Конспект «Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольноговозраста
Цель: формирование интеллектуальнойкомпетентности дошкольниковна примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время ВеликойОтечественной Войны.
Задачи:
Познавательные.
развивать представление оборганизации жизни и быта взрослых и детей во время войны
расширять знания детей об историигорода-героя Ленинграде,о героизме людей, детейпереживших блокаду
учить видеть состояниегорода, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
развивать слуховое изрительное восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм имузыкальные композиции.
Речевые:
активизировать словарныйзапас детей полексической теме.
развивать умение отвечатьна вопросы полным ответом.
Художественно- эстетические:
закрепить умение собиратьцелое изображение из частей;
учиться выражатьполученные эмоции через рисунок.
Физические:
-развивать двигательнуюактивность, связанную с выполнением упражнений.
Пособия и оборудование:
презентация о блокаде, разрезныекартинки, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек черногохлеба.
Предварительная работа:
разучивание стихов о блокаде, разучиваниепесни «Бьется втесной печурке огонь.», тематическое рисование, лепка.
Воспитатель:
Жила-была девочка. Звали ее ТаняСавичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещестоит. Была унее семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечкаочень счастливо. В праздники семья собиралась за большим столом, всем быловесело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
В то время, когда жила Таня нашгород назывался Ленинград.И вдруг случилась беда.
Дети читают наизусть стихи:
Голод и холод
Война и разруха
Сильный был голод
Не падал он духом
Дыхание смерти было повсюду
Но выжили, выжили люди
Блокадный паек стаканкипятка
Вот жизни глоток потомтемнота
А город прорвался
А город воскрес
А город остался
Никуда не исчез.
Воспитатель:
Началась война. Страшная,беспощадная. Рушились города, взрывались мосты и заводы. Старики и дети с15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копалиокопы, вели бой, но в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своихблизких и родных, детях, женах, матерях и пели песни.
ПЕСНЯ: « Бьется в тесной печуркеогонь»
Воспитатель:
Фашисты так близко подошлик Ленинграду,что могла спокойно просматривать улицы нашего города. Но не толькопросматривать, а и стрелять по ним. Закопали в землю и скульптуры в летнемсаду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностьюего уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватилижелезную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Все дороги ведущие к нашемугороду были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Потянулисьстрашные 900 дней. Каждую ночь гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано грянулиморозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах небыло отопления,воды и света.
Воспитатель: Детидавайте сделаем круг, он напомнит нам кольцо блокады, подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем.
Дети читают стихи: 1 ребенок
За свой не долгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб сирены вой
И слово страшное блокада
Его застывшая слеза
В промерзшем сумраке квартиры
Та боль что высказать нельзя
В последний миг прощанье миром.
2 ребенок:
Скрипят полозья в городе скрипят
Как многих нам уже не досчитаться
Но мы не плачем
Правду говорят
Что слезы вымерзли уЛенинградцев.
Воспитатель:
В тяжелый период блокады нормывыдачи хлеба были очень маленькими. Жителю блокадного Ленинграда на целый день давали маленький кусокхлеба (показкартины), больше ничего — вода, за которой ходили на Неву. Весь городпогрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Что изменилось? (дети сравниваютфотографии с видами города и черно-белые времен блокады).
В такое тяжелое время работализаводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: покоторому передавали новости , музыку, стихи. Артист или диктор терял сознаниеот голода, передачи продолжали свою работу, потому что это была единственнаясвязь со страной.
По Ладожскому озеру былапроложена дорога, названная -дорогой жизни. По ней перевозили хлеб в город, аобратно эвакуировали стариков и детей, раненых. Таня была тоже эвакуирована от голода ихолода умерли все ее родственники и осталась она одна.
В январе 1944 года наши войскаперешли в наступление.18 января 1944 годаблокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностья освобожден от блокады.
Дети читают стихи: 1 ребенок
Чернеет прорубь а над ним
Людская очередь тесниться
Товарищ! Капли не пролей
Нам эта Невская водица
Досталась дорогой ценой
Ее несут везут на санках
На Невке Карповке Фонтанке
Поломничество за водой.
2 ребенок:
Дома без света и тепла
И без конца пожары рядом
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады
И мы Бадаевской землей
Теперь сластим пустую воду
Земля с золой земля с залой
Наследье прожитого года
Воспитатель:
Все здания были разрушены давайтеих восстановим.
Игра «Пазлы». (картинкигорода Ленинграда).
Воспитатель:
Детивысегодняузналимногонового,яоченьхочучтобывынарисовалирисунокчтовамзапомнилось,мысвамивместисделаемальбомдляэтихрисунков.
Детирисуютподмузыку.