Пояснительная записка
Рабочая программавнеурочной деятельности «Я иду в театр» разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии, планируемых результатов начального общего образования с учетоммежпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачиформирования у младших школьников умения учиться и на основе авторскойпрограммы «Театр» (автор И.А. Генералова).
Влияние искусствана становление личности человека и его развитие очень велико. Характернаяособенность искусства – отражение действительности в художественных образах,которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённоеотношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познаватьдействительность. Произведения театрального искусства, богатые по своемуидейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируютхудожественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное нетолько в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своеймноголикостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамкив постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями иумением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах спедагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театральногоискусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс непревращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимальноположительный результат.
Игра, игровыеупражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многоездесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создаватьдоброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания,творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделитьсятем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурнуюнаправленность.
Новизнапрограммы прослеживается в применениисистемно-дея-тельностного подхода при подаче материала. Программа рассчитанадля работы по годам в театральных мастерских.
1-й годобучения – знакомство с работой актёра и режиссёра втеатре: «Мастерская тела, мастерская чувств».
2-й годобучения – знакомство с работой художника и музыканта:«Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегупрекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре.
3-й годобучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов,или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» илиспектакль как объединение работы всех театральных мастерских.
На занятияхиспользуется включение детей в работу существующих в театре техническихмастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственнымируками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерскихвыступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает отом, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждомзанятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематическихразделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнемполугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.