Участник Кудрявцевскихпедагогических чтений
Морозова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка илитературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Усть-Илимска Иркутскойобл.
Спецкурс «Культураречевого общения»
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципыреформы системы образования. Само образование рассматривается как средствобезопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способсаморазвития личности. В этих условиях происходит смена приоритетов вобразовании, становится возможным усиление его культурообразующей роли,появляется новый новый идеал человека образованного в виде «человека культуры», «человека облагороженного образа», обладающего умственной,этической, эстетической, общественной-духовной культурностью. Средством иусловием достижения этого идеала, самой целью образования становитсякоммуникативная культура личности, включающая в себя как составные частиэмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.
Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание,убедительно отстаивая собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь иадекватно реагировать на неё.
В данном спецкурсе отражено формирование речи школьников, взят вовнимание учёт соотношения языковых и экстралингвистических факторов (цель,ситуация, мотив…). Нельзя не учесть и то, что современные коммуникационныезадачи лежат прежде всего в сфере спонтанного устного речетворчества, поэтомуважно использовать наследие ораторов древности.
Данный спецкурс выдвигает решение двух на сегодняшний день важнейшихлингводидактических задач:
1. сформировать у обучаемыхнавыки, достаточные для понимания однократно звучащей речи (из разныхисточников информации) и соответствующего реагирования на неё;
2. обучить умению спонтанноговыступления.
Если первая задача актуальна практически для всей системы обучения, товторая — более для профильных гуманитарных классов.
Речь идёт также об интегрировании в практических целях сведений,полученных в смежных областях знания, для решения одной из важнейших задач –обучения культуре устного и письменного речевого общения.
Предлагаю тематический план спецкурса «Культура речевогообщения». Разумеется, количество часов, равно как и перечень затрагиваемыхвопросов, могут быть изменены с учётом специфики условий обучения и контингентаобучаемых.
№ п/п |
Тема |
К-во часов |
1. |
Понятие культуры речевого общения (КРО). КРО как элемент общей культуры человека. Ораторское искусство в древнем мире(Греция, Рим, Китай, Индия). НТР и современные проблемы КРО. Социальные и социолингвистические основы КРО. |
2 |
2. |
Психолингвистические основы и аспекты речевого общения. Формы и виды речевой деятельности. Способы формирования и формулирования мысли. Формы и виды речи. Устная, письменная и внутренняя речь, трудности восприятия речи и пути их преодоления. Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
4 |
3. |
Лингвистические основы и аспекты КРО. Понятие нормы современного русского языка. Русская литературная разговорная речь и литературная книжно- письменная речь. Сферы общения. Словари, их виды. |
4 |
4. |
Психологические основы общения. Ситуативная обусловленность контактной и дистантной форм общения. Умение общаться в различных организационных формах и уровнях. |
4 |
5. |
Русский речевой этикет, его формулы. |
2 |
6. |
Риторические приёмы и средства речетворчества. Понятие о риторических фигурах. Пафос и эпос. Диалог, монолог, полилог. |
4 |
7. |
Наблюдение за речью, функционирующей в различных сферах общения. Наблюдение за композиционной организацией устных и письменных текстов, за приёмами и средствами построения суждения. Работа над техникой речи (произношение, интонирование, паузация) с учётом специфики текста. Построение собственных текстов. Речетворчество на заданную тему с учётом специфики профессии. |
16 |
Итого: |
36 |
В основу спецкурса положены сведения курсов: «Культура речи»,«Выразительное чтение», «Риторика» и «Деловое общение». Они рассчитаны восновном на устную форму речи. На протяжении многих веков риторика была нормойкультуры, одной из классических гуманитарных дисциплин, изучающей действующегоречью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительнойречи.