Этиологиянарушений письменной речи.
Первым о нарушенииписьменной речи говорил А. Куссмауль в конце ХIX века. Письменная речь включаетв себя два понятия- письмо и чтение. Письмо и чтение тесным образом связаны другс другом в своем становлении.
Частичноерасстройство процессов письма и чтения обозначают терминами дисграфия идислексия, в отличии от полной неспособности к овладению письмом и чтением илив случаях распада уже сформированного навыка, что обозначается терминомаграфия, алексия( И.Н. Садовникова). Относительно младших школьников лучшеговорить даже не о расстройстве, а о трудностях в овладении письма и чтения.Выражаются эти трудности в наличие специфических ошибок, возникновение которыхне связано с интеллектуальными нарушениями, с нарушением слуха и зрения,педагогической запущенностью.
Исследованиеэтиологического характера нарушения письменной речи вызывает ряд трудностей, кмоменту выявления специфических ошибок в работах младшего школьника, они могуотойти на второй план. Однако, анализ литературных данных позволяет установитьцелый ряд причин, возникающих одновременно или последовательно.
Причиной такихнарушений могут быть как биологические так и социальные факторы. В различныепериоды развития ребенка могут действовать неблагоприятные факторы, которыеприведут к задержке формирования функциональных систем. Кроме того, диграфия идислекся возникаю при органических речевых расстройствах ( А.Р Лурия,С.М.Бликов, С.С. Ляпидеевский, М.Е. Хватцев). Б. Хальгрен, М. Рудисенко и некоторые другие исследователи отмечаю наследственную предрасположенность, когдапередается качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих ворганизации письменной речи.
Р.Е. Левина всвоей концепции трактует нарушение письма и чтения как проявление системногонарушения речи, как следствие недоразвития устной речи во всех ее звеньях.
Наиболееподробно причины возникновения у детей нарушений письменной речипроанализированы А.Н. Корневым. В этиологии расстройств письменной речи авторвыделяет три группы явлений:
Первая группа- этоконституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формированияфункциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушенийписьменной речи, психические заболевания у родственников.
Вторая группа- этоэнцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периодыпре-, пере — и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенезачаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействиепатологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степенизатрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводитк отклонениям в развитии мозговых систем. Неравномерность развития мозговыхструктур отрицательно сказывается на формировании функциональных системпсихики.
Согласно даннымнейропсихологии, исследованиям Т.В. Ахутиной и Л.С. Цветковой, функциональнаянесформированность лобных отделов мозга и недостаточность нейродинамическогокомпонента — психической деятельности могут проявляться в нарушении организацииписьма (неустойчивость внимания, неудержание программы, недостаточностьсамоконтроля).
3.Третья группапричин, обусловливающих возникновения нарушений- неблагоприятные социальные исредовые факторы. Дефицит речевых контактов, невнимательное отношение к речиребенка, неправильная речь окружающих.
Такимобразом, трудности в овладении письмом, возникают в основном как результатсочетания трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем,возникающих на этой основе функциональной недостаточности; средовых условий,предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелымпсихическим функциям. Нарушение письменной речи чаще становится очевидным ковторому классу. Иногда дисграфия со временем компенсируется, но в ряде случаевостается и в более старшем возрасте.
В дошкольномвозрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая проявится у детей сначалом школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактическихмер.
Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2019/06/25/etiologiya-disgrafii
