X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

ФоминаВалентина Михайловна, учитель русского языка и литературы  МОУ «Ракитянскаясредняя общеобразовательная школа №3»

 

      Судьба Николая Рубцова способна поразить воображение. При жизниего имя было дорого лишь узкому кругу ценителей поэзии. Но особенно удивителендаже не сам рост славы поэта, а тот факт, что она росла как бы совершенностихийно. Именно благодаря этому слава Николая Рубцова и поныне сохраняет стольредкостный характер задушевности и целемудрия : она  не блистает, не ослепляет,но поднимается над нами как живительный свет зари, проникающий в сокровеннуюглубь нашей духовной жизни. Непрост разговор о поэзии Рубцова. Обманчива ипростота ег лирики. Необычна и форма проведения урока. Суть интеллектуальнойигры «Что? Где? Когда?» уникальна: с её помощью не только усваивается материал,но и развивается личность, выявляются индивидуальные качества, формируютсянеобходимые социальные навыки.

Название  учебного предмета: Литература, 11 класс

Тема:«Путник на краю поля»

Форма урока:  «Что? Где? Когда?»

Тип урока: Комплексное применение знаний и способов деятельности

Цели:

1.Создать содержательные и организационные условия для самостоятельногоприменения школьниками комплекса знаний и способов деятельности

2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

3. Развивать монологическую и диалогическую речь

Оборудование: Имповизированный игральный стол с рулеткой с 6секторами, карточки с вопросами,  жетоны, выставка книг «Поэт России», портретРубцова – над доской, эпиграф – на доске, в углу – звезда. В кабинете –полумрак.

Эпиграф:      

                                                             Хочузапеть про тонкую рябину

                                                             Илипро чью – то горькую судьбину,

                                                             Илио чем – то русском вообще                                                     

Рубцов Н.М.

 

— Добрый день, дорогие  друзья! Я рада вас приветствовать винтеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Прошу уважаемых игроков занять своиместа. (Напоминаю правила игры) Сегодня на уроке мы постараемся по возможности пройтижизненной и творческой дорогой Рубцова, вслушаемся в  его слова, откроем длясебя поэта с пронзительным голосом, высокой душой гражданина и патриота. 

Карточки с вопросами для команд:

1.Ктои когда о писателе сказал так: « Н. Рубцов был далеко не простым человеком. Внём уживались самые, казалось бы, несовместимые черты – кротость, доброта,угрюмость, и подчас даже злой гнев, — короче говоря, свет и тьма. (В. Кожинов,в 60 годы)

2. Какназывался первый сборник стихов Н. Рубцова? По чьей инициативе он был издан и вкаком году? (В 1967 году по инициативе Исаева, «Звезда полей»)

3. Н.Рубцов в одном из своих последних стихотворений предсказал близкую смерть. Такли это? (Он точно предсказал смерть в одном из последних стихотворений. Вморозную крещенскую ночь 19.01.1971года Н. Рубцов во время тяжёлой ссоры былубит женщиной, которую собирался назвать женой)

Музыкальная  пауза «Я умру в крещенские морозы»

4. Жуковскийсказал: «Жизнь и поэзия одно». Так ли у Рубцова? (Герой Рубцова – иное)

5. Что такое звезда у Рубцова?  (Звездау Рубцова — символ света, надежды, верной дороги) 

Поэтическая пауза «Звезда полей»

6.  Кто и когда назвал Н.Рубцова «самим замечательным поэтом нашего времени»?   (В.Кожинов в 1967 году. Стольвысокую оценку  тогда не поддерживал практически никто из критиков.  10 летспустя, после   его смерти, она была повторена теми же критиками в один голос)

 7.  Какова характерная манера собственногоисполнения стихов поэтом?  

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

  (Очевидцы вспоминают, что, увлекаясьчтением, поэт сопровождал это характерными движениями рук, похожими на жестыдирижера или руководителя хора. Он словно управлял слышимой только ему звучащейстихией, которая жила где-то вне его, — то ли в недрах родной речи, то ли взавываниях ветра и лесном шуме, то ли в создаваемой веками музыке, котораясуществует и тогда, когда никто не поёт)

8. Назовите проблемы, которыезатрагивает в поэзии Н.Рубцов и в каких стихах? ( Сам же Рубцов говорил о себетак: «Очень люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали»).

9. В каком стихотворении Рубцовпредельно четко выразил сокровенную суть своего восприятия мира?  (Встихотворении «Тихая моя родина». Ему дорога тихая родина не как символ, не какпланета земля, а как тот маленький уголок, где он родился.) 

Музыкальная пауза «Тихая моя родина» 

 10. Критики называют Рубцова «тихимлириком». Объясните этот литературный термин. ( В 60 годы в поэзии наметилосьисцеление от легкости и экстравагантности «кричащей» поэзии, получившее далеконе объективное название «тихой», или «деревенской» поэзии)

11. Кто назвал Рубцова « путником накраю поля»?  ( Н. Коняев )    

12.Что, где и когда было написано намогиле Рубцова? (В 1973 году на могиле Н. Рубцова поставили надгробье –мраморную плитку с барельефом поэта. Внизу по мрамору бежит строчка из егостихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!»). По возможности поясните эти слова.(Эти слова  звучат, словно последнее завещание  несчастной и бесконечно любимойстране, что не бережёт ни гениев, ни себя)

Поэтическая пауза «Русский огонёк»

13. О чём заставляет задуматьсястихотворение «Русский огонек»?  Что видится вам?

— Мне видится, как в темную беззвездную ночь, когдаподступило отчаяние, заплутавшемуся путнику последней надеждой мелькнул огонекприютившего потом дома.

-А я вижу, как наяву скромное жилище, каких много наРуси, где в красном углу, наподобие иконостаса, хранятся в скромных рамках ликиродных и близких, мертвых и живых.

-А перед моими глазами словно встала старуха с тусклымвзглядом, но обжигающим душу вопросом к пришельцу: «Скажи, родимый, будет ливойна?»

 Музыкальная пауза  « Березы »

15.Кто автор этих строк: «Как строит душу ребенка народная сказка, как обновляет землюпервый радостный дождь, так в наше страшное бездуховностью, ожесточенностью ицинизмом время способна пробудить нас и очистить, вернуть данное нам от природы(и нередко рано потерянное) чувство прекрасного светлая родниковая поэзия Н.Рубцова)? (Надежда Панаева)

16.Вкаком году и где был открыт  монументальный памятник поэту? (21.09.1985года вгороде Тотьме)

17. Кто,кому и по какому поводу написал эти строки: «Два соловья не могут петь на одномкусту»?  (Поэт Виктор Боков Людмиле Дербиной)

18. Какойнравственный завет оставляет нам поэт высокой гражданственности,  истиннорусский, светлый талант, патриот русской земли, её «русский огонёк»?

(За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…)

— Итак, наш урок подходит к концу. Пришло время ставить точку. Крометочки, обрывающей человеческую жизнь, всякая другая – условна и относительна. Вособенности это касается книг. В данном случае приходится ставить знак конца,сообразуясь с известным афоризмом: «Никто не обнимет необъятного». А вам,ребята, я предлагаю, как говорят в народе, отворить ключи. Это значит вернутьжизнь забытому источнику…

      Пришло время отдавать долги. Перечитаем Рубцова. Откроем его длясебя заново.

Домашнее задание. Сочинение – размышление на одну из тем:

1.Жизньчеловеческой души  в стихотворении  Рубцова

2.Какиетайны зеленого мира открыл  мне  Н. Рубцов?                                                  

    В последнее время появились выступления, пытающиеся умалитьнаследие Николая Рубцова из-за несовершенства его стиля. По словам СергеяВикулова, «жизнь сделала всё, чтобы убить зернышко его дарования». В конечномсчёте, по- моему,  «недостатки» поэзии Николая Рубцова – своего рода следы тогобезмерного давления тяжкой судьбы, которое преодолевал поэт, но  Рубцов тем неменее сумел коснуться высот духа и искусства. 

Использовать  данный материал можно на уроках и во внеурочное время,так  как каждая строчка поэта дышит любовью к Родине, к родным местам.

     Роль игровой деятельности в современном учебно-познавательномпроцессе очень велика, так как в игре происходит освоение новых, раннее неиспробованных социальных ролей, приобретение необходимого опыта,самореализация. Но проведению такого урока предшествует большаяподготовительная работа.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет