ОГЭ политературе
• Задание4. Сопоставительный анализ текста.
• Сопоставьтестихотворения
Н. М. Рубцова«Зеленые цветы» с приведенным ниже стихотворением И. А. Бунина «Ицветы, и шмели, и трава, и колосья…». К каким выводам привело вас этосопоставление?
4. План сопоставительного анализа текста
Выполняязадание, проанализировать последовательно первый и второй текст, результатыоформить в таблице
Значимые элементы текста 1 |
комментарий |
Значимые элементы текста 2
|
комментарий
|
|
|
|
|
Сопоставительныйанализ фрагментов художественных произведений.
Ответ строить по принципу«друг за другом»: сначала на основе сопоставления формулируется первый тезис,он обосновывается материалом из первого и второго текста, затем выдвигается второй тезис. Внимательно читать вопрос и следоватьчетко заданному направлению анализа. Не нужно сопоставлять фрагменты поразным параметрам.
Задание 4
• № 4 – Часть 1. Задание сопоставительного характера с развернутым ответом вобъеме 5–8 предложений
Максимальное количествобаллов – 8
Критерии оценивания выполнениясопоставительных задания 4 требующих написания связного ответа объёмом 5–8предложений .
• Указание на объём условно, оценка ответа зависит отего содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить вбольшем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можетдостаточно полно ответить в меньшем объёме).
• Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше непроверяется. По другим критериям выставляется 0 баллов.
• Если по критерию 2 «Привлечение текста произведениядля аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдениеречевых норм» работа не оценивается, по критерию 3 выставляется 0баллов.
1.Сопоставление произведений
2б.Произведения убедительносопоставлены в заданном направлении анализа.
• 1б. Произведения поверхностно, формально сопоставленыв заданном направлении анализа.
• Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемыйограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспектасопоставления.
• 0б. Не проведено сопоставлениепроизведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
2. Привлечениетекста произведения для аргументации.
• 4б. Для аргументации тексты двух произведенийпривлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений неискажена, фактические ошибки отсутствуют.
• 3б. Для аргументации текст одного произведенияпривлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,образов, микротем, деталей и
т.п.,а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений осодержании, авторская позиция обоих произведений не искажена, И/ИЛИ
• допущенаодна фактическая ошибка.
• 2б. Для аргументации тексты двух произведенийпривлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании(без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем,деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена,
• ИЛИ
• текстодного произведения привлекается на уровне анализа важных длявыполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другогопроизведения не привлекается, авторская позиция не искажена,
• И/ИЛИ
• допущенодве фактические ошибки.
• 1б. Для аргументации текст одногопроизведения привлекается на уровне пересказа произведения или общихрассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения заданияфрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведенияне привлекается, авторская позиция не искажена,
• ИЛИ
• авторскаяпозиция одного из двух произведений искажена (при любых уровняхпривлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),
• И/ИЛИ
• допущенотри фактические ошибки.
• 0 Для аргументации суждений непривлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений,
• И/ИЛИ
• искажена авторская позиция двух произведений,
• И/ИЛИ
• допущеночетыре или более фактические ошибки.
• Максимальный балл – 8.
Задание 4.Сопоставьте стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…» сприведённым ниже стихотворением И. А. Бунина «Не пугай меня грозою…». Чемразличается восприятие грозы лирическими героями этихстихотворений?
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит… Повисли перлы1 дождевые, И солнце нити золотит… С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам… Ты скажешь: ветреная Геба2, Кормя Зевесова орла3, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила! Ф. И. Тютчев, 1828 |
Не пугай меня грозою: Весел грохот вешних бурь! После бури над землёю Светит радостней лазурь, После бури, молодея, В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы! Но страшит меня ненастье: Горько думать, что пройдёт Жизнь без горя и без счастья, В суете дневных забот, Что увянут жизни силы Без борьбы и без труда, Что сырой туман унылый Солнце скроет навсегда! И. А. Бунин, 1888 |
Алгоритм работы:
•
1) Внимательнопрочитайте задание (сопоставление, т.е. сравнение. Что это такое? Сравнить,т.е.найти сходства и различия).
2) Выделитев формулировке главные слова (чем различается восприятие).
3) Вспомнителитературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания(лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении).
4)Найдите в текстахоснования для сравнения (критерии для сравнения: обратить внимание на название,тему, образы, настроение и т.д.).
5)Постройте сравнительную характеристику
(предлагаетсязаполнить сравнительную таблицу).
Сравнительный признак |
Ф.И. Тютчев |
И.А. Бунин |
Название |
|
|
Тема |
|
|
Образы |
|
|
Изобразительновыразительные средства |
|
|
Настроение |
|
|
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
• Приведенные стихотворения (фамилииавторов) схожи в…/различны в… Поэты используют (указываютсялитературные термины – композиция, тема, образы, лирический герой, лирическоенастроение, проблематика, жанр и др.) с целью/для того, чтобы…
• Так в чем же сходство/различие этих лирических произведений?
• Давайте обратимся к стихотворению (автор). (Сначаласравниваем по одному признаку сходства/различия) Цитата:«Выписывается яркая небольшая цитата, которая будет доказательствомсходства/различия). И читателю ясно, что (объясняем, что понятноиз приведенной цитаты), потому что (объясняем).
•
Возьмемдля примера цитату (приводим цитату из другого стихотворения,указываем автора): «Выписывается цитата, которая также будетдоказывать/показывать сходство/различие с первым стихотворением)».
• (Дальше берем еще один признак и сравниваем по нему так же,как сравнивали по первому признаку).
• Действительно, (доказываем еще раз), таккак (объясняем).
• Итак,можно сделать вывод, что (дается четкий ответ на поставленныйвопрос).
• Важно! Не «прыгать» и не переводить тему. Сначалавыбрать 1 признак для сравнения. От него не уходи, по нему и сравнивай! Далеепереходи к