ГКОУ «Тверская школа-интернат№2»
Принято назаседании «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
МО«Служба сопровождения» Зам.директора по УВР и.о.директора ГКОУ
Руководитель __________________ Тверская школа-интернат №2»
КузнецоваС.Н.____________ ЧистяковаС.О. ____________
от 25.08.2021
РАБОЧАЯПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
СПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ДЛЯ 1 — 4 КЛ. ( ВАРИАНТ 7.2)
Составитель: педагог-психолог
КузнецоваС.Н.
.
Тверь
2021г.
Содержание
1.2.Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития 2
2.Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса. 10
3.Цели, задачи, программа курса. 2
5.Условия реализации программы. 2
6.1.Содержаниепрограммы коррекционно-развивающих занятий. 2
6.2Структура коррекционно-развивющего занятия педагога-психолога. 2
6.3Условия коррекционно-развивающей работы..
Используемыеметодики и тесты: 31
Приложение2……………………………………………………………………53
Программанаправлена на исправление различных типичных недостатков психического (психологического)развития, которые в совокупности определяют наличиеособых образовательных потребностейдетей с задержкой психического развития (ЗПР).Представленная программа отражаетвозможное содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленныхво ФГОСНОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыхобразовательных потребностейданной группы школьников, получивших рекомендацию обученияпо варианту7.2.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР целью
программы коррекционной работы педагога-психолога являетсясоздание системы сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР(вариат 7.2), позволяющей учитывать их образовательные потребности на основеосуществления индивидуального и дифференцированного подхода в коррекционно-развивающем процессе.
Рабочая программа педагога- психологасоставлена на основе «Комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебнымпредметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательнойпрограмме начального общего образованияобучающихся с задержкой психическогоразвития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения пообщему образованию(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)»
1.2.Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития
Проблема задержки психического развития и трудностей вобучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого — педагогическихпроблем психологами и педагогами всего мира.
Детская популяция в настоящее время состоит из трехбольших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитииразличной степени, в том числе дети- инвалиды.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детейс задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условияобучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где нарядус общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психическогоразвития.
Одной из основных причин труднообучаемости итрудновоспитуемости детей является особое по сравнению с нормой состояниепсихического развития личности, которое в дефектологии получило название«задержка психического развития» (ЗПР).
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем:развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально — волевойсферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
Ограничение психических и познавательных возможностейне позволяют ребенку успешно справляться с заданиями и требованиями, которыепредъявляет к нему общество.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжениивсех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, струдом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слаборазвитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание,усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребенок оченьбыстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать,обобщать, абстрагировать, классифицировать ребенок не в состояниисамостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательныйминимум образовательной программы.
Часто трудности усугубляются слабой способностью к звуковомуи смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыкамичтения, с трудом осваивает письменную речь.
Из-за функциональной незрелости нервной системыпроцессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим,импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо,наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкамсо стороны детей.
Общиечерты детей ЗПР:
1. Низкаяработоспособностьдетей в результате повышенной истощаемости.
2. Незрелостьэмоций и воли.
3. Ограничензапас общих сведений и представлений.
4. Примитивныйсловарный запас.
5. Несформированностьанализа, синтеза, сравнений и умозаключений.
6. Неполнаясформированностьигровой деятельности.
7. Низкийуровень самоконтроля или его отсутствие.
8. Неумениепланировать свою деятельность.
Генезисныетипы задержки психического развития.
Клиническиеи психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С.Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержкипсихического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный,церебрально-органического происхождения.
ЗПРконституционального происхождения
Состояние задержки психического развития определяетсянаследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличается гармоничной незрелостьюодновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую формузадержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группынаблюдается значительное отставание психического развития от паспортноговозраста, что проявляется преимущественно в эмоциональной- волевой сфере приотносительно сохраненной (хотя и замедленной по сравнению с нормой)познавательной деятельностью.
ЗПРпсихогенного происхождения
Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие,соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеетсямозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловленсоциально-психологическим фактором — неблагоприятными условиями воспитания.Яркий пример — дети, воспитанные в Доме ребёнка. Эмоциональная деривация(лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразиесоциальной среды и контактов, обделённость, слабая индивидуальнаяинтеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психическогоразвития ребёнка; как результат- снижение интеллектуальной мотивации,поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установоки отношений.
ЗПРсоматогенного происхождения
Дети этой группы рождаются у здоровых родителей.Задержка развития- следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний,влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии,дистрофии, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хроническиезаболевания резко снижают психический тонус детей. Несмотря на то, что первичноинтеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываютсякрайне непродуктивным в процессе школьных занятий. Таким образом, нередковыраженная мозговая дисфункция в сочетанием со снижением психическогоинфантилизма, при котором эмоционально – волевая сфера отличается незрелостьюпри относительной сохранности интеллекта.
ЗПРцеребрально-органического происхождения
Нарушение темпа развития интеллекта и личностиобусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушениемсозревания мозговых структур.
Причинами разнообразных отклонений в развитии мозгаявляются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенныйматерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери илиотца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия(удушье плода), тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжелыеинфекционные заболевания.
Перечисленные особенности учащихся являются серьезнымпрепятствием в их обучении. Дети с ЗПР нуждаются в систематической лечебно –психолого-педагогической помощи.
Особенности обучения в школеобучающихся с ЗПР
Особенностимышления.
Однаиз психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у нихнаблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Мышление – процесс познавательнойдеятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражениемдействительности.
Отставание в развитии мышления — одна из основныхчерт, отличающих детей ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Онопроявляется во всех компонентах структуры мышления:
1.В дефиците мотивационного компонента, проявляющемсяв крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуальногонапряжения вплоть до отказа от задания.
2.Нерациональности регуляционно — целого компонента,обусловленной отсутствием потребности ставить цель.
3.В длительной несформированности операционного компонента,т.е. умственных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения.
4.В нарушении динамически сторон мыслительныхпроцессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления.Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующемпредставлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормальногоразвития находится наглядно – действенное мышление (связанное с реальнымфизическим преобразованием предмета).
Особенностипамяти и внимания.
Внимание является одной из важных предпосылок всехвидов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной.
Выделяют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное(целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяется комплексомосновных его характеристик: объем, концентрацией, переключаемостью.
Объем внимания — это егоинформационная ёмкость, т. е. Количеством одновременно отчётливо осознаваемыхпри восприятии объектов. Средненормативный объем внимания при одновременномвосприятии не превышает пяти – семи не связанных одним с другими объектов. Привосприятии чем — то связанных объектов (букв в слове, деталей конструкции)объем охватываемых вниманием объектов значительно возрастает.
Концентрация и устойчивость внимания – этоспособность не отклоняться от цели, от направленной психической активности,удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация и устойчивостьвнимания являются важной энергетической базой умственной работоспособностишкольника. Переключение внимания – способность перемещать его с одногообъекта на другой – лежит в основе перехода от одного вида деятельности кдругому.
Противоположным внимания состоянием являетсярассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью,несосредоточенностью внимания.
При задержке психического развития, недостаточныйуровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательнойдеятельности.
Дети с ЗПР на уроке крайне рассеяны, частоотвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5 – 10минут.
Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрациинаблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, врезультате чего в знаниях образуется значительные пробелы.
Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться назадании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ отработы.
Для большинства детей ЗПР характерно ослабленноевнимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время интересногорассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела. Особенноярко это проявляется эти особенности, когда в окружающей среде присутствуютотвлекающие факторы.
Память – психический процесс, обеспечивающийорганизацию, хранение и повторное использование прошлого опыта.
Недостатки памяти заметно тормозят, снижаютпродуктивность познавательной деятельности.
У детей ЗПР память значительно ослаблена, они склоннык бездумному механическому заучиванию материала, но и этот способ мнемическойдеятельности для них труден, так как сами механизмы памяти ослаблены.
Им свойственны резкие колебания продуктивностивоспроизведения, они быстро забывают изученное.
Дети ЗПР значительно хуже воспроизводят словесныйматериал, тратят на припоминание заметно больше времени, при этомсамостоятельно почти не предпринимают попыток добиться более полногоприпоминания, редко применяют для этого вспомогательные приёмы.
Заметно страдает у детей ЗПР самоорганизациямнемонической деятельности. Они не умеют использовать рациональные приёмызапоминания, не могут и не стремятся контролировать свои действия и результатызапоминания.
Особенностиречи.
Речь – ведущая форма общения и мышления,опосредованная языком. Готовность к школьному обучению включает определённыйуровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность различатьи дифференцировать акустические признаки звуков, достаточный для полноценногообщения с окружающими, уровень сформированности словаря и грамматическогостроя, умение логично, связно строить высказывания, речевую активность.
Речь детей ЗПР обладает рядом особенностей, кудавходят: низкий уровень ориентировки в звуковой деятельности речи;недостаточность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р»,обусловленная вялость артикулирования, приводящий к их неотчетливому звучанию.
В словаре детей данной категории преобладают слова сконкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такимикатегориями, как существительное, глагол. Из прилагательных в основномупотребляют в основном качественные, обозначающие признаки.
В речи дети недостаточно представлены местоимения,наречия. Такие дети замедленно включаю в свою речь новые слова, понятия,полученные в процессе обучения.
Детис трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Особенности речевого развития данной категорииучащихся могут проявляться неравномерно: у одних преобладаютфонетико-фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании сдефектами звукоразличения), у других – лексико-грамматические.
Особенностимоторики.
Моторика относится к высшим психическим функциям. Удетей ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушениепроизвольной регуляции движений, недостаточная координированность и чёткостьнепроизвольных движений, трудность переключения и автоматизации.
Наиболее страдает у таких детей моторика кистей ипальцев рук. Отклонение в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создаютопределённые трудности в учебной деятельности. Особенно неблагоприятно влияютна овладение навыками письма, рисования, ручного труда.
Учебнаямотивация.
Сформированная мотивация – одна из основных движущихсил учения ребёнка.
Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для нихдлительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться ига в еёэлементарной форме: дети избегают приближающие к учебным сложные игры сюжетно –ролевого характера с правилами, запретами.
Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитиепознавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для нихситуации учения, интеллектуального напряжения, дети ЗПР прибегают в качествезащиты к отказу от задания, посещение школы.
Эмоциональнаясфера.
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизничеловека. Она помогает внутренней регуляции поведения.
У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано: онипостоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает ихэмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем другие детинуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширениии обогащении сенсорного пространства.
Особенностиповедения.
Поведениев широком смысле слова – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живымиорганизмами для приспособления в среде.
Отклонениев поведении индивида отрицательно сказываются на развитии самой личности.
Выделяют несколько групп детей с ЗПР в зависимости отих психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные ивозбудимые.
В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеютсянедостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко оканчиваютсяголовной болью, повышением температуры, состоянием усталости.
Обзорнаяхарактеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явлениезадержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта.
Вместе с тем для детей этой категории характернытипичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально –волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный уровеньпознавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформированаготовность к усвоению знаний и предметных понятий.
2.Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Серьезныеограничения в социально – личностных и учебных возможностях определяютнеобходимость выделения детей с ЗПР в категорию учащихся с «особымипотребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогическойподдержке.
Включениекурса«Психокоррекционныезанятия»вкачествеобязательногодлявсехполучающихобразование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержаниеобразованиямладшихшкольниковуказаннойгруппы.Общеизвестныенедостаткиихсаморегуляции,мыслительныхопераций,мотивационныеискажения,эмоциональныепроблемы,личностнаянезрелость,речевыетрудности,атакжемногочисленныеразнообразныенарушенияи/илидефицитыразвитияпсихофизическихфункций(неспецифическиедисфункции),взначительноймерепрепятствуютформированиюучебной деятельности и достижению требуемых результатов образования.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интереси мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального или чностного развития,способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формированииличности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется напротяжении всего периода начального образования и позволяет стимулироватьсенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательнои постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышатьадекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенцииобучающегося с ЗПР.
Всоответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественноесоотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно,исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основаниирекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ииндивидуальной программыреабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Вместе с тем представляется, что содержаниепсихокоррекционных занятий следует планировать в русле перечисленных ниже направлений,посколькуони являются наиболее значимыми для обучающихся с ЗПР, сразу начинающихобучение по варианту программы7.2.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) включает в себявзаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
Диагностическаяработа включает:
-своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
— раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении)диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексныйсбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистовразного профиля;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося сограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально- волевой сферы и личностных особенностейобучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребёнка;
-анализуспешности коррекционной работы
Коррекционно-развивающаяработа включает:
-выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения всоответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушенийразвития и трудностей обучения;
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка вдинамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальныхучебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию егоповедения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующихобстоятельствах.
Психологическаяпрофилактика предусматривает деятельность по:
-разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разныхвозрастов с учётом задач каждого возрастного этапа;
— контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения развития детей вобразовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного психическогоразвития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе;
-элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательнойсреде, семье;
— обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастнуюступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии истановлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
— своевременному предупреждению безнадзорности и беспризорности среди детей иподростков.
Организационно-методическая работа включает в себя:
— планирование и анализ работы;
— планирование, обработку и анализ психодиагностических мероприятий;
— планирование, подготовку и анализ коррекционной и развивающей работы;
— подготовку материалов к консультированию и просвещению ;
— ведение текущей и отчётной документации;
— сбор и пополнение методических материалов;
— повышение уровня квалификации и самообразование;
— экспертную работу;
— осуществление методических разработок;
— взаимодействие с иными учреждениями с целью обеспеченияпсихолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Консультативнаяработа включает:
-выработку совместных, обоснованных рекомендаций по основным направлениям работыс обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всехучастников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченнымивозможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмовкоррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
-информационнуюподдержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательнымипотребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
— различныеформы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательноговопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детейсограниченными возможностями здоровья;
-проведениетематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснениюиндивидуально-типологических особенностей различных категорий детей сограниченными возможностями.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работыявляются оптимально выстроено взаимодействии специалистов образовательной организацииобеспечивающее комплексное системное сопровождение образовательного процесса.
Коррекционная работа педагога-психолога предусматривает: многоаспектныйанализ психофизического развития обучающего с ЗПР; комплексный подход кдиагностике, определению и решению проблем обучающегося с ЗПР, к предоставлениюему квалифицированной помощи с учетом уровня психического развития; разработкуиндивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ЗПР.
3.Цели, задачи, программа курса
Целипрограммы:
Общая цель психокоррекционных занятий заключается в примененииразных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление илиослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизациюличности и межличностныхотношений,коррекциюнедостатковсаморегуляции,формированиеучебноймотивации.
ВсоответствиисособымиобразовательнымипотребностямидетейсЗПРопределяютсяобщиезадачи курса:
— Формированиеосознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения –способности ксамостоятельной организации собственной деятельности;
— Совершенствованиепознавательной деятельности как основы компенсации,коррекцииипрофилактикивторичныхнарушенийпсихологическогоразвития,коррекцияиндивидуальныхпробелов в знаниях;
— Стимулированиепознавательнойактивности,интересаксебе,окружающемупредметномуисоциальномумируиосознаниюимеющихсятрудностей,формированиешкольноймотивации;
— Освоениесоциальноодобряемыхнормповедения,противодействиезакреплениюдезадаптивныхчерти отклонений в формировании личности;
— Компенсацияэмоционального неблагополучия, развитие самосознания;
— Освоениеиотработкасредствкоммуникации,приемовконструктивноговзаимодействиясосверстниками и взрослыми;
Основойпрограммы являются общие дидактические принципы: научности, связи теории с практикой,активности и сознательности в обучении, прочности усвоения знаний,дифференцированный подход, а также реализуются принципы:
-принцип безопасности, создание атмосферы доброжелательности,психологического комфорта, принятия каждого ребенка;
—принципразвивающего обучения, данная программа реализуется на основеположения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону егоближайшего развития»;
-принципучета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
-принциппостепенности, обеспечивающий плавный переход от простых знаний,операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»);
-принципдоступности,использование в заданиях
максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний иразличным школьным предметам;
-деятельностный принцип, занятия проходят на взаимоотношенияхсотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоениеновых операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию,формированию положительной мотивации к познавательной деятельности;
—принципконфиденциальности, акцент на рекомендациях, недопустимость медицинскихдиагнозов.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯКОРРЕКЦИОННОГОКУРСА
Критериидляоценкиуспешностиосвоенияпрограммыпсихокоррекционнойработыучащимисясоставляютсявсоответствииспланируемымирезультатами,приведеннымивпредставленнойрабочейпрограмме.
Календарно-тематическоепланированиепогодамобученияосуществляетсясучетомзапланированных результатов образования. Результатыформированиясферыжизненнойкомпетенциипроявляютсявпоследовательномулучшении перечисленных ниже умений.
Личностные результатырекомендуется оценивать с помощью критериально-уровневой оценки рядасоставляющих этот результата параметров.
Личностный результат Овладениеначальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире(достигается при реализации большинства модулей).
Результат складывается из оценки сформированностиречевых умений, сформированности знаний об окружающем природном и социальноммире, представлений о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
По каждой составляющей в третьем классе планируетсядостичь следующих целевых показателей.
Сформированность речевых умений:
В коммуникативной ситуации высказывается достаточнопонятно;
Речь в основном грамматически правильная;
Письменная коммуникация несовершенна, но возможна;
Читает монотонно, но без существенных затруднений.
Сформированность знаний об окружающемприродном и социальном мире и позитивного отношения к нему.
Знает, кем работают взрослые, с которыми онпроживает, их ФИО;
Знает свой домашний адрес, дату рождения, сотовый илидомашний телефон, по которому следует звонить
Иногда самостоятельно проявляет внимание к детям ивзрослым (настроение, самочувствие);
Ориентируется в наиболее актуальных событиях,происходящих в классе, школе, городе, стране.
Проявляет познавательный интерес (ситуативно) и задаетвопросы.
Сформированность представлений о здоровомобразе жизни, безопасном поведении и овладение социально-бытовымиумениями, используемыми в повседневной жизни.
Знает правила дорожного движения, безопасногоповедения на транспорте;
Может объяснять, в чем заключается польза или вредтого или иного поведения, но не всегда аргументировано;
Уточнены представления об опасном и безопасномповедении (субъективизм опасений преодолен частично).
Имеет относительно точные представления о том, чтоможно приобрести на сумму 100 рублей.
Личностный результат: формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств (включается при реализациисоответствующего модуля)
Проявляет заинтересованность в процессе прослушиванияили просмотра произведений искусства.
Предпринимает отдельные попытки высказаться о своихчувствах в процессе прослушивания или просмотра произведений искусства.
Предпринимает попытки словесно описать красотуувиденного.
Отличает эстетичное и неэстетичное оформлениечего-либо.
Стремится создавать что-то красивое, устойчивопредпочитает красивое некрасивому.
Овладевает умением подбирать адекватные слова длясравнения красивого и некрасивого.
Личностный результат: развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей (включается при реализациисоответствующего модуля)
Овладевает умениемпроявить вербальное сочувствие при затруднениях и неприятностях.
Овладевает умениемпромолчать об оплошности другого человека, хорошо замечая ее.
Овладевает умениеммолчать и спокойно стоять в торжественные, эмоционально значимые моменты.
Проявляетуважительное отношение к пожилым людям.
Понимает смысл нравственно насыщенных литературныхпроизведений (В. Осеева и т.п.).
Личностный результат: Развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Результат складывается из оценки сформированностинавыков продуктивной межличностной коммуникации, социально одобряемого(этичного) поведения, речевых умений. По каждой составляющей в третьемклассе планируется достичь следующих целевых показателей.
Сформированность навыков продуктивноймежличностной коммуникации.
Знает имена и фамилии всех одноклассников, имена иотчества педагогов:
Имеет друзей среди одноклассников и соблюдает правиладружбы.
Избегает открытых конфликтов.
Может выполнять разные роли в подгрупповой и групповойработе.
Правильно определяет эмоции и намерения партнера покоммуникации.
При ответах на вопросы взрослого эмоциональноадекватен, вежлив и краток.
Сформированность социально одобряемого(этичного) поведения.
Соблюдает нормы речевого этикета,
Пропускает взрослого вперед, придерживает дверь,внимательно выслушивает обращение.
Самостоятельно предлагает оказать помощь взрослому.
Овладевает умением не перебивать, соблюдатьочередность при высказывании,
Овладевает умением улыбаться партнеру при встрече,обращении.
Самостоятельно стремится оказать сверстнику помощь призатруднении.
Проявляет уважительное отношение к чужойсобственности.
Овладевает умениями просоциального поведения (помощь,поддержка, сочувствие).
Сформированность речевых умений:
Умеет вежливо и понятно обратиться с вопросом.
Умеет вербализовать свои желания и мысли.
Сформирована возможность говорить об испытываемых эмоциях,намерениях;
Личностный результат: Развитиеадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимомжизнеобеспечении.
Самостоятельно обозначает свою социальную роль(школьник, ученик):
Правильно оценивает результаты своей деятельности.
Адекватно и без затруднений обозначает своипотребности (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста):
Хорошо разграничивает ситуации, требующие и нетребующие помощи
Может адекватно оценить выраженность какого-либокачества у себя и у других с разных точек зрения (встать на позицию другого):
Личностный результат: Овладениесоциально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Имеет сформированные по возрасту навыкисамообслуживания:
Умеет пользоваться сотовым телефоном:
Самостоятельно поддерживает порядок в портфеле,учебных принадлежностях.
Следит за своим внешним видом.
Личностный результат: Владениенавыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Сформирована возможность согласованно выполнять необходимыедействия (коммуникативно-игровые или учебно-познавательные) в паре и в малойгруппе, не разрушая общего замысла:
Сформирована возможность контролировать импульсивныежелания (не трогать чужие предметы без разрешения):
Сформирована возможность сдерживать вербальнуюагрессию.
Имеет хороший социометрический статус.
Стабилен в своих коммуникативных предпочтениях.
Личностный результат: Способностьк осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственнойорганизации.
Сформированы пространственные представления(ориентируется на листе бумаги и может понимать пространственный план-схему).
Относительно правильные временные представления(понимает время на часах, адекватно использует временные наречия).
Проявляет интерес к знаниям о природе и человеке,путешествиям;
Знания по определенным аспектам мироустройства запределами программного материала.
Проявляет интерес к достижениям (спорт, культура).
Может формулировать индивидуально значимые желания и«нежелания».
Курс «Психокоррекционные занятия» предполагаетформирование всех видов универсальных учебных действий (УУД).
В 3 классе планируется достичь следующиеметапредметные результаты:
В области формирования познавательных УУД
1. Проявлениепоисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранеенеизвестного задания) – целевым результатом является преодоление отказа отактивности и стереотипных непродуктивных проб;
2. Овладениеумениями декодирования предложенных условных знаков – целевым результатомявляется удержание в памяти не менее пяти значений;
3. Овладениеумениями кодирования: целевым результатом является возможность созданияконкретно-графических моделей (плана комнаты, пространства) с преимущественноорганизующей помощью;
4. Овладениеумением отвечать на вопросы по событийному дискурсу – целевым результатомявляется полное и точное понимание как воспринимаемого на слух, так и читаемоготекста.
5. Овладениеумением выделять существенные и несущественные признаки в объектах,актуализированных на основе имеющихся знаний и представлений – целевымрезультатом является возможность обозначать наиболее существенные признаки непредставленного наглядно объекта (например, рассказать о самом запомнившемсяслучае и т.п.).
6. Овладениеумением вербализовать причинно-следственную связь, представленную графическиили словесно — целевым результатом можно считать самостоятельное точноепонимание сущности такой связи, при сохраняющихся трудностях ее словесноговыражения.
7. Овладениеумением объяснять значение слов конкретного, затем обобщенного и абстрактногохарактера — целевым результатом является понятийное определение приблизительнополовины новых слов (конкретного характера).
8. Овладениеумением сравнивать и обобщать объекты – называть их общим названием попредставлению — целевым результатом является точное вербальное обобщениеприблизительно в половине заданий.
В области формирования регулятивных УУД:
1. Пониманиегрупповой инструкции к задаче учебно-познавательного характера — целевымрезультатом является преимущественно самостоятельная работа (не более одногоиндивидуального обращения к ребенку за занятие).
2. Удержаниеправильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи- целевымрезультатом является способность действовать правильно не менее, чем в 70 %выполняемых заданий.
3. Способностьпланировать свои предстоящие действия, оречевлять план и соотносить действия спланом при выполнении (в пределах конкретного задания) – целевым результатомявляется способность создания и удержания «трехшагового» плана.
4. Способностьнаходить ошибки по указанию на их наличие – целевым результатом является 100 %нахождение ошибок.
5. Овладениеумением адекватно воспринимать указания одноклассника на ошибки — целевымрезультатом является аффективно спокойное реагирование со стремлением неповторять ошибку.
ВсоответствиисПрАООПдляперечисленныхпоказателейрекомендованоиспользоватьшкалу,понятную всемчленамэкспертнойгруппы:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл –минимальное продвижение; 2 балла – среднеепродвижение;3 балла–значительноепродвижение.
Помимоформированиясферыжизненнойкомпетенцииповышеперечисленнымпараметрам,постоянномумониторингуподлежат:
— Уровеньпроизвольнойрегуляциипознавательнойдеятельности;
— Общийуровеньучебно-познавательнойдеятельности;
— Качествоучебныхдействий;
— Способностькобразно-символическому,знаковомуопосредствованиюдеятельности;
— Развитиепространственно-временныхпредставлений;
— Состояниезрительно-моторнойкоординации;
— Степеньэмоциональногоблагополучияребенка;
— Адекватностьповедения(преодолениепроявленийнарушенийповедения);
— Сформированностьнавыковделовойкоммуникации;
— Развитиесамосознания:становлениедифференцированнойсамооценкииадекватногоуровняпритязаний,адекватнаясамооценкакоммуникативнойуспешности,позитивноесамоотношение);
— Развитиеволевыхкачеств:способностьпреодолеватьтрудности;
— Появление и закрепление основных психологическихновообразований(эмоциональнаядецентрация, способность к сочувствию и соучастию, возможностьпозиционирования,проявления самостоятельности, ответственности, инициативы,возможность рефлексии ит.п.);