X-PDF

Методическая разработка урока подготовки к написанию сочинения по теме Милосердие

Поделиться статьей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА,

проведенногоучителем русского языка и литературы Осмоловской Ирины Владимировна в 9 классеМБОУ «СОШ №7» г. Выборга.

 

Тема урока: Урокподготовки к написанию сочинения – рассуждения на тему «Милосердие»;

Учебник: «Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./

А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/;под. ред. А.Д. Шмелева-

М.: Вентана-Граф,2016.

 

Тип урока:урок развития речи

Вид урока:урок-беседа

ЦЕЛИ:

1.Обучающая:

Подготовитьобучающихся к написанию сочинения на тему «Милосердие».   

2.Развивающая:

Способствоватьразвитию мыслительной деятельности, устной и письменной речи обучающихся,совершенствованию умения работать со справочной литературой.

2.Воспитательная:

Создатьусловия для повышения интереса обучающихся к  учебному процессу испособствовать воспитанию чувства любви к Родине.

2.ЗАДАЧИ

1.Повторениекомпозиционных и стилистических особенностей сочинения –рассуждения;

2.Отбор иструктурирование фактического и языкового материала к сочинению-рассуждению натему «Подвиг»;

3.Составление плана сочинения-рассуждения;

4.Организациярешения учебной проблемы в совместной деятельности с учителем, индивидуально ив группах;

5. Классификацияязыковых средств по сфере их применения;

6.Мотивацияобучающихся на устное и письменное выражение патриотических чувств:почитания подвига прадедов в годы войны, гордости за настоящее своей страны;почитания материнского подвига, подвига за веру.

 

3.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

1.     Предметные

Знаниекомпозиционных  и стилистических особенности сочинения-рассужденияпублицистического стиля речи;
— умение отбирать и структурировать фактический и языковой материал для текстасочинения-рассуждения  в публицистическом стиле речи.

2.Метапредметные

-решениеучебной  проблемы в совместной деятельности с учителем и сверстниками;

-работаиндивидуально и в группе;
-составление  плана высказывания-рассуждения;
 — классификация языковых средств по сфере их применения.
3.Личностные-

-осознание  чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее России; -осознание  взаимосвязи  языка и речи на основе текста как продукта речевойдеятельности;
— выявление  зависимости выбора языковых единиц от цели, типа и стиля речипланируемого высказывания.

Оборудование:проектор,ноутбук, презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Милосердие», Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка».

Методыобучения:

•          словесный– рассказ, беседа

•          наглядный– демонстрация презентации

•          практический– коммуникативные и др. упражнения, задания

•          поисковый.

Контрользнаний учащихся: групповой, индивидуальный

Структурныекомпоненты урока

1.      Организация начала урока.

 Мотивация учебной деятельностиобучающихся. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.

2.      Целеполагание.

Формулировка планируемыхпредметных результатов.

3.      Словарная работа. Определение лексического значения слова «подвиг».Подбор эпиграфа к сочинению.

4.      Повторение композиционных и стилистических особенностей сочинения –рассуждения.

5.      Отбор и структурирование фактического и языкового материала  ксочинению-рассуждению на тему «Подвиг».

6.      Итог урока. Оценивание учебной деятельности обучающихся.

7.      Постановка домашнего задания. Комментирование содержания и тематикиисследовательских работ.

 

ХОДУРОКА

1.

Организация начала урока. Организационный момент, мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель приветствует обучающихся и объявляет тему урока:

  — «Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Милосердие».

Мотивацию речемыслительной деятельности обучающихся возможно повысить, включив в урок беседу по картине Рембрандта «Блудный сын»

-Какие чувства библейских персонажей сумел передать художник?

2.

Целеполагание.

Формулировка целей и задач школьниками.

Конкретизация их учителем.

Формулировка обучающимися планируемых предметных результатов.

3.

Словарная  работа. Определение лексического значения слова «милосердие». Подбор эпиграфа к сочинению.

На столах обучающихся находятся словари:

 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка».

 

 

 

Учитель.

Как вы понимаете значение слова «Милосердие»?

Актуализации прежних знаний и способов действий.

 Работа в группах: Обучающиеся разделяются на 3 группы.

1-я группа самостоятельно формулирует значение слова «милосердие».

2-я группа находит определение, данное в словаре.

3-я группа подбирает синонимы к слову.

Под руководством учителя обучающиеся сравнивают определение и записывают в тетрадь значение слова, представленное на слайде.

Подбор эпиграфа к сочинению.

 Анализ высказываний известных людей о милосердии с целью отбора эпиграфа к сочинению.

Учитель показывает слайд с высказываниями:

 

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

 Джек Лондон

 

Мы молимся о милосердии, и эта молитва должна научить нас с почтением относиться к милосердным поступкам.

Уильям Шекспир

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования

Федор Достоевский

https://fs00.infourok.ru/images/doc/242/227537/2/img3.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02d3/0016848a-b87eefdd/img13.jpg https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/a/AocHRWir2fgqvJP6XztyTYQUeZklIsCw5b1p0Sjd9/slide-10.jpg

Учитель: какое высказывание представляется вам  наиболее современным и почему?

Как правильно записать эпиграф к сочинению?

Отвечая на поставленные вопросы, обучающиеся выбирают для своего сочинения и записывают в тетрадь наиболее понравившееся высказывание.

4.

Повторение композиционных и стилистических особенностей сочинения –рассуждения.

 

 

Актуализации прежних знаний и способов действий.

 Учитель. Сейчас мы вспомним, в чем особенности композиции сочинения-рассуждения.

Обучающиеся называют эти особенности, обосновывая своё мнение: рассуждение предполагает доказательство какого-либо тезиса.

1.Рассуждение – тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2.Строение текста-рассуждения. В таком тексте обычно выделяются 3 части: 1) тезис; 2) доказательство,  то есть аргументы; 3)вывод.

3. Тезис — это высказанная мысль, то есть   выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывается.

4.Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется, обоснования тезиса.

5. Аргументы должны быть убедительными. Факты и цифры – самые убедительные аргументы.

 [Сокольницкая Т.Н.  ЕГЭ — 2008. Русский язык : сочинение-рассуждение (часть С) . —  Москва : Эксмо, 2008.]

1.      Как строится доказательство тезиса, сформулированного в 1 части сочинения-рассуждения?

2.      Что такое аргументы?

3.      Что означает — доказать свой тезис?

4.      Проблемный вопрос: Что такое абзац? Как мы определяем количество абзацев в нашем сочинении?

Девятиклассники вспоминают особенности построения доказательства к сочинению-рассуждению, особенности композиции, необходимость абзацного членения сочинения.   Общий план сочинения-рассуждения записывается в тетради.

5.

Отбор и структурирование фактического и языкового материала  к сочинению-рассуждению на тему «Милосердие».

 

 

Учитель.

Ребята, вы получили опережающее задание. В течение урока мы обратимся сразу к разным источникам  фактического материала.

 (Класс был разбит на три творческих группы).

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Наступило время вам  аргументировать свою точку зрения по поднятой проблеме.

Итак, отчет групп.

1 группа

Приведите аргументы проявления милосердия из истории Российского государства.

 В ознаменование победы над печенегами князь Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение. Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

 Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внёс в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру. Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремёслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство.

Выдающийся полководец князь Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской продолжил традиции благотворительности предков: князь помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.

 Поучение В.Мономаха.

Все мы знаем имя великого киевского князя Владимира Мономаха. Он вошел в русскую историю не только как государственный деятель и полководец, но еще и как писатель и мыслитель. Он является автором знаменитого Поучения — выдающегося памятника древнерусской литературы 

“Поучение” притягивает к себе силой мудрости, ума, большого жизненного опыта. Поучение Владимира Мономаха адресовано его сыновьям. Но не только. Князь обращается и к другим слушателям и читателям. Владимир Мономах перед собой поставил цель — просветить своих потомков.  Мономах советует своим потомкам.

 Завещание Мономаха своим детям?

А куда ни пойдете,
Где ни остановитесь в пути,
Везде напоите и накормите 
Всякого просящего…
…Вы же поступая хорошо,
Не ленитесь на все доброе.
Не пройдите мимо человека,
Не приветствуя его,
А скажите всякому при встрече
Доброе слово.

Можно сказать, что все советы Владимира Мономаха остаются важными и в наше время. В них мудрость и милосердие «Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего». «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека». «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны». «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Он писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к нам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можешь почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым»

Аргумент:

Слова поучения актуальны и сегодня

Дополнительный материал

Сестры милосердия

Даша Севастопольская – первая сестра милосердия Крымская война

Дочь погибшего в Синопском сражении матроса Лаврентия Михайлова Даша стала одной из первых женщин, посвятивших себя помощи раненым солдатам. Она не только работала в госпитале, но и оказывала помощь раненым прямо на поле боя. Солдаты часто знали только имя своей спасительницы, поэтому прозвали девушку Дашей Севастопольской.
Многие жительницы города последовали ее примеру.
Дарья Михайлова помогала известному русскому хирургу Николаю Пирогову, который во время Крымской войны трудился в Севастопольском госпитале во время первой обороны Севастополя в 1854-55 годах. Под его руководством была создана принципиально новая форма помощи раненым — институт сестер милосердия.
Даша Севастопольская была награждена золотой медалью «За усердие». Она стала единственной представительницей низшего сословия, удостоенной такой награды за участие в обороне Севастополя.

Движению сестер милосердия — 150 лет 

• СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто сестрички… 
• Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих Севастопольских рассказах Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью За оборону Севастополя

 

2 группа

Отражение милосердия в произведениях художественной литературы

 

Размышляя о подлинном и мнимом милосердии, уместно вспомнить стихотворение И.С.Тургенева «Два богача». (Ученица читает стихотворение наизусть).

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

—  А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

— Как вы понимаете смысл стихотворения? — Почему далеко Ротшильду до этого мужика?

В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика».

Учитель(вывод):

Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.

В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства

Ф.М. Достоевского «Божий дар» 

Учитель:

Это будет еще один из аргументов нашего сочинения. Какие аргументы вы можете привести, анализируя данное стихотворение.

Учитель:

Скажите, каким образом мы можем использовать прослушанный материал в своем сочинении? (в качестве аргументов)

Аргумент:

Помощь ближнему – давняя славянская традиция

Очерк Д . Гранина «Милосердие»

-Какую проблему поднимает автор в этой статье?

                                                     (Равнодушие)

-Почему он задался таким вопросом? 

                                                        (Бездушие, жестокость стали нормой).

-Что нужно сделать, чтобы милосердие существовало?

-Нужно ли работать над своими качествами характера?

 

Аргумент:

Каждый человек может быть либо жестоким , либо милосердным. Выбор за вами!

 

3 группа

Милосердие…

Нужно ли оно в наше время?

Фонд Константина Хабенского— актер -спасение детей с заболеваниями головного мозга.

«Дорогие друзья! На сегодняшний день благотворительность — это, пожалуй, единственная территория, где люди не пытаются реализовывать свои амбиции и достигать каких-либо целей, кроме одной — бескорыстная помощь человеку. Деятельность нашего Фонда направлена на спасение детей с заболеваниями головного мозга. Любой, даже самый скромный ваш вклад очень важен. Ведь каждая спасенная жизнь — бесценна!»

С уважением, Константин Хабенский

После смерти жены,…. он живет в совершенно обычной квартире и почти все свои гонорары … жертвует на благотворительность. На сегодняшний день Костя Хабенский… спас от рака головного мозга около 150 детей….

 

Писатель Даниил Гранин  — создатель первого в стране Общества милосердия. Он способствовал развитию этого движения в России

Мать Тереза.

Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям — благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

Принцесса Диана

Принцесса Диана активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью (в частности, была активистом движения за прекращение производства противопехотных мин и борьбы со СПИДом). Была одной из самых популярных в мире женщин своего времени. Диана прославилась своей добротой и тем, что могла общаться с представителями разных слоев общества. Также она была активисткой многих благотворительных акций (активный член движения по борьбе со СПИДом)

15-16 июня 1995 года принцесса Диана побывала с кратким визитом в Москве. Она посетила Тушинскую детскую больницу, благотворительную помощь которой принцесса оказывала и ранее. Диана подарила больнице медицинское оборудование.

Чулпан Хаматова – народная артистка России Фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь»

Учредитель Фонда. 10лет Фонд был создан 26 ноября 2006 Фонд организовывает ежегодные концерты в поддержку детей — концерт «Подари жизнь» Фонд помогает детям из 7 медицинских учреждений. Чулпан Хаматова отдала 5 миллионов госпремии онкобольным детям.

Доктор Леонид Рошаль 

Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.

Более 40 лет А. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами. А. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им провел благотворительные творческие вечера и концерты для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России, так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль).

Российские медсестры военного госпиталя Биробиджана Надежда Дураченко и Галина Михайлова погибли в Алеппо 5 декабря в результате артиллерийского обстрела  госпиталя. Медики работали в Сирии в 2016 году в течение трех месяцев, они помогали спасать раненых женщин и детей. Им было около 40 лет, у них остались дети. Посмертно награждены Орденом Мужества

Учитель:

 —Скажите, каким образом мы можем использовать прослушанное

В процессе подготовки к сочинению учитель  и  обучающиеся обращаются к примерам проявления милосердия.

В тетрадь обучающиеся записывают ключевые слова, тематическую лексику, словосочетания, имена и фамилии героев, другой фактический материал.

В процессе сбора материала учитель проводит орфографическую работу, повторяя с обучающимися

написание слов:

В милосердии я чувствую…

В слове милосердие я слышу

повторяет правила постановки знаков препинания в предложениях с отсутствующей глагольной связкой:

Быть милосердным – значит…


Составляют и записывают план своего сочинения.

Учитель проводит опрос, уточняя, о каком  или каких героических поступках будет писать каждый обучающийся.

6.

Итог урока.

(Рефлексия). Оценивание учебной деятельности обучающихся.

Учитель подводит итоги урока. К какому выводу мы сегодня пришли? Все ли знают, о чем они будут писать свое сочинение? Достигли ли мы намеченных результатов? Оценивание учебной деятельности обучающихся.

7.

Постановка домашнего задания. Комментирование содержания и тематики исследовательских работ.

 

Обучающиеся сами формулируют домашнее задание — написать сочинение-рассуждение на тему «Милосердие».

Учитель комментирует содержание и тематику исследовательских работ, заданных обучающимся ранее на тему «Героические страницы из истории моей семьи».

 

https://i.pinimg.com/736x/0d/3a/6d/0d3a6d3e6ccef4a1b964785938a281be--prodigal-son-oil-painting-reproductions.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет