Консультациидля родителей «Развитие мелкой моторики рук, как
средстворазвития речи у детей»
В последние годы внашей стране отмечается тенденция на увеличение
количества детей сотклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,
прежде всего, с неблагополучнымиэкологическими условиями, различными
инфекциями.
Проблемаисправления речи в наше время является актуальной. Учитывая,
что речевыеотклонения возникают в раннем возрасте их необходимо
своевременновыявлять и исправлять.
Научноустановлено, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости отстепени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается такжеследующая закономерность: если развитие движений
пальцев руксоответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы,если же развитие движений пальцев отстаёт, то
задерживается иречевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть
нормальной и дажевыше нормы.
У детей, имеющихдиагноз фонетикофонематическое недоразвитие речи,
отмечаетсявыраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а
такженедостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с
речевой функцией.
Неподготовленностьк письму, недостаточность движений ручной моторики
может вызыватьнегативное отношение к обучению в школе уже на самых
первых этапах.
Вот почему работапо развитию мелкой моторики является важной
составляющейобучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа
именно поподготовке к письму, а не само письмо.
Движения рукичеловека формируются в процессе воспитания и обучения
как результатассоциативных связей, возникающих при работе зрительного,
слухового иречедвигательного анализаторов.
Высокий уровеньразвития мелкой моторики свидетельствует о
функциональнойзрелости коры головного мозга и о психологической
готовности ребенкак школе. Игры и упражнения на развитие мелкой
моторики оказываютстимулирующее влияние на развитие речи. Они
являются мощнымсредством поддержания тонуса и работоспособности коры
головного мозга,средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Сначаларазвиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется
артикуляцияслогов; всё последующее совершенствование речевых реакций
стоит в прямойзависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом,есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи
— такой же, как иартикуляционный аппарат.
6
С этой точкизрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Выдающийся педагогВ. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и
дарований детейнаходятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идуттончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли». Этосовершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее
представительствов моторной зоне коры головного мозга.
Систематическиеупражнения по тренировке движений пальцев рук наряду
со стимулирующимвлиянием на развитие речи является мощным средством
повышенияработоспособности коры головного мозга. Возможность познания
окружающих предметову детей в большей степени связана с развитием
действий рук.
Умение выполнятьмелкие движения с предметами развивается в старшем
дошкольномвозрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается
созреваниесоответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких
мышц кисти. Важно,чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к
усвоению новыхдвигательных навыков.
Поэтому придаетсябольшое значение использованию этого факта в работе с
детьми, имеющиминарушения в развитии речи.
Выполняяпальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего
развития мелкоймоторики рук, которая не только оказывает благоприятное
влияние наразвитие речи (так как при этом индуктивно происходит
возбуждение вцентрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму.
Кисти рукприобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованностьдвижений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков
письма.
Всё это создаётблагоприятную базу для развития речи и более успешного
обучения в школе.