнение, Например: «Что на занятии вам запомнилосьбольше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко ипочему? Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностямребенка, помагаю им научиться рефлексировать свою деятельность.
ü 4.Принимать ответственность за себя и своеокружение вовлекя детей в процесс обсуждения и самостоятельного соблюденияобщепринятых норм и правил поведения,постепенно передаю функцию контроля в рукисамих детей.
ü Строить с другими людьми(детьми)отношения.
ü 5.Сотрудничества.Личностно-ориентированная методика стремитсянаучить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относитьсяк индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется черезразные формы работы в образовательной деятельности, в частности, попарную иподгрупповую.Это позволяет достичь высокой плотности взаимодействия междусобой, вовлеченности в учебную деятельность каждого ребенка.
Принципы построения учебного плана в Личностно-ориентированном подходе:
ü Вариативность(использование на занятиях различныхзаданий, материалов, форм работы и способов действия, что позволяет каждомуребенку сделать собственный выбор на основе своих интересов и возможностей).
ü Гибкость(по ходу занятий вношу в намеченный планнеобходимые изменения,исходя из наблюдений за деятельностью детей).
ü Открытость(использование субъективного опытадетей на занятии,обратная связь).Конечно делаются лишь первые шаги поформированию у ждетей этих важных личностных качеств.
ü Цели личностно-ориентированного образованияявляются долгосрочными и рассчитаны не на один год обучения.
Групповые занятия в системе личностно-ориентированногообразования предполагают:
ü широкое использование технических средствобучения,
ü сопровождение некоторых занятий тихой музыкой;
ü свободное перемещение по группе(кабинета)впроцессе занятий
ü соединение в общий стол для занятий подгруппами.
Что недопустимо в Личностно—ориентированный подходе в воспитании ,Ошибкипедагога: Педагог который систематически указывает ребенку на его неудачи,казалось бы ,верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, еслиоставляет без внимания психологию этого ребенка, примирившегося с подобнымположением вещей.
Рекомендации:Только уважительное и бережное отношение к человеческой личности, азумно-оптиистическийподход к ее перспективам,дают педагогу возможность найти стратегию индивидуальнойработы с ребенком, которая будет способствовать пробуждению в нем уважения ксебе и уверенности в своих возможностях.