Я работаюдефектологом и все чаще ко мне на занятия приходят дети с подозрением на РАС.Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время увеличилось числорождения детей с данным диагнозом. На сегодняшний день недостаточно изученыпричины возникновения раннего детского аутизма у детей. Современный мирстановится все быстрее и агрессивнее, век технологий сказывается и на экологиии здоровье. Мамы, будучи беременными находятся в постоянном стрессе. В семейномвоспитании наблюдаются серьезные трудности. Уже никто не поет малышамколыбельные и не читает сказки, нет семейных ценностей, дети играют не в куклыи машинки, а с пеленок видят гаджеты и смартфоны.
Для детей с расстройствомаутистического спектра очень важно выбор игрушек. Магазины переполненымонстрами и чудовищами, которые искажают восприятие действительности. Эторазрушает детскую психику и накладывает отпечаток на поведение во внешнем мире.Большая ответственность за выбор игрушки лежит на родителях, следует учитыватьпсихологические особенности ребенка. Очень вредны детям с РАС электронныеигрушки, так как они вызывают психологическую зависимость, тем самым еще большеотстраняя от игры со сверстниками, заменяя живое общение на планшет. Игрушкивлияют на физическое и психическое здоровье детей и их успешность в будущем.Необходимо помнить, что для гармоничного воспитания ребенка необходимы нетолько игрушки, а живое общение и забота близких.
ВГосударственном Дарвинском музее уже много лет проводится реабилитация детей сРАС. Цель работы инклюзивных программ и мероприятий: расширение сенсорного иэмоционального опыта детей, кругозора и исследовательской активности. Детипринимают активное участие в адаптированных уроках и мастер-классах. Родители ипедагоги отмечают увеличение познавательной активности и творческойинициативности. Встречаясь с посетителями музея, взаимодействуя с ними, дети с РАСусваивают социально приемлемые формы общения и используют это в будущем.
Одним изметодов коррекции детей с РАС используется – Дельфинотерапия. Данный метод неимеет оценки эффективности, но положительные результаты говорят, чтодельфинотерапия помогает детям с расстройством аутистического спектра уменьшитьпроявление стереотипности в поведении, увеличить концентрацию внимания, улучшитьречевые навыки, стабилизировать эмоциональное состояние. Ожидаемые эффектыпосле дельфинотерапии: улучшение социального взаимодействия; снижениенежелательного поведения; повышение толерантности к сенсорным стимулам (вода,звуки, тактильные прикосновения); положительные изменения неврологическихпоказателей и эмоциональной регуляции.
«Читаю безмамы» и «Мой альбом» это мобильные приложения, разработанные для обучения детейс расстройством аутистического спектра. Представленные электронные программыспроектированы на базе традиций отечественного научного знания и помогают врешении задачи включения детей с РАС в образовательный процесс. Приложениядополнены методическими рекомендациями для родителей и специалистов. Обращаяськ опыту использования цифровых помощников, можно сделать вывод о том, что ониявляются отличным средством, упрощающим организацию образовательного процесса,адаптацию учебного материала к потребностям конкретного ребёнка. А также оченьважно, что с помощью мобильных приложений ребенок осмысленно выполняетдействия.
В настоящеевремя система помощи детям с РАС интенсивно развивается. В Российской Федерацииосвещено современное состояние проблемы оказания помощи детям с РАС. «Кашенкинлуг» это трехкомпонентная структура программы консультативногопсихолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС.Программа включает в себя разработку образовательного маршрута и полученияобразной связи для анализа и динамики развития.
Поведение –уникальное явление, свойственно только одному индивидууму и проявляется в егосреде. Поведенческих специалистов становится все больше, и их практическаядеятельность соответствует правилам профессиональной этики. Острым вопросом вработе с детьми с расстройством аутистического спектра является выбор методовразвития речевых навыков. Существует такой способ взаимодействия как «PECS».Это система альтернативной коммуникации с помощью обмена изображениями.Экспериментальная оценка данного метода является положительной. Применение «PECS»не ограничивается индивидуальной работой, так же применяется на групповыхзанятиях.
С каждымгодом детей с диагнозом РАС становиться все больше. Необходимо проводить новыеисследования и искать методы коррекции поведения, обучения, социализации такихдетей. Инклюзия помогает адаптироваться детям с данным диагнозом в нашем мире.Мы должны помочь сделать комфортную среду для всех детей без исключения.
