Государственное областное бюджетноеучреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детейс органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтическихметодов работы с детьми с ОВЗ.
Автор:
Суровцева Е.В.
(воспитатель коррекционной педагогики
кабинет арт-терапии)
г. Апатиты
Дошкольный возраст – яркий, неповторимый период вжизни каждого человека. Именно в это время устанавливается связь ребёнка смиром людей, природой, миром предметов. Развивается мышление, познавательныйинтерес, любознательность, проявляются творческие способности ребёнка.
В современной практике дошкольного образования особуюактуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детейс ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкойпсихического развития и общим недоразвитием речи.
Эмоции — особый класс психических процессови состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами,отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страхи т. п.). Они ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает,мыслит. В детском возрасте эмоции играют еще более важную роль: они помогаютвоспринимать действительность и реагировать на нее.
Умение управлять своими эмоциями — главноедостижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис7 лет. Но это только в том случае, когда ребёнок к концу дошкольногопериода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни; если опыт беден, тоему сложно научиться подобному управлению. Эмоциональная сфера дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности, посколькулюбой дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.
Можно выделить ряд существенных особенностей,характерных для эмоционального развития дошкольников с ОВЗ:
• незрелостьэмоционально-волевой сферы,
• органическийинфантилизм,
• нескоординированностьэмоциональных процессов,
• гиперактивность,
• импульсивность,
• склонностьк аффективным вспышкам,
• страх итревожность.
Вне зависимости от того, какими причинами вызванонедостаточное развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников, естьнесколько задач, которые необходимо решить для того, чтобы смягчитьвыраженность нарушений: формирование саморегуляции и навыков самоконтролянад своими действиями, а также развитие умения сдерживать аффективныепроявления. Именно эти задачи могут решаться с использованием арт-терапии.
Творчество тесно связано с жизнью ребенка,наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети ещене умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать,играть.
Понаблюдайте за детьми на берегу реки или моря, гдевесь берег усыпан камешками, разнообразными по форме, цвету, величине. Ребенок,не отрываясь, перебирает пальчиками камешки: складывает их в большие ималенькие кучки, пересыпает из ладошки в ладошку, строит из них горки, замки,выкладывает дорожки, фигурки. Или девочки, которых допустили до маминойшкатулки с «сокровищами». Они перебирают бусы, разглядывают отдельные бусинки,меряют украшения, поглаживают их. Эта игра может длиться бесконечно. Ребенокнастолько увлечен своей игрой, что порой не замечает происходящее вокруг него. Играя,ребенок не думает, что в процессе этой игры развивается. Он просто получаетистинное наслаждение от самой игры, от этой манипуляции с такими разными иинтересными камешками.
Терапия камнями – это один из наиболее эффективныхспособов работы с детьми. В процессе работы с камнями дети непроизвольнополучают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояниесвоего внутреннего «Я».
В экспериментальных исследованиях Анны ВалерьевныЧерняевой отмечается, что «средства камнетерапии вызывают просветленные идобрые чувства и состояния, способствуют мыслительным и творческим процессам».Использование на занятиях камней способствует сближению детей с природой,воспитанию бережного, заботливого отношения к ней. Работая с этим материалом,дети развивают в себе аккуратность, воображение, творчество при воплощениисвоего замысла, а также волевые качества в моменты преодоления трудностей.
Камни, привлекая, будоража, способны «менять»состояние тревожности и связанных с ним ощущений усталости и напряжения, начувство безопасности, расслабленности, уверенности, доброжелательности, такимобразом, высвобождая творческий потенциал, и делая возможной реализациютворческих потребностей, а значит, учат видеть, слышать, представлять,стремиться, реализовывать – одним словом — развиваться. Цвет, форма и текстуракамней воздействуют на психику человека, активизируя в головном мозге центрыудовольствия посредством органов зрения, осязания и тактильных ощущений.
Кроме эмоционального развития, игры с камешкамисоздают условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук -отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствуетразвитию различных мышц руки, создает условия для развития памяти, мышления,речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности,совершенствуется зрительно-моторная координация.
Цель камнетерапии: развитие воображения,исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятиетревожности, агрессивности и страхов.
Задачи:
· развитиеспособности работать руками, точности движения пальцев:
· стабилизацияпсихических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;
· развитиеумения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;
· воспитаниепроизвольного внимания;
· воспитаниеэстетического отношения к камням.
Работа с камнями организуется индивидуально. Важнопочувствовать особенности восприятия ребенком камней, ориентироваться наиндивидуальные возможности и особенности. Усложнение упражнений и игр происходитпо мере расширения индивидуальных возможностей дошкольников с ОВЗ.
Первый этап — этап знакомствадетей с камнем. Рядом с ребенком на коврик или стол высыпается определенноеколичество разных камней, и взрослый не побуждает ребенка к совершению действийс ними, а сам демонстрирует способы деятельности: поглаживает их, перемешивает,постукивает ими, прячет в ладонях и т.д.
На втором этапе, когда камень ужеосвоен, можно использовать такие упражнения как «Ванночка с камнями». Ребенкупредлагается емкость с камнями разной формы, цвета и размера. Малыш, чащевсего, заинтересовывается тем, что там находится и начинает перебирать,перекладывать их из емкости в емкость, рассматривать камни и т.д.
Третий этап содержит в себе простые игры иупражнения, такие как «Найди игрушку», «Собери камешки в коробку» (ведерко;бутылку; тубус; мешочек — по мере усложнения), «Нащупай в мешочке камень»(среди фасоли, салфеток и т.п.), «Нащупай в камнях игрушку»
На четвертом этапе проходят болеесложные игры. Они отражают сюжетные линии художественных произведений,жизненных ситуаций с использованием камней как замещающих предметов – колышковдля забора, кирпичиков для дома, продуктов. На этом же этапе проводятся игры наразвитие математических способностей с использованием камешков, развитиелогики, памяти, внимания: «Продолжи ряд», «Угадай на ощупь», «Четвертыйлишний», «Выложи по заданию», «Построй по схеме» и т.д.
Доступная и привлекательная игровая ситуация назанятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкийинтерес к познанию.
Игры с камнями оказывают положительное влияние напсихику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание делаетмалыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Игры сразноцветными камнями вызывает положительную реакцию у детей: радость, улыбку,положительные эмоции. В силу радостных эмоций, сопровождающих действия скамешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость,что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья наших малышей.