Творческоеразвитие личности библиотекаря
в процессепрактического обучения
Творчество (креативность) – это способностьудивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, этонацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознаниюсобственного опыта» (Э. Фромм).
В любой профессии статьспециалистом своего дела, значит быть способным по-новому смотреть на привычное,преодолевая барьер традиции.
Главная задача педагога разбудить заложенные природойспособности и задатки, не подавлять, а развивать в студентах способность ктворчеству. То есть, как говорил В.С. Шубинский «…вовремя заметить зародыштворческих черт, … сосредоточить внимание на их воспитание, … предостеречьот их подавления» — выявить их творческий потенциал.
Творческийпотенциал определяется в первую очередь наличием учеловека таких качеств, как решительность, умение преодолевать трудности,способность рисковать, нестандартно мыслить, уверенность в своих силах испособность использовать свой опыт в практической деятельности.
Понятие«творчество» включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
· деятельность по созданиюпродукта (получение новогорезультата);
· процесс достижениярезультата, в котором реализуютсяпотребности и способности человека (происходит саморазвитие личности).
Процесстворчества имеет разные уровни, для которых характерно следующее:
· использование ужесуществующих знаний и расширение области их применения;
· создание совершенно новогоподхода, изменяющего привычный взгляд на объект или область знаний.
Истинноетворчество гуманно по своей природе, поскольку приводит к развитию исаморазвитию личности. Творческие возможности любого человека зависят отособенностей личности, которые называют признаками творческой личности.
Типологиятворческой личности
Тип личности |
Характерные способности творческой личности |
Теоретик-логик |
Способность к логическим, широким обобщениям к классификации и систематике информации. Четко планируют работу, широко используют известные методы научных исследований, и развивают их дальше. Хорошо осведомлены и эрудированны. Все, что начинают, они доводят до конца, подкрепляя свои предположения, обоснования ссылками на первоисточники. |
Теоретик-интуитивист |
Высокоразвитая способность к генерированию новых, оригинальных идей. Это люди создатели новых концепций, изобретатели. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением. |
Практик-экспе-риментатор |
Стремление всегда проверить и экспериментально доказать новые оригинальные идеи. Такие люди любят и умеют работать с аппаратурой, имеют большой интерес и способности к практическим делам. |
Организатор Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Обладает высоким уровнем развития способностей к сплочению людей для разработки и осуществления новых идей. Под их руководством создаются оригинальные творческие группы и коллективы. Они обладают высокой энергией, коммуникабельностью, способностью подчинять своей воле других и направлять их на решение больших творческих задач. |
Инициатор |
Обладает инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других проблем. |
Мотивациятворчества относится к самым важным компонентам опытатворческой деятельности
Способностьмыслить творчески – важнейшая составляющая творческойличности. Творческое мышление обладает тремя специфическими чертами,проявляющимися при решении проблемы:
· высокая рефлексия (способность космыслению и переосмыслению фактов);
· способность к поиску решения в условияхнеопределенности;
· способность к преодолениюинтеллектуальных трудностей.
Формирование опыта творческой деятельности обучающегося СПОявляется важной педагогической проблемой современного профессионального образования.Возрастает ценность не узкоспециализированного образования, а владение умениемспециалиста легко обучаться, интересно и нестандартно мыслить, выдвигать идеи ипринимать самостоятельные решения.
Опыт творческой деятельности человека в образовательной средеявляется залогом, базой потенциального творчества в последующейпрофессиональной деятельности.
Творчество в рамках учебных занятий рассматривается какдеятельность, которая порождает нечто новое, на основе реорганизации имеющегосяу обучающегося опыта, и формирует новые комбинации знаний и умений, а такжепродукты деятельности.
Настоящий простор для творчества открывается перед человекомтолько в том случае, если он не жалея трудов, предпринимая большие усилия сумеловладеть в совершенстве навыками работы по профессии.
В любой профессии стать специалистом своего дела, значит бытьспособным по-новому смотреть на привычное, преодолевая барьер традиции. Этуособенность творческого потенциала часто отмечают в библиотечной отрасли.Главная задача руководителей практики разбудить заложенные природой способностии задатки, не подавлять, а развивать в практикантах способность к творчеству.
В зависимости от природных потребностей к творчеству ипознавательной активности обучающихся на уроках практического обучениявозможно творческое развитие личности.
При правильной организации образовательного процессаобучающиеся обнаруживают инициативность, активное стремление к самопознанию.Если влечение к творчеству не реализуется, то возникает тяга к разрушению,формируется агрессивный тип личности.
Истинное творчество гуманно по своей природе, посколькуприводит к развитию и саморазвитию личности.
Тот, кто стремится сформировать себя как творческую личность,не может быть равнодушным, он всегда ориентирован на активную деятельность.
Для развития личности в Обоянском филиале используютсяразличные формы. Экскурсии в библиотеки, музеи, другие организации смежные попрофилю являются одной из важных составляющих деятельности по формированиютворческой личности, так как позволяют не только расширить кругозор студентов,но и приобщить к мировой и отечественной культуре, показать роль библиотек винформационном обществе. В мае планируется посещение Литературного музея, МузеяСоловья, музей археологии. Традиционно мы знакомимся с деятельностью Курскойобластной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева, Курской областной библиотекой длядетей и юношества. Запланировано посещение модельной библиотеки в с.Высоконские дворы.
Опыт творческой деятельности получают студенты на учебнойпрактике, так как готовят и проводят разные виды бесед: при записи читателя вбиблиотеку, рекомендательные, корректировочные; беседы или презентации осохранности документов.
Посещение различных мероприятий, подготовленных какбиблиотеками, так и студентами филиала очного и заочного отделений, в качествеитоговых занятий, пополняет профессиональный багаж обучающихся. На нихстуденты получают бесценный опыт проведения досуговых мероприятий. Перечислюнекоторые из них: мероприятия о Великой Отечественной войне, праздник «Масленица»,игра «Что? Где? Когда» и др.
Участие студентов в подготовке и проведении массовыхмероприятий для взрослых и детей на базах практики позволяет развивать упрактикантов способность к творчеству. В последнее время обучающиеся очногоотделения участвуют в проведении таких мероприятий, как Неделя детской июношеской книги, квесты, Библионочь и др. 19 апреля 2019 г библиотеки городапроводят очередную Библионочь, посвящённую театру. В МКУК «Библиотека г. Обояни»практиканты 2 курса очного отделения будут участвовать в очередной Библионочи.
Стимулируют творческую и профессиональную активность будущих библиотекарейи конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся филиала. Конкурсыпрофессионального мастерства в разные годы проводились по различнымнаправлениям и формам работы, актуальным темам (лучшая книжная выставка, лучшеемассовое мероприятие, лучший сценарий, лучший продукт издательскойдеятельности, лучшее библиографическое пособие малой формы и др.). В этом годув мае пройдёт очередной конкурс, посвящённый Общероссийскому Дню библиотек.
Современная модель развития профессионального образованияпредусматривает включение в образовательный процесс деятельности, связанной сформированием именно творческой личности. Обучая студентов творчеству,предоставляя ему возможность получить опыт творческой деятельности, мы нетолько даём ему возможность войти во взрослую жизнь с профессиональным багажом,но и обеспечиваем его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.