Использование игровых технологий в работес детьми с интеллектуальными нарушениями
Внастоящее время прослеживается поиск эффективных средств для процесса обучения,воспитания и развития детей, имеющие нарушения в развитии интеллекта. Многочисленныминаучными исследованиями доказано, что существует тесная взаимосвязь междуумственным трудом и физическими нагрузками. Физические упражнения становятсярегулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами, в том числе ипсихическими. Абасов М.Г.(1997) рассматривает состояние навыков пространственнойориентировки у младших умственно отсталых школьников. Другой автор как, ВайзманН.П.(1976) изучает психомоторику детей олигофренов. Ученый Гориневский В.В.(1951)предлагает место коррекции и выравнивание в физической культуре. Дмитриев А.А.(1990) изучает оздоровление учащихся средствами физической культуры. Наиболееценным и перспективным в свете обозначенных проблем представляет использованиеигровой технологии на занятиях дефектолога. Однако есть основания считать, чтовоспитательный и развивающий потенциал игровых занятий все еще полностью нераскрыт.
Цель исследования – проверить эффективность использования игровой технологии назанятиях с детьми 9-10 лет с нарушением интеллекта, определить влияние ее наформирование и развитие ВПФ, двигательную подготовленность школьников.Представляю разработанную структуру игровой технологии (ИТ). Она включает дваблока: внешний и внутренний. Внутренний блок используется для управленияпроцессом обучения и воспитания, а внешний — для построения такой технологии.Внешний блок включает: а) приоритетную цель; б) исходящие из нее задачи; в)организационно-педагогические условия; г) функции ИТ; д) результат примененияИТ. Внутренний блок составляет: а) моделирование содержания; б) новые подходы кобучению; в) организационно-методическую основу обучения игровым упражнениям;г) творческую направленность педагогическим процессом; д) виды игровых заданий.Все компоненты внешнего и внутреннего блоков взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Однимиз компонентов технологии является моделирование содержания занятия, котороерассматривается как процесс исследования объектов познания на их моделях.Разработанные различные игровые модели «Здоровье в порядке», «Спортик», «Мысильные и ловкие» построены на реально существующих предметах и явлениях,каждая из которых имеет свое назначение, задачи, содержание, технологиюобучения, форму обратной связи, методическое обеспечение. Игровые моделипостроены с учетом физиологических закономерностей этапов формированиядвигательных навыков. Игровые задания все систематизированы и имеют свою нумерациюи иллюстративный материал. Содержание первой модели составляют теоретическиесведения о ценностях физической культуры и спорта, здоровом образе жизни, огигиене тела. В основу второй модели заложена базовая школа движений. Модель«Мы сильные и ловкие» базируется на взаимосвязи физического и умственногоразвития детей. Например. составить «классификационное древо» для понятий«человек», которое направлено на развитие логического мышления. Оно позволялонаглядно представить родовидовую иерархию понятий. Выполняя эстафету, детисобирали (с помощью дидактического материала) древо для понятий «человек»(родовое), «мужчина» и «женщина», «ребенок», «девочка», «мальчик», «юноша»,«девушка», «бабушка», или по отдельным частям тела и т.д. В другом случае детисобирали древо «дом» (земля, дерево, бревно, гвозди, стекла, шифер, печь) и др.Выполнение таких игровых заданий способствовало развитию у школьниковлогического мышления.
Схемы– задания предназначены для развития самостоятельности. Например, на карточкеизображено 6 пар рукавичек, на каждой паре свой рисунок. Эти бумажные рукавичкиразбросаны «по кочкам» в хаотичном порядке. Задание: школьник выполняя «прыжкипо кочкам по болоту» должен собрать парные рукавички с одинаковым рисунком. Надругой карточке изображены цифры в хаотичном порядке, ребенку необходимо,прыгая через «лужи» собрать «цифры» по порядковому счету. В конце занятия детямпредлагались игры-задания, которые основаны на групповом двигательном решении ибыстроты двигательной реакции и сообразительности детей. Каждая подгруппа посигналу должна двигательно изобразить предмет, который называет учитель иполучить заработанные очки по занятым местам. Например, «солнце», «река течет»,«ветер», «лестница» и т.д.
Большойинтерес вызывает у детей проведение «Игротеки». Например, такие как «Птичийбазар», «Лесные зигзаги», «Игровой лабиринт», «Ловушка» содержание которыхсоставляют нестандартные задания («медведь» должен танцевать под птичью трельили «заяц состязается в хитрости с лисой. В игровом лабиринте найти правильныйвыход из него.).
Особенностьюзанятий является использование новых подходов к обучению, которые в ходе экспериментальнойработы выявили положительные результаты. Одним из вариантов нового подхода кобучению явилось использование нагрудных повязок, которые дети одевали на себяи выполняли определенные двигательные задания. Они представлены дидактическимматериалом, на котором нарисованы в одном случае –буквы (учитель текстом проситвыполнить задание: «Саша, Маша стройся в ряд, все умеем мы читать), в другом–цифры (единичка прискакала следом тройка прибежала, плюсик втерся между ними.Что получится за ними?), в третьем изображены предметы или явления природы,характерные для времени года или виды спорта. В – четвертых, на трафаретахнарисован различный инвентарь для видов спорта: баскетбол, футбол, волейбол, ракетка,шарик, шайба и др. В пятом – части тела человека и люди разного возраста.Например, представляем время года — «зима», на одном трафарете изображенысанки, на другом елка, на третьем — коньки, лыжи и т.д. все эти игровые заданиясопровождаются текстом, составленным заранее. На текст учителя дети должныпостроить предложение или выбрать правильный ответ. В итоге, эти разработанные игровыемодели, которые включают различные задания с использованием схем-заданий,карточек-заданий, игротеки, интегрированных заданий вызывали не только интересу детей, но и ускорили процесс формирования и развития высших психическихфункций, способствовали воспитанию физических качеств, новых двигательныхнавыков.
Проведеннаяопытно-экспериментальная работа исследования показала свою эффективность.
Библиографическийсписок:
1.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов. – Москва : Академия, 2007. – 371 с.
2.Швалева, Т. А. Игра. Творчество. Ребенок [Текст] : учебное пособие длястудентов / Т. А. Швалева. – Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2007. –118 с.