Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение «Минская средняя общеобразовательнаяшкола»
«Рассмотрено» Руководитель МО Учителей _______________
Протокол №1 от «31» августа 2022 г.
Рук. ШМО______
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Минская СОШ» _________А.П.Бакшетская
«31» августа 2022 г.
|
«Утверждаю» и.о. директора МКОУ «Минская СОШ» ___________А.А.Михайленко
Приказ № 54 От «31» августа 2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дляобучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Музыка 4 класс
Учитель:Литвинцева Марина Сергеевна
2022
П.Мина
Пояснительнаязаписка
Рабочаяпрограмма составлена на основе
1.Федеральныйзакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образованиив Российской Федерации.
2. ПриказМинистерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 –«Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)».
3. СанПиН2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Комплектпримерных рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности(включающей коррекционно-развивающую область) для 4 класса, адресованныйобучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: овладение обучающимися музыкальной культурой, развитиемузыкальности:
— умение слушать музыку,
— точное интонирование музыки,
-умение чувствовать характермузыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
-умение различать средствамузыкальной выразительности: ритм, темп, динамические оттенки,ладогормонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке спомощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственноймузыкально-исполнительской деятельности;
-формироватьмузыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку всредствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческиенавыки;
-развивать чувство ритма,речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способностьреагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
— помочь самовыражениюобучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальнойдеятельностью;
-способствовать преодолениюнеадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
— способствовать приобретениюнавыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развиватьэмоциональную отзывчивость;
— активизировать творческиеспособности.
Задачикоррекционно-развивающие:
— корригировать отклонения винтеллектуальном развитии;
— корригировать нарушения звукопроизносительнойстороны речи.
Общаяхарактеристика учебного предмета
Коррекционная направленность учебного предмета«Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью,эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательныйпроцесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процессамузыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистическойперспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности ипоследовательности, наглядности.
В содержание программы курса «Музыка» входит овладение обучающимися сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для нихформе и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментахдетского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит изэлементарного теоретического материала, доступных видов музыкальнойдеятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальныхупражнений. В зависимости от использования различных видов музыкальной ихудожественной деятельности, наличия темы используются доминантные,комбинированные, тематические и комплексные типыуроков.
Описание места учебного предмета
Федеральный базисный учебный план для образовательных учрежденийРоссийской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Музыка» в4 классе в количестве 1 часов в неделю (34 часов в год).
Содержание
При определении содержания учебногопредмета «Музыка» необходимо учитывать следующие требования:
— социокультурные требованиясовременного образования;
— приоритет отечественноймузыкальной культуры и музыкальных традиций в контексте мировой культуры;
— художественная ценностьмузыкальных произведений;
— доступность содержания учебногопредмета «Музыка» обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями);
— психотерапевтические ипсихокоррекционные возможности музыкальной деятельности.
Содержание программы по музыкебазируется на изучении обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) основ музыкального искусства:
— жанры музыки (песня, танец, марши их разновидности);
— основные средства музыкальнойвыразительности;
— формы музыки (одночастная,двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная);
— зависимость формы музыкальногопроизведения от содержания;
— основные виды музыкальнойдеятельности: сочинение, исполнение, музыкальное восприятие.
Основу содержания Программысоставляют: произведения отечественной (русской) классической и современноймузыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклоркак отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе,труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основныежанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной ипрофессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов.Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризмапостроения учебного материала. Повторение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведенийспособствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности,возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений,знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственногомузыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений дляслушания зависит от соответствия содержания музыкальных произведенийвозможностям восприятия их обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Необходимо учитывать наличие образногосодержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступныобразы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия сосверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героическиеперсонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая,профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, яснойструктурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией;выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных,танцевальных, звукоподражательных элементов.
В разделе «Музыкальное восприятие»обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)овладевают: умением слушать музыку, адекватно реагируя на художественныеобразы, воплощенные в музыкальных произведениях; элементарными представлениямио многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;эмоциональной отзывчивостью и эмоциональным реагированием на произведенияразличных музыкальных жанров, разных по своему характеру; умением передаватьсловами примерное содержание музыкального произведения; умением определятьразнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец,песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); умением самостоятельно узнавать иназывать музыкальные произведения по вступлению; умением выделять мелодию иаккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умением различатьчасти песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представлениями о сольном ихоровом пении; о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);представлениями о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровоепение» составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыканародная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемыйпесенный материал характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомыеобразы, события и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткиемузыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима.Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественныхявлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Среди жанров: песни-прибаутки,шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Для формирования у обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка пенияосуществляется: обучение певческой установке (непринужденное, но подтянутоеположение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положениеголовы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки); работа над певческимдыханием (развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха,соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыханиеперед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха,удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойнойсмены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитиеумения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различнымидинамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); пение короткихпопевок на одном дыхании; формирование устойчивого навыка естественного,ненапряженного звучания (развитие умения правильно формировать гласные иотчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки взависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формироватьгласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливогопроизнесения текста в темпе исполняемого произведения); развитие умениямягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой – способностьюпевческого голоса к напевному исполнению мелодии); активизация внимания кединой правильной интонации (развитие точного интонирования мотива выученныхпесен в составе группы и индивидуально); развитие умения четко выдерживатьритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (акапелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всемдиапазоне; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмическихупражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путембеззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; дифференцирование звуков повысоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие;восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие уменияпоказа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие уменияопределять сильную долю на слух; развитие понимания содержания песни на основехарактера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста;выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементамидинамических оттенков; формирование понимания дирижерских жестов (внимание,вдох, начало и окончание пения); развитие умения слышать вступление и правильноначинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пениюодноклассников (развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя иансамбля); развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства(темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко); укрепление и постепенноерасширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1– си1, до1 – до2
Изучение элементов музыкальнойграмоты делится на три периода, соответствующих познавательным возможностямобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Первый,пропедевтический период – от 6 до 8 лет (дополнительный 1 – 1 класс). Детинакапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления,опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодииголосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, веселая,грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваютсяэлементарные представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемыхпроизведений; с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,скрипка, баян, гитара, труба); формируются элементарные представления о формепесни (вступление, запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах(песня, танец, марш), видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки,танец и т.д.) и правилах поведения на уроках. Во втором периоде – от 9 до 11 лет(2 – 4 классы) – происходит более осознанное овладение знаниями,исполнительскими умениями. Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями:высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор);продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта,виолончель, саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальнойформы (части произведения). У обучающихся формируются элементарныепредставления о полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная,музыка для отдыха, трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный,спортивный, праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез,хоровод). В третьем периоде – в возрасте от 12 до 14 лет (5 класс) – знания,полученные практическим путем, систематизируются и обобщаются. У обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируютсяпредставления о способах графического фиксирования музыки с помощью нотногописьма (нотный стан, нота, звук, пауза, размер, длительность, мелодия,аккомпанемент и др.). Обучающиеся приобретают знания о музыкальных профессиях,специальностях (композитор, дирижер, музыкант, певец); особенностях творчествакомпозиторов; о составе и звучании симфонического оркестра, современныхтворческих объединений; о жанрах музыкальных произведений (опера, балет,соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада).
Обучение игре на музыкальныхинструментах детского оркестра предполагает использование таких музыкальныхинструментов, как металлофон, ксилофон, триола, детские саксофон и кларнет,треугольник, бубен, маракасы, румба, кастаньеты, трещотки, ложки, детский баяни аккордеон и др. Обучая игре на металлофоне, необходимо научить правильнымприемам звукоизвлечения. Ударный молоточек, лежащий на указательном пальце,слегка прижимается сверху большим пальцем. Кисть в момент удара нужнорасслабить. При этом очень важно соблюдать меру, поскольку, если молоточекдержится слишком слабо, он выпадет из руки, а если она будет зажатой искованной, звук становится глухим, жестким. Удар наносится ровно посерединеметаллической пластинки, не задевая соседних пластинок. В таком случае звукполучается чистый, звонкий. При обучении игре на маракасах, румбе,треугольнике, трещотках, кастаньетах необходимо сформировать осознанноевосприятие музыки ребенком. Для этого надо научить слушать музыкальноесопровождение на фортепиано, после чего позволить ребенку самому исполнитьпростейшее сопровождение к какой-либо пьесе: держа инструмент в руке, передатьритмический рисунок произведения. На маракасах, румбе играют кистевымдвижением, а по треугольнику наносят спокойные удары палочкой посерединегоризонтальной перекладины. Для приглушения звука к инструменту прикасаютсяпальцем. При игре на трещотке, состоящей из деревянных пластин, обучающиесяучатся правильно, ритмично встряхивать ими, чтобы пластинки, касаясь другдруга, извлекали четкий звук. При игре на кастаньетах обращается внимание наизлишнюю громкость звучания. Для предотвращения этого обучающиеся учатся братьинструмент в одну руку и правильно ударять «лепестками» кастаньет о ладоньдругой. Звук от такого игрового приема становится более приглушенным, но иболее четким, ритмичным. При игре на бубне обучающиеся учатся различномузвукоизвлечению: кончиками пальцев или основанием кисти по центру натянутоймембраны или по краям обруча. При игре на триоле, детском саксофоне иликларнете, происходит обучение правильному расходованию дыхания, координируявзаимосвязь между силой звучания и интенсивностью выдоха. Кроме этого, синхронизируетсяумеренный, равномерный выдох с одновременным нажатием на нужную кнопку иликлавишу. Перед игрой у каждого духового инструмента мундштук обязательнопротирается влажной салфеткой. После успешного овладения правильными приемамизвукоизвлечения, осуществляется переход к разучиванию инструментальных партий вмузыкальных произведениях для ансамбля или шумового оркестра. Как правило, этоэлементарное ритмическое сопровождение без изменения звуковысотности. Послеотработки ритмической фигуры содержание партии обогащается несложнымголосоведением. При обучении игру на музыкальных инструментах детского оркестраребенок должен хорошо помнить мелодию, иметь музыкально-слуховые представления,уметь пропеть звуки мелодии голосом.
Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты обучения
всвязи с овладением содержанием учебной программы по музыке:
— положительная мотивация кзанятиям различными видами музыкальной деятельности;
— готовность к творческомувзаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различныхвидах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности,взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
— готовность к практическомуприменению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочнойдеятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися снормативным развитием и другими окружающими людьми;
— осознание себя гражданиномРоссии, гордящимся своей Родиной;
— адекватная самооценка собственныхмузыкальных способностей;
— начальные навыки реагирования наизменения социального мира;
— сформированностьмузыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств иоценочных суждений;
— наличие доброжелательности,отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— сформированность установки наздоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, кматериальным и духовным ценностям;
Предметные результаты обучения
Занятия музыкой способствуютдостижению обучающимися следующих результатов:
Минимальный уровень:
— определение содержания знакомых музыкальныхпроизведений;
— представления о некоторыхмузыкальных инструментах и их звучании;
— пение с инструментальнымсопровождением и без него (с помощью педагога);
— выразительное совместноеисполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
— правильное формирование при пениигласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в серединеслов;
— правильная передача мелодии вдиапазоне ре1-си1
— различение вступления, запева,припева, проигрыша, окончания песни;
— различение песни, танца, марша;
— передача ритмического рисункамелодии (хлопками, на металлофоне, голосом);
— определение разнообразных посодержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные испокойные);
— владение элементарными представлениямио нотной грамоте;
Достаточный уровень:
— самостоятельное исполнениеразученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и без него;
— представления обо всех включенныхв Программу музыкальных инструментах и их звучании;
— сольное пение и пение хором свыполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальнойвыразительности;
— ясное и четкое произнесение словв песнях подвижного характера;
— различение разнообразных похарактеру и звучанию песен, маршей, танцев;
— знание основных средствмузыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо);особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий,средний, высокий) и др.
— владение элементами музыкальнойграмоты, как средства графического изображения музыки;
Требования к умениям и навыкам кконцу обучения в 4 классе
Обучающиеся должны знать:
— современные детские песни длясамостоятельного исполнения;
— значение динамических оттенков(форте – громко, пиано – тихо);
— музыкальные инструменты и ихзвучание (аккордеон, валторна, литавры);
— особенности мелодическогоголосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
— особенности музыкального языкасовременной детской песни, произведений со сказочными сюжетами, их идейное ихудожественное содержание.
Обучающиеся должны уметь:
— петь хором, выполняя требованияхудожественного исполнения;
— ясно и четко произносить слова впеснях подвижного характера;
— исполнять хорошо выученные песнибез сопровождения, самостоятельно;
— различать разнообразные похарактеру и звучанию марши, танцы.
Основныевиды учебной деятельности
Пение
• Закрепление певческих навыков иумений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новомматериале.
• Развитие умения петь без сопровожденияинструмента несложные, хорошо знакомые песни.
• Работа над кантиленой.
• Дифференцирование звуков по высотеи направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее,нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
• Развитие умения показа рукойнаправления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
• Развитие умения определять сильнуюдолю на слух.
• Развитие умения отчетливогопроизнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
• Формирование элементарныхпредставлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко,пиано – тихо).
Слушание музыки
• Сказочные сюжеты в музыке.Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальныесредства, с помощью которых создаются образы.
• Развитие умения различать марши(военный, спортивный, праздничный, шуточный, сказочный), танцы (вальс, полька,полонез, танго, хоровод).
• Формирование элементарныхпредставлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная,музыка для отдыха, релаксации).
• Знакомство с музыкальнымиинструментами и их звучанием: аккордеон, валторна, литавры.
• Игра на музыкальных инструментах.
• Закрепление навыков игры назнакомых музыкальных инструментах.
• Обучение детей игре на фортепиано.
Тематическое планирование
Название темы |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
Вводный урок |
1 ч. |
Без труда не проживешь |
6 ч. |
Обобщение по теме «Без труда не проживешь» |
1 ч. |
Будьте добры |
2ч. |
Обобщение по теме «Будьте добры» |
1 ч. |
Контрольно-обобщающий урок |
1 ч |
Моя Россия |
9 ч. |
Обобщение по теме «Моя Россия» |
1 ч. |
Великая Победа |
5 ч. |
Мир похож на цветной луг |
5ч. |
Обобщение по темам: «Великая Победа», «Мир похож на цветной луг» |
1 ч. |
Контрольно-обобщающий урок |
1 ч |
Итого |
34 часа |
Материально-техническоеобеспечение:
— АРМ учителя: ноутбук, телевизор,колонки, документ-камера;
— компьютерные презентации PowerPointпо темам программы;
— дидактический материал идемонстрационные таблицы;
— музыкальные инструменты, музыкальныйматериал.
Учебно-методический материал.
1. Евтушенко, И.В. 3. Программыспециальных (коррекционных) для специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2009.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.(раздел «Музыка» автор Евтушенко И.В.).
Приложение1
Календарно-тематическоепланирование
№ |
Тема урока |
Дата |
|
По плану |
По факту |
||
1 |
Вводный урок |
|
|
2 |
Без труда не проживешь |
|
|
3 |
Без труда не проживешь |
|
|
4 |
Без труда не проживешь |
|
|
5 |
Без труда не проживешь |
|
|
6 |
Без труда не проживешь |
|
|
7 |
Без труда не проживешь |
|
|
8 |
Обобщение по теме «Без труда не проживешь» |
|
|
9 |
Будьте добры |
|
|
10 |
Будьте добры |
|
|
11 |
Обобщение по теме «Будьте добры» |
|
|
12 |
Контрольно-обобщающий урок |
|
|
13 |
Моя Россия |
|
|
14 |
Моя Россия |
|
|
15 |
Моя Россия |
|
|
16 |
Моя Россия |
|
|
17 |
Моя Россия |
|
|
18 |
Моя Россия |
|
|
19 |
Моя Россия |
|
|
20 |
Моя Россия |
|
|
21 |
Моя Россия |
|
|
22 |
Обобщение по теме «Моя Россия» |
|
|
23 |
Великая Победа |
|
|
24 |
Великая Победа |
|
|
25 |
Великая Победа |
|
|
26 |
Великая Победа |
|
|
27 |
Великая Победа |
|
|
28 |
Мир похож на цветной луг |
|
|
29 |
Мир похож на цветной луг |
|
|
30 |
Мир похож на цветной луг |
|
|
31 |
Мир похож на цветной луг |
|
|
32 |
Мир похож на цветной луг |
|
|
33 |
Обобщение по темам: «Великая Победа», «Мир похож на цветной луг» |
|
|
34 |
Контрольно-обобщающий урок. Промежуточная аттестация (Комплексная работа). |
|
|
Приложение2
Примерный музыкальныйматериал для пения
Первая четверть
Без труда не проживешь. Музыка В.Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
Золотистая пшеница. Музыка Т.Попатенко, слова Н. Найденовой.
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А.Плещеева.
Во кузнице. Русская народная песня.
Чему учат в школе. Музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
Колыбельная Медведицы. Из мультфильма«Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
Будьте добры. Из мультфильма«Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Розовый слон. Музыка С. Пожлакова,слова Г. Горбовского.
Волшебный цветок. Из мультфильма«Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Настоящий друг. Музыка Б. Савельева,слова М. Пляцковского.
Третья четверть
Пусть всегда будет солнце! Музыка А.Островского, слова Л. Ошанина.
Солнечная капель. Музыка С. Соснина,слова И. Вахрушевой.
Моя Россия.Музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Мальчишки и девчонки. Музыка А.Островского, слова И. Дика.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского,слова А. Пришельца.
Четвертая четверть
Тританкиста. Из кинофильма «Трактористы». Музыка Дм. Покрасса, слова Б. Ласкина.
Песня о волшебниках. Музыка Г.Гладкова, слова В. Лугового.
Мир похож на цветной луг. Измультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова,слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания
А. Пьяццолла. Либертанго
В Подмосковье водятся лещи. Измультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Наша школьная страна. Музыка Ю.Чичкова, слова К. Ибряева.
Дважды два – четыре. Музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского.
П. Чайковский. Симфония №5. Часть II.Andantecantabile.
Ужасно интересно все то, чтонеизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского,слова Г. Остера.
Три белых коня. Из телефильма«Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
Песенка странного зверя. Измультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
Э. Григ. В пещере горного короля.Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детскогоальбома».
М. Глинка. Марш Черномора из оперы«Руслан и Людмила».
Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Изоперы «Сказка о царе Салтане».
Спортивный марш. Из кинофильма«Вратарь». Музыка И. Дунаевского. Слова В. Лебедева-Кумача.
В. Агапкин. Прощание славянки.
П. Чайковский. Полька. Из «Детскогоальбома».
П. Чайковский. Полонез. Из оперы«Евгений Онегин».
Катюша.Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.
ДеньПобеды. Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
С. Прокофьев. Марш. Изоперы «Любовь к трем апельсинам».
В. Монти. Чардаш.
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонатыдля фортепиано ля минор, к. 331.
Приложение3
Нормы оценок
1. Слушание музыки
Оценка «пять»:
— установка слушателя выполненаполностью; ответ правильный и полный, включает в себя характеристику содержаниямузыкального произведения, средств музыкальной выразительности, возможна помощьучителя.
Оценка «четыре»:
— установка слушателя выполнена неполностью; ответ правильный, но неполный, включает в себя характеристикусодержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, многонаводящих вопросов учителя.
Оценка «три»:
— установка слушателя почти невыполнена; ответ правильный, но неполный или односложный, средства музыкальнойвыразительности раскрыты недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
2. Хоровое пение
Оценка «пять»:
— знание мелодической линии и текстапесни; чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительноеисполнение.
Оценка «четыре»:
— знание мелодической линии и текстапесни; в основном, чистое интонирование и ритмически правильное исполнение;пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
— допускаются отдельные неточности висполнении мелодии и текста песни; неуверенное, не вполне точное, иногдафальшивое интонирование, есть ритмические неточности; пение невыразительное.
3. Проявление интереса,эмоциональный отклик
— высказывание своей жизненнойпозиции;
— умение пользоваться ключевыми ичастными знаниями;
— стремление проявить музыкальныеспособности.