X-PDF

Урок: Государственные цифровые системы

Поделиться статьей

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА ЗАНЯТИЯ 

ПОДИСЦИПЛИНЕ   ОУД11.  Информатика и ИКТ

Группа,специальность:

 

Тема урока

Государственные цифровые системы

Цель урока

Познакомить обучающихся с познакомить с понятием «цифрровизация»,   государственными цифровыми системами для эффективного использования в повседневной жизни.

Задачи урока

 

Обучающие

Формирование практических  знаний и умений работать с  государственными цифровыми системами.

Развивающие

 

Развивать  логическое  мышление; умения анализировать информацию и кратко выражать свою мысль

Воспитательные

 Воспитание информационной культуры обучающихся, аккуратности, дисциплинированности, развитие познавательных интересов к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

 

общие представления об ЕИС, государственных сервисах, государственных образовательных платформах.

Личностные:

 

умение управлять своей познавательной деятельностью, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

Метапредметные:

 

использование различных видов познавательной, умение  продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

Обучающийся должен

Знать

Уметь

Информация, информационные процессы, ЕСИА, ЕИС,  Электронное правительство

Управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития,

Средства обучения, оборудование

 Презентация, видеопроектор, раздаточный материал, компьютер.

Вид учебного занятия

Комбинированный

Тип учебного занятия

Сообщение новых знаний

Применяемые технологии

ИКТ

Межпредметные связи

Финансовая грамотность, история, экономика

 

СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1 (длительность)

Организационный момент (1-2 мин.)

Деятельность обучающегося

Готовятся к занятию, приветствуют преподавателя.

Деятельность преподавателя

Проверка готовности студентов к уроку, запись отсутствующих, позитивный эмоциональный настрой на урок. Сообщения общего хода занятия, организация внимания студентов.

ЭТАП 2 (длительность)

Мотивация. Целевая установка. (3 мин.)

Деятельность обучающегося

Обучающиеся пытаются ответить на вопросы и активно взаимодействуют с преподавателем.

Деятельность преподавателя

 

Добрый день. Скажите ребята:

Вы слышали о том, что президент России В.В. Путин утвердил стратегию цифровизации общества.

СТРАТЕГИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях  развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Поручения о разработке стратегий цифровой трансформации были даны  Президентом РФ 31 декабря 2020 года. Пр 2242, п. 1. г) Правительству Российской Федерации разработать и утвердить

стратегии цифровой трансформации не менее десяти отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости», предусматривающие внедрение конкурентоспособного отечественного программного

обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных в том числе на основе технологий искусственного интеллекта.

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации

разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости», предусматривающие внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных в том числе на основе технологий искусственного  интеллекта. Связующим звеном в этой работе стали руководители цифровой трансформации  органов власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Видеоролик

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Что мы должны узнать и научиться выполнять на уроке?

ЭТАП 3 (длительность)

Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Деятельность обучающегося

Обучающиеся отвечают на вопросы.  Самостоятельно формулируют тему цели урока. Записывают тему урока.

Деятельность преподавателя

 

Сейчас почти у каждого человека в есть телефон, позволяющий выйти в интернет. У многих дома – компьютеры или планшеты. В организациях, в фирмах также есть компьютеры. Невозможно представить нашу жизнь без информационных технологий. Мы используем мессенджеры, общаемся в социальных сетях, смотрим и создаём видеоролики и трансляции, исследуем и учимся. Мы активно используем «умные» технологии дома, в автомобиле… Мы используем разные программы – такие, которые позволяют вести в электронном формате бухгалтерию (рассчитывать заработную плату работников, учитывать доходы и расходы фирмы и т.д.), делать чертежи – например, для 3D печати и т.д.  Коротко говоря, используем различные цифровые сервисы.

Во многих образовательных учреждениях России уже есть электронные дневники и электронные журналы. Многие из вас, наверно, уже пользовались материалами, размещенными на электронных образовательных платформах, а также учебниками в электронном формате.

В поликлинику тоже можно записаться он-лайн, а еще в здравоохранении есть такое направление, как телемедицина – когда даже в отдаленных районах можно получить консультацию для постановки диагноза или даже помощь специалиста он-лайн для проведения сложной операции.

Вопросы обучающимся

А какими цифровыми сервисами вы пользуетесь чаще всего?

Какие сферы применения информационных технологий вы знаете?

Знаете ли вы, какие разработки в сфере ИТ-отрасли являются отечественными?

Сегодня на уроке мы поговорим об отечественных разработках в сфере ИТ, о цифровизации общества, вкладе России в сферу государственных информационных технологий.

Таким образом, компьютерные/цифровые технологии помогают людям во всех сферах жизни.

 

ЭТАП 4 (длительность)

Сообщение новых знаний (20 мин.)

Деятельность обучающегося

 

Освоение основных понятий и определений. Формулировка определений и сопровождение их пояснениями и примерами.  Обсуждение, предложение своих вариантов и примеров использования аппаратного обеспечения ПК. Составление схемы.

Деятельность преподавателя

 

 

Прежде, чем погрузиться в изучение темы об информационных технологиях, вспомним понятие «информация», а также её свойства.

— как мы понимаем, что называется информацией?

(Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

         Мы вспомнили, какими свойствами должна обладать информация:

— какое из перечисленных свойств сегодня, в условиях избытка как правдивой, так и фейковой информации, приобретает особую значимость?

(достоверность)

— из каких источников мы можем получить информацию?

(социальные сети, семья, друзья, знакомые, интернет сайты (Rutube, Yappy), телевидение, радиостанции, печатные издания)

— как выбирать достоверные источники информации?

(- анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять;

знать, что практически ни один источник информации не может являться на 100% достоверным, исключение — научные исследования;

— информацию из любых источников следует подвергать тщательной проверке, чтобы убедиться в ее достоверности).

По возможности: учитель заранее распечатывает памятку «Правила достоверной информации» и раздает каждому ребенку. (Приложение)

 

Историческая справка, 5 минут

Информационные технологии развиваются быстрыми темпами, разные страны вносят свой вклад в их развитие. Наша страна имеет богатую историю развития информационных технологий. Отечественные ученые трудились в сфере IT.

Учитель на слайдах показывает:

Исаак Семенович Брук

Советский учёный в области электротехники и вычислительной техники

Андрей Петрович Ершов

Советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования

Николай Петрович Брусенцов

Главный конструктор троичной ЭВМ «Сетунь»

Сергей Алексеевич Лебедев

Один из основоположников советской вычислительной техники

Михаил Александрович Гаврилов

Советский учёный, стоявший у истоков отечественных информатики и кибернетики

Юрий Иванович Журавлёв

Российский математик

Евгений Лазаревич Рошал

Российский программист, автор файлового менеджера FAR Manager, формата сжатия RAR, архиваторов RAR и WinRAR

Алексей Андреевич Ляпунов

Советский математик, один из основоположников кибернетики

Эдуард Зиновьевич Любимский

Советский и российский учёный в области вычислительной техники, системного программирования и информатики

 

 

 

 


 Вспомним и те разработки в области ИТ, которые были сделаны в нашей стране.

Визуальный ряд

Комментарий

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/22/s_6239c53300509/phpdfEUx2_Dokument-Microsoft-Office-Word-2_html_9b0e49257534a483.jpg

Первый отечественный ноутбук «Электроника МС 1504». Разработан в СССР в 1992 году

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/22/s_6239c53300509/phpdfEUx2_Dokument-Microsoft-Office-Word-2_html_94e9dc2308c6ed99.jpg

Советский ноутбук — микро ЭВМ /микрокалькулятор «Электроника МК 106». Разработан в СССР в 1991 году

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/22/s_6239c53300509/phpdfEUx2_Dokument-Microsoft-Office-Word-2_html_207975228ce831f.jpg

Игровая приставка «Электроника Видеоспорт-3». 1988 г.

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/22/s_6239c53300509/phpdfEUx2_Dokument-Microsoft-Office-Word-2_html_f58686f6c763e015.jpg

Первый советский аналог зарубежного компьютера IBM PC «ЕС-1840». 1986 г.

Мы увидели, что наша страна ещё с советских времен имела серьёзные наработки в области информационных технологий и компьютерной техники. 

К концу 80-х годов XX века отечественные разработки в области информационных технологий имели бурное развитие. Однако наступили 90-е годы… Наша страна пережила непростые времена: развитию IT-отрасли, как и многих других отраслей интеллектуальной сферы и промышленности, не уделялось должное внимания на государственном уровне. Поэтому наступил период практически полного отсутствия отечественной компьютерной техники, программного обеспечения. Но этот период закончился в самом начале XXI века – с начала 2000-х годов мы отмечаем бурное развитие IT-отрасли: и в плане компьютерной техники, и в плане программных продуктов. Сегодня мы можем с гордостью говорить о востребованности отечественных разработок не только в России, но и во всем мире!

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

А сейчас поговорим о разработках в сфере информационных технологий. Посмотрим, знаете ли вы об отечественных разработках, которые занимаются (или используют в своей работе) информационными технологиями. 

 

Наименование

Описание

Государственный сектор

Ростех

Разработка высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения

Роснано

Высокотехнологичные проекты, обеспечивающие развитие новых производств в России

Роскосмос

Управление космической отраслью России

Ростелеком

Российский провайдер цифровых услуг и сервисов, предоставляет услуги широкополосного доступа в “Интернет”, интерактивного телевидения, сотовой связи

https://pfr.gov.ru/   пфр

https://pfr.gov.ru/   пфр

ИФНС

https://www.nalog.gov.ru/rn56/ifns/imns56_26/ налоговая

Коммерческий сектор

Vk Group

Одна из крупнейших цифровых экосистем, включающая в себя различные самостоятельные и вспомогательные сервисы для разных целевых аудиторий

Яндекс

Одна из крупнейших цифровых экосистем, включающая в себя различные самостоятельные и вспомогательные сервисы для разных целевых аудиторий

Сбертех

ИТ-компания, занимающаяся разработкой цифровых решений для Сбербанка

Лаборатория Касперского

Информационная безопасность

InfoWatch

Информационная безопасность

Тинькофф

Онлайн-банкинг

Ozon

Крупнейший в России онлайн-магазин

 

Все перечисленные компании – наши, российские! Они имеют и создают очень известные в нашей стране и мире электронные продукты. 

Рассмотрим несколько примеров:

1.         пользовались ли когда-нибудь социальными сетями Вконтакте, Одноклассники? Дети отвечают. А знаете ли вы, что это дело рук отечественных разработчиков?

2.         используете ли вы Кинопоиск, Rutube, Vk клипы, Яндекс.Эфир, Яндекс.Музыку, Яндекс.Дзен. Дети отвечают. Это отечественные разработки!

3.         Ваша семья использует платформы для продажи товаров/услуг Авито, Юла, Авто.ру, Ozon. Дети отвечают. Это отечественные разработки!

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без использования онлайн-банкинга. И приложения таких банков, как Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, Альфа-банк и других российских банков являются также отечественными разработками. Информационная безопасность, робототехника, медицина, образование — вот далеко неполный перечень сфер нашей жизни, где широкое применение находят цифровые продукты отечественных разработчиков.

Справочно: можно прокомментировать, что и образовательные платформы, и успешные интернет-компании отечественных разработчиков есть:

  • Vk Group (Mail.ru Group), 1998
  • Яндекс, 2000
  • Wildberries, 2004
  • Ozon, 1998
  • Avito, 2007
  • «1С», 1991
  • HeadHunter, 2000
  • Delivery Club, 2009
  • «Ситимобил», 2007
  • Циан, 2001
  • ivi, 2010
  • Positive Technologies, 2002
  • Оkko, 2011
  • Superjob, 2000
  • KupiVip, 2008
  • ЛитРес, 2005
  • Учи.ру, 2011

 

Государство ведет поступательную работу для обеспечения быстрого роста уровня и качества информационных технологий в России. Политика развития сектора ИТ ежедневно обсуждается совместно с ключевыми ИТ-компаниями (Vk Group, Ростелеком, Яндекс и другие). Оказывается значительная поддержка отечественным стартапам инвестиционными фондами России.

● Формируются благоприятные условия для развития отрасли информационных технологий, ведения бизнеса в IT-сфере, увеличения количества высокопроизводительных рабочих мест, роста производства российской продукции IT-отрасли.

● Реализуется специальное регулирование налоговых режимов для российских IТ-компаний.

● Прорабатывается государственная политика в области разработки, внедрения и продвижения российского программного обеспечения.

● Создаются преференции программному обеспечению российского производства при государственных закупках.

Большинство перечисленных социальных цифровых сервисов используются в системе образования. Так, например, в рамках создания федеральной государственной информационной системы «Моя школа», пользователями которой с 1 сентября 2022 года станут учителя, дети и родители, будут использованы и уже используются отечественные разработки, такие как платформа для коммуникаций «Сферум», социальная сеть Вконтакте, Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), отечественный видеохостинг, облачный офис (полноценный аналог MS office на базе российского программного обеспечения) и облачное хранилище.

 

Физкультминутка

Проводим физкультминутку.  (2 мин)

 

ЭТАП 5 (длительность)

Закрепление изученного материала (25 мин.)

Деятельность обучающегося

Выполняют практическую работу.  Поиск вариантов ответов

Деятельность преподавателя

 

Давайте теперь, исходя из той информации, которую вы сегодня услышали попробуем определить, что же такое цифровизация

Цифровизация – это интеграция (внедрение) цифровых технологий в повседневную жизнь через оцифровку информации.

Для чего используются цифровые технологии?

Мы используем цифровые технологии, чтобы различные процессы (организационные, бизнес и др.) стали эффективнее, качественнее и шли в ногу со временем.

Учитель проводит мозговой штурм

Учитель при необходимости дополняет ответы учащихся:

·         новые возможности развития бизнеса вне зависимости от места проживания (интернет-торговля)

·         развитие электронных платежей и мобильного банкинга: необходимо увеличить уровень проникновения банковских услуг в регионах.

·         активное продвижение туристических возможностей страны и широкое применение интернет-бронирования через социальные сети даст толчок развитию сельского туризма на местах.

·         оказанию консультационной, информационной и иной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в регионах

·         дистанционное образование. Возможность получить образование, не покидая своего места жительства. Доступ к образовательным услугам людей с ОВЗ

ЭТАП 6  (длительность)

Домашнее задание. (3 мин.)

 

 

Содержание домашнего задания.

 

В качестве домашнего задания, пожалуйста, придумайте и запишите идею нового цифрового сервиса/продукта. Такого, которого сегодня еще не существует. Опишите сферу применения этого продукта, его пользователей, пользу для общества и для каждого.

Этап 7 (длительность)

Рефлексия (5 мин.)

Деятельность обучающегося

Оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей.

Деятельность преподавателя

 

 

 

Преподаватель_____________________________________ Кучинская Е.И.  Глазкова О.В, Хаов О.В.

 

 

https://www.survio.com/survey/i/V4S2C2H5O4S9D3T7Wопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Приложение 1.

Памятка

Правила достоверной информации

1. Информация должна исходить от первоисточника или очевидца события. Самые достоверные сведения обычно теряют часть подлинности при пересказе. Чем больше пересказов, тем больше сведения обрастают слухами и сплетнями.

2. Беспристрастно поданная информация, что в реальности наиболее трудно осуществимо, потому что докладчик не должен иметь заранее составленного мнения. Предубеждения намеренно или ненамеренно могут исказить действительную картину.

3. Сведения, поступающие от опытного информатора, намного ценнее, чем информация, полученная от случайного человека. Последний по объективным причинам легко впадает в самообман.

4. Стоит полагаться лишь на ту информацию, которая может быть подвергнута двойной проверке. Любая проверка данных основывается на сообщениях наблюдателей. Совершенно секретная информация, которую используют для внутреннего употребления, чаще всего является самой ненадежной.

5. Любые сведения не должны быть анонимными. Информация должна быть подписана, то есть подкреплена репутацией автора. Если сведения не подписаны, никто не может ручаться за их достоверность.

 

Приложение

 

Отечественныеразработки, 

представленные всценарии урока

 

Вконтакте: крупнейшая российская социальная сеть, универсальное средство дляобщения, поиска друзей и одноклассников.

Одноклассники: одна из крупнейших социальных сетей в России.

Yappy:российская социальная сеть – сервис коротких вертикальных видео, аналог ТикТок.

Сферум: бесплатнаяплатформа для учителей и учеников для проведения онлайн-занятий, видеозвонков,общения в чатах и ведения информационного канала школы.

Мой Мир:российская социальная сеть.

Mail.ru:один из крупнейших российских бесплатных почтовых сервисов.

Яндекс.Почта: один из крупнейших российских бесплатных почтовых сервисов.

ICQ:бесплатная система мгновенного обмена сообщениями для мобильных и иныхплатформ.

ТамТам: мессенджер,позволяющий вести текстовую переписку (в том числе в групповых чатах),отправлять звуковые сообщения, создавать каналы, а также обмениватьсяфотографиями, GIF-анимацией, музыкой, видео и стикерами.

RuTube: ведущийроссийский видеопортал, предлагающий кинофильмы, сериалы и пользовательскоевидео.

Яндекс.Эфир: видео-платформа с возможностью бесплатной публикации ипросмотра контента.

Яндекс.Дзен: платформа для блогеров и медиа, позволяющаяпубликовать статьи, новости, видео, блоги.

Кинопоиск: платформа по подписке, позволяющая смотреть фильмы и сериалы,крупнейший русскоязычный интернет-сервис о кино.

Лаборатория Касперского: компания, специализирующаяся на разработке системзащиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз.

InfoWatch: российская компания,специализирующаяся на информационной безопасности в корпоративном секторе:защите корпораций от утечек информации и целевых атак извне.

Ростелеком Солар: российский провайдер сервисов и технологий для защитыинформационных активов, целевого мониторинга и управления информационнойбезопасностью.

Код Безопасности: российский разработчик сертифицированных программныхи аппаратных средств защиты информации. 

Promobot: российский разработчик робототехники, производящий автономныхсервисных роботов.

Oriense: российскийразработчик высокотехнологичных устройств помощи незрячим, слабовидящим ислепоглухим людям.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет