«Государство на берегах Нила»
Цели и задачи урока:
1) проверить знания учащихся;
2) выявить пробелы в этих знаниях;
3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта;
4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией,иллюстрациями;
5) развивать историческое и творческое мышление учащихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: фронтальная,индивидуальная.
Средства обучения:
1) Вигасин А.А. История древнего мира: учеб. для 5 кл.общеобразоват. учреждений, – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 303 с.
2) Презентация Microsoft PowerPoint.
3) Компьютер и мультимедийный проектор.
4) Набор иллюстраций по истории Древнего Египта.
5) Историческая карта.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “ДревнийЕгипет”. На протяжении нескольких занятий мы рассматривали историю этой страны,знакомились с образом жизни и культурой египтян. Сегодня мы вспомним основныесобытия древней истории Египта.
2. Повторение ранее изученного материала.
I. Работа с контурной картой:
1.Напишите название реки, протекающей черезЕгипет, и границы государства.
2.Закрасьте зелёным цветом районыземледелия.
3.Напишите название двух морей, ближайших кЕгипту.
4.Закрасьте кружочек, обозначающий древнююстолицу Египта, и напишите её название.
II. Вставьте пропущенные слова иохарактеризуйте жизнь жителя Египта, какую должность занимал в жизнидревнеегипетского общества.
Длявельможи еще при его жизни строили (каменную гробницу), стены которойукрашали (надписями, рисунками). Египтяне верили, что все нарисованное ивысеченное из камня чудесным образом (может ожить). Вельможа приказывализобразить в (гробнице) себя, свой дом, жену, детей и (все имущество),чтобы после смерти жить, как и прежде. У вельможи был (красивый дом).Рядом с домом росли (фруктовые деревья, цветы), был (бассейн).Одежда вельможи была(из тонких льняных тканей) . Когда он выходил издома или принимал гостей, то надевал много украшений(золотые браслеты,кольца, ожерелья). На столах было вкусная еда(мясо, хлеба и печенья,фрукты, сладости, пиво). Развлекали (музыканты, красивые танцовщицы).Носили вельможу в (специальном кресле с навесом).
Земледельцамприходилось много (трудиться). Особых усилий требовало строительствоканалов и земляных насыпей, необходимых для (орошения) полей. Поля, куда(вода не доходила), поливали при помощи специальных приспособлений – (шадуфов).(Земледельцы) отдавали в казну часть урожая и скота – (платили налоги).Дом был построен из (тростника), обмазанный (илом). Двери тутредко запирают- красть всё равно нечего. На обед можно было увидеть (лепёшку),одну-две луковицы, подсушенную на ветру и солнце (рыбу), а иногдасладкие плоды- (финики, инжир, виноград). (Одежды) на них совсемнемного: ведь очень (жарко).
При храмахнаходились жрецы- (служители богов). Только они могли заходить в (храм).Жрец (натирал) статую душистыми маслами, (одевал) её, подносил (вкусноеугощение), а затем удалялся, (пятясь), чтобы не повернуться к богу (спиной).
(Фараоны) дарили храмам, то естьбогам, (сады, пашни, золото, рабов). Распоряжались всем этим (жрецы).Жрецы были (богаты и могущественные), потому что египтяне верили,что они говорят от имени самих (богов).
III. Египтяне писалииероглифами, их насчитывалось более 700. Иероглифы состояли из условных знакови фигур, изображающих разные предметы и согласные звуки, гласные звукииероглифами не передавались.
А) На доске написаны слова (понятия) связанные с Египтом, вызаметили что только согласные буквы, а гласные должны вставить и получить слова
Б) Полученные понятия соотнесите сопределениями.(прекреплены листочки с определением к доске)
Древнейший материал для письма, изготовленный из нильскоготростника. (Папирус)
Островок зелени в пустыне. (Оазис)
Столица объединённого Египта. (Мемфис)
Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)
Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)
Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)
Значки, используемые египтянами при написании слов.(Иероглифы)
Из этого материала изготавливалось большинство оружия в Египте, сплав меди и олова. (Бронза)
Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)
Вера в вымышленные сверхъестественные существа. (Религия)
Люди, которыеслужили богу в храмах. (Жрецы)
Имя бога солнца. (Амон)
IV.
· Древние египтяне верили, чтолюдьми и природой управляют могущественные боги. Люди пытались им угодить,задабривали подарками, молились о пощаде и милости. Самым главным среди боговсчитали египтяне бога солнца— Амон-Ра.
· Люди живут на земле, а надними раскинулся огромный шатёр неба.
· Миф об Осирисе и Исиде.
Рассказать про богов Древнего Египта
1. Амон-Ра (бог солнца) и Апоп(бог тьмы)
2. Геб (бог земли) и Нут (богинянеба)
3. Осирис (судья в странемёртвых) и Исида (защитница всех жён и матерей), Гор (покровитель земныхфараонов)
V. Египтяне обожествляли фараона, они верили, что без фараона, так жекак без Солнца, невозможна жизнь на земле. Амон-Ра- царь среди богов, а фараон-царь среди людей. Владыка Египта стремился укрепить свою власть, расширить своивладения и приумножить богатства. Для этого они совершали завоевательные походына соседние страны.
1. Обозначьте стрелками направлениязавоевательных походов египетских войск.
2. Страны и полуостров, завоёванные фараонами за пределами Египта,обозначены на карте цифрами. Напишите их названия и завоёванную добычу.
3. Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараонаТутмоса, и напишите название этого города.
Юг-Нубия-золото
Запад-Ливия-скот
Северо-Восток- Синайский полуостров-медь
Север- Палестина,Финикия,Сирия
Самые крупные завоевания совершил- в 1500году до н.э.Тутмос III
Но египтяне добивались успеха не только вбоевом искусстве, но так же и в строительном. Ведь они построили первое чудо изсеми чудес света- пирамида фараона Хеопса (около 2600 г. До н.э)150 м.
А так же они добились успеха в математике, астрономии, медицине.
Тест
Заключительное слово:
Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств вмире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческогостроя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше изучение поДревнему Востоку не заканчивается. Следующая глава – Древнее Двуречье.
Рефлексия