МБОУ«Бердышевская основная школа»
Плансамообразования
Тема:«Стратегия смыслового чтения и
работа стекстом на уроках географии»
учительгеографии:
ЛушниковаОльга Владимировна
2020 год
Актуальностьтемы объясняется необходимостью формированиячитательской компетенции и культуры школьников, которым предстоит жить иработать в информационном обществе. Очень важно научить школьников критически ипродуктивно воспринимать поступающую к ним информацию.
Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающихумений для человека. Обучение пониманию текста решает также развивающие задачи,так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов,участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции ит.д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальнойсамостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основнаязадача, связанная с формированием общей культуры ученика, — растить читателя,который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить иобосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеетречью.
Работа над данной темой начата 01.09.17 года.
Цели и задачи: Изучитьнаиболее эффективные методы и приемы обучения приемам обработки информации,заложенной в тексте учебника, их дальнейшем развитии на основе индивидуальныхспособностей и возможностей учащихся.
Проявитьи обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободновладеть речью.
Несмотряна современные носители информации, для современных школьников основнымисточником получения информации остается учебник. Основа учебника – это текст. Работас различными видами текстов в основной школе является одной из задач общегохарактера. География как учебный предмет имеет достаточный потенциал дляуспешного формирования общеучебного умения по работе с текстом. В школьномкурсе географии используются разнообразные виды текстов: описательные,информационные, проблемные, составные и т.д.
На данном этапе работы в течение учебного года над темой самообразования были поставлены задачи:
— чтение педагогических периодическихизданий по предмету;
— чтение методической, педагогической и предметной литературы;
— обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии,педагогических технологий.
Смысловоечтение (и письмо) – это процесс, с помощью которого можно формировать исовершенствовать универсальные учебные действия, повышая эффективность учебногопроцесса, обеспечивая каждому учащемуся право и возможность продвинуться впредмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.
Данныйприём не имеет определенных возрастных ограничений, что позволяет готовитьучащихся не только к итоговой аттестации, но к различным конкурсам, олимпиадам,проектам и конференциям. Он может быть успешно использован как учителямигеографии, так и других дисциплин, учитывая особенность предметнойспециализации.
Благодаряиспользованию метода смыслового чтения на уроках создается образовательнаясреда, в которой формируется компетентная личность, для которой характерныгибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точекзрения. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность засобственный выбор и результаты своей деятельности; формирование культурычтения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,запуск механизмов самообразования и самоорганизации. Вышеперечисленные уменияявляются компонентами таких ключевых компетентностей, как готовность кразрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованиюинформационных ресурсов, коммуникативная компетентность.
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебныхдействий:
— личностных
— регулятивных
— коммуникативных
— познавательных.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюсяв них информацию.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установленияпричинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактовв различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования ипроектирования.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навыкосмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Учащиесяовладеют различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым,поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух ипро себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиямичтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегиючтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Формирование читательской компетентности происходит не только на урокахгеографии, но и на других учебных предметах. Отсюда следует концепцияметапредметной связи в достижении определенных общеучебных результатов.
Итак, каковы же условия, обеспечивающие реализацию стратегию смыслового чтенияна уроках географии?
Основными задачами обучения учащихся географии в школе являются формированиеэкологической, коммуникативной и географической компетенции учащихся,формирование общеучебных умений и навыков, овладение нормами глобального ипространственного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речиучащихся, развитие речевой (географо-экологической) культуры, обучение умениюсвязно излагать свои мысли в устной и письменной форме, приобщение учащихся кискусству слова (цитирования), развитие эстетического вкуса учащихся как основычитательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора,воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умениюсамостоятельно пополнять знания. Для решения поставленных задач мною былавыбрана в качестве базовой технология развития критического мышления черезчтение и письмо.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трехстадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерныхприемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческойдеятельности, а потом на осмысление, обобщение и осознание приобретенныхзнаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируютсяимевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изученияпредстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой происходитнепосредственная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегдасопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведениедневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этомпонятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речьпреподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученикформирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощьюсобственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходитактивное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенныхзнаний. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесьпроисходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.Причем рефлексия должна быть не только содержательной, эмоциональной, но ипроцессуальной. Учащиеся на каждом уроке отмечают, что они сделали, каксделали, почему не сделали.
Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научитьсячитать, а для обучающегося – что он хочет, готов и может научиться чтению.Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под егоруководством.
“Известно, что единственный путь к познанию – этодеятельность”
БернардШоу.
Ход мастер класса:
— Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение«Поздоровайся глазами» — это один из активныхприемов.
Цель– положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
-Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
-Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча -глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегоднянастроение. Спасибо!
-Итак, определимся с понятием «исследовательская деятельность». Для этогоприменим метод «Инфо-угадай-ка». Попробуем воплотить это практически.
-Я предлагаю вам, уважаемые участники, посетить турагенство «География» и врамках реальной ситуации попробовать решить данную проблему.
-Итак, добро пожаловать. Сегодня у нас для вас есть несколько уникальныхпредложений, ведь в каждой стране есть что-то свое, своя изюминка.
-Представьте себя жителями, например ЮАР, которые выбирая маршрут длятуристической поездки, увидели клип о стране с незнакомым названием Россия(Клип «У моей России»).
-Что могло удивить вас – жителей Южной Африки, — в клипе о нашей стране? Мнения…
-Образ России для иностранца – это что? Что вывидите? (Ответы: матрешка, березка, медведь, нефть и тд)
-Замечательно! А какими ещё природными особенностями, рекордами и чудесами мы– россияне можем заинтересовать иностранных туристов? Мнения ….
-У вас есть сейчас прекрасная возможность блеснуть эрудицией!
Предлагаюприем «Самое, самое»
1.Самое глубокое озеро России? (Байкал)
2.Самая большая по площади природная зона? (Тайга)
3.Самые высокие горы России? (Кавказ)
4.Самые крупный остров у восточных берегов России? (Сахалин)
-Один древний философ не уставал твердить: «Все, что приходит на ум, обдумывайдважды и трижды…» Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придетсяочень быстро.
-Внимание на экран: о какой стране идет речь? (на слайдах музыка и образ страны)
1.Франция 2. США 3. Германия 4. Турция 5. Египет 6. Англия
-А как вы создаете эмоциональный настрой на ваших уроках?
-Этот прием называется «Лови подсказку»
-Мы с вами прошли такой этап как индукция. Это важная составляющаячасть в саморазвитии личности.
-Чтоможет выступать в роли индуктора? (слова, предмет, звук)
-Индуктор должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге егоинтересов и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемусязнанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
-Вернемсяв наше агентство.
-Вниманиена слайд: сегодня наше агентство готово представить несколько туров. (на слайденазвания стран)
-Наэкране будут представлены города, которые вы сможете посетить, а высоответственно назовете страну.
1.Лион, Ницца, Руан – Франция. 2. Чикаго, Нью-Йорк, Майами – США
3. Гамбург, Бремен, Берлин – Германия
-Однажды у Аристотеля спросили: Как преуспеть ученикам? «Догонять тех, ктовпереди, и не ждать тех, кто позади», — быстро ответил тот. И был, конечно же,прав! Поэтому мы двигаемся вперед и только вперед!
Заданиепрочитайте текст и представьте информацию об основных типах электростанций вформе таблицы.
«Структуравыработки электроэнергии в мире сейчас такова: на ТЭС вырабатывается 63%электроэнергии, на ГЭС — 20%, на АЭС — 17%. Такое соотношение, в целом,характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторыеотклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/ 4 всей электроэнергиивырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой только в зарубежной Европе иСеверной Америке.
Поразмерам выработки электроэнергии на ТЭС лидируют США, Китай, Россия, Япония,ФРГ. Но по абсолютным показателям производства энергии на ГЭС в мире лидируютКанада, США, Россия, Бразилия. Гидроэнергетика быстро развивается вразвивающихся странах.
Четвертуюгруппу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это Франция, Бельгияи Литва. На нетрадиционные источники энергии приходится всего около 1% мировойвыработки электроэнергии. Она производится в США, Франции, Великобритании,России, Исландии, Дании»
Одиниз вариантов таблицы:
Типыэлектростанций
Доля впроизводстве электроэнергии
Страныпроизводители электроэнергии
-Как же удалось участникам договориться. (Ответы групп)
-Выуспешно справились с этапом социализация и афиширование.
-Работав нашей Мастерской подходит к концу, и мы подошли к очень важному этапу –рефлексии.
-Уважаемыеучастники, проведите самооценку своей работы в группе: выберите тот цветавиабилета, который соответствует вашей оценке.
Прием «Могу больше»
Красный– мы легко нашли общее решение;
Зеленый– мы с трудом нашли общее решение;
Синий– мы не пришли к общему мнению.
-Этот прием называется «Могу больше», применяемый в организации рефлексионнойдеятельности . Это богатейший материал для рефлексии самого учителя, дляусовершенствования им конструкции урока, для дальнейшей работы.
-Уважаемыеучастники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей мастерской.
-Высогласитесь, что участники сами принимали решение, сами оценивали своюдеятельность, сами выбирали маршрут т.е. они самосовершенствовались с помощьюприемов и методов, применяемых для РИД.
Такимобразом, мы видим насколько широки возможности самой интересной,познавательной, увлекательной, поучительной науки ГЕОГРАФИИ.
Яочень рад, что преподаю в школе именно этот предмет.
Закончитьнаш урок я хочу словами Р. Рождественского
Я жалею отом, что не видел лица всей Земли,
Всех еёокеанов, вершин ледяных и закатов.
Толькопарус мечты вёл по свету мои корабли,
Только встёклах витрин видел я альбатросов и скатов.
Я неслышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,
Я невидел, как звёзды сползают к фьордам всё ниже,
Как кипитза кормой горький снег атлантических пен,
И в началевесны голубеют фиалки в Париже.
— Но это станет все возможно, если мыбудем познавать, исследовать, путешествовать.
Приложение 1.Тексты контрольных работ по географии на оценивание уровня и качествасмыслового чтения.
Контрольнаяработа по географии в 5 классе,
поработе с текстом.
1. Дополнитеутверждение.
Первым европейцем, которому удалосьобогнуть Африку и найти путь в __________________океан, был португальскиймореплаватель_________________________. В_____________году его корабли обогнулиюжную оконечность Африки, названную мысом_____________________.
2. Прочитайтетекст. Определите и запишите имя путешественника, о котором идет речь в тексте.Ответьте на вопрос.
Это был решительный и мужественныймореплаватель. Плавание экспедиции под его руководством началось в 1497 году изпорта Лиссабон. Обогнув южную оконечность Африки, корабли его команды достиглиберегов Индии и причалили в городе Каликут. Несмотря на то, что его имя до сихпор не пользуется уважением в Индии, он навсегда вошел в историю Великихгеографических открытий.
Имяпутешественника_______________________________________.
В чем заключается заслуга этогопутешественника?
3. Вставьтеслова и выражения по смыслу.
На новом материке_________________яувидел странных животных с длинными задними ногами и сильным хвостом. Этиживотные предвигались прыжками. Мы-то с вами знаем, чтоэто______________________, но во времена___________________эти животные былинеизвестны, и он спросил у местных жителей, как они называются. Те ответили насвоем языке: «____________________», и ____________________решил, что это иесть название животного. Он не знал, что на языке австралийцев слово«___________________» означает «_________________________».
Ответы:
1. Индийский,Бартоломеу Диаш, 1487, Доброй Надежды.
2. Васкода Гама, открытие морского пути в Индию.
3. Австралия,кенгуру, Джеймса Кука, «кангаро», Джеймс Кук, «кангаро», «не понимаю».
Контрольнаяработа по географии в 6 классе,
поработе с текстом.
1. Изуказанных точек имеют
А)северную широту______________________________________________
Б)восточную долготу_____________________________________________
В)южную широту и западную долготу______________________________
Гринвичский меридиан
00
.М .В .Б
|
.Г .И
.Е |
.К .З
.А |
.Д .Л .Ж |
2. Прочитайтетекст и выполните задание.
Почему горные породы так отличаютсядруг от друга? Объясняется это различным происхождением их. Одни породыобразовались из расплавленной огненно-жидкой магмы. К ним, например, относятбазальт.
Другие породы образовались на днедревних морей и озер. Постепенно, в течение многих лет, здесь накоплялись толщиглины и остатков организмов. Так образовался целый слой горных пород. Врезультате движений земной коры морское дно стало сушей.
Далее, эти горные породы в связи сдвижениями земной коры могли опускаться в глубокие недра и там, подвергаясьсильному давлению и нагреванию, изменялись. Так создавались новые породы.
О каких видахпроисхождения горных пород земной коры говорится в тексте? Назовите их.Приведите примеры названий горных пород, относящимся к этим видампроисхождения.
3. Заполнитепропуски в тексте.
Обширные участки поверхности Земли снебольшими перепадами называются_____________________. Равнины, высота которыхне превышают 200 м над уровнем моря, называются__________________________.Самая крупная низменность нашей планеты-_______________________. Более высокиеравнины называются________________. А самые приподнятые равнины, имеющие высотуболее 500 м над уровнем моря, называются-_____________.
4. Определите,какие из приведенных слов могут быть использованы при рассказе о различныхвидах выветривания (проставьте соответствующие цифры).
Видывыветривания
Физическое Химическое Биогенное
1.Вода, 2.Температура воздуха, 3. Животные, 4. Корни растений, 5. Ветер, 6.Деятельность человека.
Что изперечисленного остается лишним? К какому виду выветривания она можетотноситься? Напишите недостающее.
Ответы:
1. А)М, В, Б, Е, Г, И. Б) Е, Г, И, Л, Ж, Д. В) А, З, К.
2. Магматические,осадочные, метаморфические.
3. Равнинами,низменностями, Амазонская, возвышенностями, плоскогорьями.
4. Физическое– 1, 2, 5. Химическое – 1. Биогенное – 3, 4. Лишнее – 6,недостающее – техногенное.
Контрольная работа погеографии в 7 классе,
поработе с текстом.
1. Определитеафриканскую страну по предложенному описанию. Ответьте на вопросы.
Несколько тысяч лет назад натерритории этой страны возникло одно из древнейших государств Земли, откоторого сейчас остались грандиозные архитектурные памятники. Почти всенаселение этой страны проживает на берегах текущей на север реки. Столицастраны – крупнейший город материка. Ежегодно эту страну посещают миллионытуристов из многих стран мира.
А) Название страны,
Б) Древнее названиестраны,
В) О каких архитектурныхсооружениях говорится в тексте?
Г) Название реки,
Д) Столица государства,
Е) Другиедостопримечательности
2. Назовитеприродную зону Африки по приведенному ниже описанию. Ответьте на вопросы.
Эта природная зона занимаетзначительную часть материка. Ее отличают обширные, покрытые травойпространства, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Ни в однойдругой природной зоне нет такого количества и разнообразия травоядных животных.Здесь пасутся зебры, антилопы. Самое высокорослое животное Земли также являетсяобитателем этой природной зоны.
А) Что за высокорослоеживотное?
Б) Какие сведения можноеще добавить об этой природной зоне?
3. Найдитенесоответствие (рис. 1):
а) 1 –Тропические леса; б) 2 – Саванны и редколесья; в) 3 – Влажные экваториальныелеса; г) 4 – Субтропические леса и
кустарники.
4. Из указанных точек имеют
А)северную широту______________________________________________
Б)восточную долготу_____________________________________________
В)южную широту и западную долготу______________________________
Гринвичский меридиан
00
.М .В .Б
|
.Г .И
.Е |
.К .З
.А |
.Д .Л .Ж |
Ответы:
1. А)Египет, Б) Древний Египет, В) Пирамиды, Г) Нил, Д) Каир (Мемфис – древняястолица Др. Египта), Е) Сфинкс, Долина Царей (Луксор), Шарм-эш-Шейх и т.д.
2. Саванна.А) жираф, Б) хищники, слоны, саванна занимает до 40% всей площади материка,баобабы, Сахель и т.д.
3. а)1
4. А)М, В, Б, Е, Г, И. Б) Е, Г, И, Л, Ж, Д. В) А, З, К.
Заключение.
Подводя итоги, можно сказать, что методика обучения чтению
-От чтения вслух к чтению про себя как основному способу обучения пониманию; приэтом чтение вслух и выразительное чтение остаются приемами обучения, входящимиво многие комплексные методики и в настоящее время.
-От поиска ответов на вопрос «Что и сколько понимать?» через упражнения итренинги к поиску ответов на вопросы: Как учить пониманию? Почему ему надоучить? В каких ситуациях обучение эффективно?
-От обучения иерархии навыков понимания к метакогнитивным и социальнымстратегиям, формирующим общеучебные умения и умения чтения.
-От преподавания чтения к обучению ему, а затем к совместной деятельностиобучаемого и обучающего.
Помимо этого сформировался новый взгляд на сам учебный процесс как на ситуациюобучения пониманию при чтении. Учитель ведет наблюдение за тем, как учащиесячитают и понимают, какими стратегиями пользуются, каких им не хватает, как имнадо помочь.
Такой подход можно считать развивающим личность, в его рамках формируетсяопытный (С.К. Фоломкина), гибкий (О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова), стратегиальный(Н.Н. Сметанникова), идеальный (И.В. Усачева) чтец, который: осознает ивыбирает цель чтения в зависимости от искомой информации и характера читаемоготекста; подбирает, если необходимо, источники информации; владеет приемами,стратегиями чтения; правильно подбирает их в соответствии с целью, проявляячитательскую гибкость.