Конспектоткрытого урока
порусскому языку в 9 классе
Тема:Синтаксис и пунктуация сложного предложения.
(уроксистематизации и
обобщениязнаний и умений
на основекраеведческого материала)
Автор:Стрельникова
АннаВитальевна,
учительрусского языка
илитературы
Цель урока:создание комфортных условий для обобщения и систематизации знаний, полученныхпо теме «Сложные предложения» и подготовки к ОГЭ;
Задачи:
Обучающие: закрепить синтаксис сложногопредложения, навыки пунктуации в сложных предложениях; умение составлять схемы,умение находить средства выразительности, учить выявлять тему и основную мысльтекста, находить грамматические основы, учить производить замену словосочетанияна синонимичное, повторять некоторые орфограммы (правописание приставок,корней, суффиксов и пр),
Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся, развивать умения и навыки анализа текста, находитьсложные предложения, учить формулироватьсобственные мысли, развитие коммуникативных умений инавыков учащихся; высказывать и обосновывать свою точкузрения, осуществлять совместную деятельность в группе (паре); учить ставитьцели, планировать, производить самоконтроль, учить оценивать свою работу иработу других адекватно, развивать познавательный интерес иумения, мышление, память, внимание, самостоятельность;
Воспитательные: воспитыватьв детях навыки совместной работы в классном коллективе; содействовать формированию умения познавать природу и мир в целом, воспитывать вдумчивое и бережное отношение к слову, формировать патриотические чувстваучащихся, умения видеть прекрасное, воспитывать настойчивость,умение слушать; воспитывать положительное отношение к предмету, воспитыватьлюбовь к малой родине, бережное отношение к природе, интерес к историиЗабайкалья,
Оборудование: классная доска, проектор,компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями, текст песни «Родом я изстепей Забайкалья», видеоклип о Забайкалье с песней «Родом я из степейЗабайкалья», тетради.
Ход урока:
1. Оргмомент. Здравствуйте,ребята. Я рада видеть вас. Садитесь.
2. Постановкацели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, прочитайтепредложение: (слайд № 1)
ВЗабайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донскойстепи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уж Полтавская губерния… Забайкальевеликолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии (А.П. Чехов).
Вопросы:
— Очём этот небольшой текст? (о Забайкалье)
-Какой раздел грамматики изучает предложения? (синтаксис)
— Апервое предложение простое или сложное? (Сложное)
-Исходя из данного ответа, постарайтесь сформулировать тему урока (синтаксис ипунктуация сложного предложения с использованием краеведческого материала)
-Сделаем записи в тетрадях (Число, классная работа, тема урока)
— Акак вы думаете, это для нас новая тема или нет? (нет)
-Следовательно, целью нашего урока будет… (систематизация и обобщение синтаксисаи пунктуации сложного предложения)
— Ачтобы достичь этой цели, что нам, как вы думаете, нужно делать на уроке, какиезадания и упражнения выполнять? (работа над текстом, синтаксический разборсложного предложения, составление схем и т.п.)
3. Актуализация знаний. 1) Составление кластера
«Сложное предложение» (на доске)
Союзное Бессоюзное
Сложносочинённое сложноподчинённое
СПП содним придаточным СПП с несколькими придаточными
С однородным подчинением с последовательным подчинением
С неоднородным(параллельным) с смешанным подчинением
2) Вопросы:
— Какое предложение называетсясложным? (СП – это такое сложное предложение, в котором две и болееграмматические основы, которое состоит из двух и более простых предложений)
— Какое предложение называется ССП?(ССП – это такое СП, части которого присоединяются при помощи сочинительныхсоюзов)
— Какое предложение называется СПП?(СПП – это такое СП, части которого присоединяются подчинительным союзом, гдеодно предложение – главное, а другое придаточное, которое подчиняется главному)
— Назовите разновидности СПП снесколькими придаточными.
— Вот мы с вами и вспомнилиосновную информацию о сложных предложениях.
— Синтаксис постоянно сопровождаетпунктуация. Что такое пунктуация? (это система знаков препинания)
Вывод, итог: Молодцы!!
4. Работа с текстом.
1) Просмотрвидеоклипа о Забайкалье и слушание песни «Родом я из степей Забайкалья» —
— Ребята, сейчас я вам предлагаюпосмотреть клип о Забайкалье. Прослушайте внимательно песню. (Слушают)
2) Беседа (раздатьтекст песни Приложение № 1)
— Какие чувства и эмоции выиспытали, пока слушали песню и смотрели клип? (гордость, любовь, патриотизм ит.п.)
— О чём текст песни? Какова же тематекста? (Забайкалье родное)
— Сформулируйте и запишите основную мысль текста, оформив её в сложном предложении. (поэт выразил любовьк родному краю, к малой родине, к Забайкалью. Показал красоту природы, чтожители Забайкалья – это настоящие патриоты, честные люди с огромной душой, чтожизненная дорога трудна, но всё нужно преодолевать и тогда найдёшь благодать вдуше и в жизни и т. д.)
Реализациядомашнего задания. Сочинения-рассуждения на тему: «Что такое любовь кМалой родине?» (зачитывает 1 ученик)
— Справился ли он с заданием? (да,так как есть тезис, определение, комментарии, примеры и вывод)
3)Дифференцированное задание (групповая работа).
— Какие тропы использует автор,чтобы передать красоту и любовь к Малой родине?
1-й ряд находят их в 1-мпредложении; 2-й ряд – во 2-м предложении.
(Выдать памятки: тропы – приложение№ 2)
(1-е предложение: бродяги-ветра –сравнение; песни шальные – эпитет; живут облака, напевают бродяги-ветра –олицетворение)
(2-е предложение: туманы плачут,заря зажигает – олицетворение, хрустальной росой – метафора, плачут росой –сравнение, костёр колдовской, багряный костёр – эпитеты)
Вывод:
— Ребята, зачем же нужны тропы,средства выразительности? (чтобы сделать текст выразительным, интересным,красивым, чтобы выразить мысли)
4) Словарнаяработа.
— Все ли слова вам понятны?
— А что такое саранка? (Саранка — это лилия кудрявая, символ экологической чистоты и красоты природы Забайкалья,аленький цветочек Забайкалья)
— Составьте со словом «саранка»ССП. (Около леса красиво цветут саранки, и я любуюсь этими замечательнымилилиями.)
Синтаксическаяфизкультминутка. Отдых с пользой.
— Все встали, вышли из-за парт. Язачитываю предложения, если предложение союзное, то вы должны присесть изакрыть глаза, если предложение бессоюзное – открыть глаза, встать, поднятьруки вверх.
— Начали. 1. Когда сходил снег, зацветал прострел -лохматые, волосатые подснежники, и зацветали кусты багульника. – союзное.2. Ходить в это время в тайгу было нежелательно – начиналась сильная головнаяболь от дурманящих запахов. – бессоюзное. 3. Военныйгородок находился на краю тайги около реки Ингоды, в пяти-семи километрахот станции Дарасун, куда нас возили в школу на грузовой машине с тентом. – союзное. 4. Сестрёнка спать хочет -в тенечек на травку рубашку свою постелил. – бессоюзное. (Душевные рассказы о Забайкалье. Автор Сергей Балвский)
5) Работа посинтаксису текста (работа в парах)
— Что вы можете сказать осинтаксисе текста? Какие предложения преобладают? (сложные)
— Давайте докажем это. Итак,задание: составить схемы предложений и дать им характеристику.
— 1-я пара: Женя К., Максим К –1,10 предложения;
— 2-я пара (тройка): Данил В.,Сергей Х., Илья В. – 2,9 предложения;
— 3-я пара: Вика М., Егор К. – 3,5предложения.
— Проверка (схемы на слайде)
Вывод: Какие жесложные предложения преобладают в данном тексте? (СПП, ССП с одним инесколькими придаточными, СП с разными видами связи)
— Объясните постановку запятых вэтих предложениях.
6) Реализациядомашнего (индивидуального) задания. (Слайд – схемы постановки знаковпрепинания в БСП)
Данил В., Козлов Ж., Мирсанова В.приготовили рассказ о пунктуации в БСП.
Запятая и точка с запятой в БСП –Женя, тире в БСП – Данил В., двоеточие – Вика М.
7) Пунктуационныйдиктант.
Задание: Записатьпод диктовку, комментируя расставляя знаки препинания и подчёркиваяграмматические основы:
1.Забайкальееще сравнительно недавно называли белым пятном на археологической карте нашей страны:оно было слабо изучено археологами. 2.Низменностей на карте края практически нет — есть всхолмленные плодородныеравнины.
— Сделаем вывод. Чем отличаются бессоюзные сложныепредложения от союзных? (бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менеечетко выражаются смысловые отношения между частями. Для более ясного выражениясмысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложенияиспользуются, как и в союзных предложениях, запятые, а также очень часто точка сзапятой, двоеточие и тире).
5. Самостоятельная работа по тексту. Выполнение заданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам).(приложение № 4)
— Проверка(ответы на слайде)
-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующего согласногозвука.
1-япара: в 1-2 предложениях (восход во 2-м предл);
2-япара (тройка): в 5-6 предложениях (рассказать в 5-м предл);
3-япара: в 7-8 предложениях (раскалённой в 7-м предл).
-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования. (из Забайкальских степей)
-Укажите количество грамматических основ:
1-япара: в 5-м предложении (2);
2-япара (тройка): в 10-м предложении (2);
3-япара: в 9-м предложении (2).
-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы)
1-япара: из 2-го предложения (туманы плачут, заря зажигает);
2-япара (тройка): из 8-го предложения (колокольчик зазывал);
3-япара: из 11-го предложения (журавли стонут, хочется упасть, ворковалаблагодать).
-Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личного предложения(4).
Обсуждение и коррекция ошибок.
Выводы: проверив ипроанализировав допущенные ошибки, каковы должны быть ваши дальнейшие планы?
6. Рефлексия (итоги, выводы урока)
-Как вы оцениваете нашу работу?
-Кто, по-вашему, работал на уроке лучше всех? Почему?
-Чем был интересен, необычен урок?
-Что повторили на уроке?
-Достиг ли урок цели?
-Проанализируйте работу свою и одноклассников, поставив оценки в табличку.(приложение № 5)
7. Домашнеезадание.
Упр 393, творческое задание: датьразвёрнуты ответ на вопрос: Как я понимаю строки: «Что родиться мало человеком.В жизни это надо доказать».
Приложение№ 1
Текстпесни
Родом я из степей Забайкалья (1)Родом я из степей Забайкалья, Где на сопках живут облака, Где без устали песни шальные Напевают бродяги-ветра. (2)Здесь с восходом седые туманы Плачут в поле хрустальной росой, А заря зажигает багряный В синем небе костёр колдовской. (3)Кудри вьёт саранка Забайкальская, Дышит мёдом на полях трава, И душа, открытая, сибирская, Вышивает нежные слова. (4)Поклонюсь озёрам, ветру, рекам. (5)Ведь сумели молча рассказать, Что родиться мало человеком. Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050 (6)В жизни это надо доказать. |
(7)Мне шептал непокорный вереск: «Под обидой спины не сгибай И огнём раскалённой веры Вспомни зло, и с души выжигай». (8)Колокольчик степной бубенцами Зазывал меня на Алханай. (9)Там в долинах святых учат ламы, Чтобы в трудностях ты воскресал. (10)Серебрятся ковыльные степи, И, играя на шёлке стеблей, Быстрокрылый советовал ветер Не искать в жизни лёгких путей. (11)Журавли стонут жалобно в небе, И так хочется в травы упасть, Чтоб голубкой в душе ворковала Забайкальской души благодать.
|
Приложение № 2.
Тропы в русском языке
(примеры)
Метонимия – заменаодного слова другим по смежности. Например: В новогоднюю полночь вся улицавышла пускать фейерверки.
Эпитет– образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику.Например: У Машеньки были великолепные шелковые кудри.
Синекдоха– название части вместо целого. Например: На факультете международных отношенийучится и русский, и финн, и англичанин, и татарин.
Олицетворение –присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению.Например: Погода волновалась, сердилась, бушевала, а через минуту полил дождь.
Сравнение – выражение,построенное на сопоставлении двух предметов. Например: Твое личико душисто и бледно,словно весенний цветок.
Метафора –перенесение свойств одного предмета на другой. Например: У нашей мамы золотыеруки.
Приложение № 3
БСП с запятой и точкой с запятой
Запятаяв БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можноиспользовать союз и. В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, иперед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу.
Пример:Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды. — Голова у менязакружилась, и в глазах заплясали звёзды.
Еслипредложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены,обособленные члены, вводные слова и вставные конструкции, обращения), то оноотделяется от другой части точкой с запятой.
Пример:Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит,греясь на солнце, золотой уж.
БСП с тире
Знакипрепинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей.
Содержаниеодного предложения противоречит содержанию другого предложения. Можно поставитьзапятую и союз НО.
Пример:Понять тебя я рад – пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня).
Однопредложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится вдругом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА.
Пример:Пойдёт дождь – отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдётдождь, отменим поход).
Вовтором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первомпредложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО.
Пример:Завтра предстоит много сделать – надо встать пораньше. (Завтра предстоит многосделать, поэтому надо встать пораньше).
Если впредложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И.Раздался громкий топот – всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло).
БСП с двоеточием
Огромноезначение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в концепервой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставитьдвоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации.Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия дляпостановки двоеточия.
Вовтором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первомпредложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.
Пример:Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду янедолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).
Однопредложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можнопоставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять ужепосле этого слова.
Пример:В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматнымисугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредкапроглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, аименно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки,алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазкивасилька).
Второепредложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить междупредложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.
Приложение № 4
Самостоятельная работа по тексту.
Выполнениезаданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). Задания (5 заданий):
Для1-й пары
-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующегосогласного звука в 1-2 предложениях;
-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования.
-Укажите количество грамматических основ в 5-м предложении;
-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из 2-го предложения;
-Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личногопредложения.
Самостоятельная работа по тексту.
Выполнениезаданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). Задания (5 заданий):
Для2-й пары (тройки)
-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующегосогласного звука в 5-6 предложениях;
-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования.
-Укажите количество грамматических основ в 10-м предложении;
-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из 8-го предложения;
-Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личногопредложения.
Самостоятельная работа по тексту.
Выполнениезаданий, включающих ОГЭ (работа по карточкам). Задания (5 заданий):
Для3-й пары
-Найдите слово, правописание приставки которого зависит от последующегосогласного звука в 7-8 предложениях.
-Замените словосочетание «из степей Забайкалья», построенное на основеуправления синонимичным словосочетанием со связью согласования.
-Укажите количество грамматических основ в 9-м предложении.
-Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из 11-го предложения.
-Найдите и укажите номер простого односоставного определённо-личногопредложения.
Приложение№ 5
Проанализируйтеработу свою и одноклассников, поставив оценки в табличку.
Мои ФИ |
Я оцениваю |
Оценивает учитель |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
ФИ одноклассников |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 6
Знакипрепинания в БСП
Знак препинания |
Условие постановки знака препинания |
Подсказка |
||||||||
запятая
|
Одновременность и последовательность действий
, |
Союз И |
||||||||
Точка с запятой |
Перечисление фактов, событий , , , , |
Союз И |
||||||||
Тире |
время — |
Союз КОГДА
|
||||||||
Тире |
условие — |
Союз ЕСЛИ |
||||||||
Тире |
—
противопоставление |
Союз НО |
||||||||
Тире |
— вывод, следствие
|
Союзы ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО |
||||||||
Двоеточие |
: причина |
Союз ПОТОМУ ЧТО |
||||||||
Двоеточие |
: пояснение |
А ИМЕННО |
||||||||
Двоеточие |
: дополнение |
Союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО |