Конспект урока в классе «7»
Тема урока: Восприятие ипредставление информации
Подготовил учитель информатикиМонако Николай Михайлович
Первомайская МБОУ-СОШ
2019-2020 учебный год
Учебныйпредмет, класс: Информатика, 7 класс
Темаурока: Восприятие и представление информации
Типурока: Изучение нового материала
Цельурока: Знакомство учащихся с основными понятиями темы, формированиеумений различать способы восприятия информации, формы и способы представленияинформации.
Задачи: расширениеи систематизация представлений учащихся о знаках и знаковых системах;систематизация представлений о языке как знаковой системе; установление общегои различий в естественных и формальных языках; систематизация знаний о формахпредставления информации.
Ход урока
1.Организационный момент (2 мин). Здравствуйте ребята! Естьли отсутствующие на уроке? Все готовы к уроку? Сейчас проверим, как вывыполнили домашнее задание.
2.Актуализация опорных знаний (5 мин).
1.Что такое информация для каждого из нас?
2.Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получалиинформацию.
3.Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми выобладаете.
4.В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а вкаком – нет? Приведите примеры обоих случаев и обоснуйте свой ответ.
3.Изучение нового материала (20 мин).
(Слайд1) Открываем тетради, записываем число и новую тему урока«Восприятие и представление информации», которая представлена слайде.
Восприятие информации
(Слайд2) Человек воспринимает информацию из окружающего мира спомощью своих органов чувств – их пять: орган зрения (глаза), орган слуха(уши), орган вкуса (язык), орган обоняния (нос), орган осязания (кожа).
Давайтезапишем это в тетрадь.
Большаячасть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые,и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запахгари, вы узнаете, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легкоузнаёте знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь,т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаёте знакомые предметы даже втемноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуютразные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органамичувств, через которые она поступает:
• череззрение поступает информация в виде изображения;
• черезслух воспринимается информация в звуковом виде;
• черезобоняние воспринимается информация в виде запахов;
• черезвкус поступает информация от вкусовых ощущений;
• черезосязание мы получаем информацию в виде осязательных (тактильных) ощущений.
Можносказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являютсяинформационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одногоиз таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная рольдругих каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастаетзначение осязания.
(Слайд3) Информация и письменность
Полученнуюинформацию человек может запомнить или записать, а также передать другомучеловеку. В какой форме это происходит? Чаще всего люди общаются между собой вустной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки,статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек,запятых и других знаков. Устная речь тоже складывается из знаков. Только этизнаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонемскладываются слова, из слов – фразы. Между письменными знаками и звуками естьпрямая связь. Сначала появилась речь, потом – письменность. Письменность нужнадля того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.
Оченьинтересна история письменности!
(Слайд4) Посмотрите на слайд. Письменность, которой пользуемся мы ибольшинство европейских стран, называется звуковой. Вней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знакипрепинания – паузы, интонацию.
(Слайд5) А вот китайская письменность называется идеографической.В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово илизначительную часть слова.
(Слайд6) А японское письмо называется слоговым.Там один значок обозначает слог.
(Слайд7) Самая же древняя форма письменности, которая идет отпервобытных людей, называется пиктографической. Однапиктограмма – это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение.Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вамзнакомые смайлики или дорожные знаки – это пиктограммы.
(Слайд8) Языки естественные и формальные
Человеческая речьи письменность тесно связаны с понятием «язык». Конечно, имеется ввиду не орган речи, а способ общения между людьми. Разговорные языки имеютнациональный характер. Есть русский, английский, китайский, французский идругие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языкиимеют устную и письменную формы.
Кроме разговорных(естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языкикакой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символикуможно назвать формальным языком математики; нотную грамоту – формальным языкоммузыки.
Язык– это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесспередачи информации в знаковой форме.
Давайтезапишем, что же такое язык и нарисуем в тетрадь схему со слайда, что языкбывает естественным и формальным.
(Слайд9) Формы представления информации
Итак,информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привестипримеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь.Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передаютинформацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определеннымязыком жестов, понятным игрокам.
Другойраспространенной формой представления информации является графическая форма.Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многихшкольных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией. Наглядностьграфической информации облегчает понимание заложенного в нее содержания.
Давайтенарисуем схему, которая изображена на слайде.
4.Закрепление изученного материала (15 мин)
(Слайд10, 11) Давайте закрепим знания, которые вы получили сегодня на уроке ивыполним задания, которые представлены на слайде.
5.Подведение итогов. Домашнее задание (3 мин).
(Слайд12) §2, Составьте таблицу способов символьного представленияинформации в перечисленных областях.