Тема: Культура взаимоотношениймежду учителями, обучающимися, родителями.
Успешность воспитательногопроцесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами,обучающимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми идетьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, котораясплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельностьпедагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи,установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортныхусловий в семье.
Следовательно, целесообразнозначительную часть воспитательной работы организовывать одновременно собучающимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решатьсообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединитьусловия для достижения более высоких результатов.
Формирование сотрудничества междуобучающимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, какскладывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги –воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешнымтогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза –единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанныеобщие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.
Как педагоги, так и родители желают видеть своих детейздоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов,направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, уменияосмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблемпедагог может получить нужный совет родителей.
Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнатьребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разныхситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальныхособенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативныхпоступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
Формы взаимодействия педагогов и родителей
Формы взаимодействия педагогов иродителей – это способы организации их совместной деятельности и общения.Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных формвзаимодействия. Так, обсуждения какой – либо проблемы воспитания народительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах сродителями, на групповых консультациях.
Кратко охарактеризуем наиболее распространенныеколлективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание – основная форма работы сродителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительскогоколлективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессеего подготовки и является рядовым участниками собрания. Первые собрания, даваяобразец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а вдальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет,очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбираютведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.
Собрание не сводятся к монологу учителя, а принимаетхарактер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один изэффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включениеих совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителямпредлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученнымирезультатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родителиопределяют, как построить совместную работу по преодолению выявленныхнедостатков, закреплению положительного опыта.
Родительский лекторийспособствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению ихпедагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название“лекторий” условно. Оно означает, что родителям читаются не только лекции.Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не какпассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие вобсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.
В определении тематики лектория участвуют родители. Еслиони затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения,педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методическихрекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе
Диспут – размышление попроблемам воспитания – одна из интересных для родителей формы повышенияпедагогической культуры. Он подходит в непринужденной обстановке, позволяетвсех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умениявсесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт,пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами,разбившись по группам, могут сформировать наиболее интересные вопросы, а затемотобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести наколлективные обсуждения. Такой способ позволяет включить в поиск наиболееправильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию,предоставляет возможность каждому высказаться для проведения итогов советудела; педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительноесообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретныеситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вмести спектакли и кинофильмы.
Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводитьежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушиваютпожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программыдействий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска.Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами илиработой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании,обучении отдельных групп детей.
Групповые формы взаимодействия педагогов иродителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитаниюдетей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участияродителей в организации воспитательной работы класса, одинаковой ролью,выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностямисемейного общения.
Особо важной формой являетсявзаимодействия педагогов с родительским комитетом, который может быть выбранродительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родителиактивны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очередивыполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – этоопора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи.На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости,учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которыеприняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функциикак по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способывзаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитетстремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решениюпроблем жизни коллектива.
Подготовил: социальныйпедагог Пенченко С.Н.