Предмет: Русский язык Класс: 3. Учебник (УМК): «Школа России»
Темаурока: Части речи
Типурока:закрепление
Цельурока: Систематизировать знания учащихся о частях речи и их роль.
· Задачи урока:
Образовательные:
· Закрепить знания учащихся о частях речи;
· Дать общее представление о том, на основекаких признаков слова объединяются в части речи;
· Формировать умение осознанно распознаватьслова, относящиеся к различным частям речи.
Развивающие:
· Развивать орфографическую зоркость,внимание, мышление, речь;
· Способствовать формированию навыковграмотного каллиграфического письма.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к изучению русскогоязыка.
· Воспитывать любознательность,доброжелательное отношение друг к другу, организованность, усидчивость, ответственность.
Планируемыерезультаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к русскому языку;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Предметные:
- Применение орфографических правил;
- Умение писать без ошибок;
- Осознание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.
Метапредметные:
ПознавательныеУУД:
- Умение извлекать информацию из разных источников(кластера, словаря, при работе с текстом);
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Коммуникативные УУД:
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
РегулятивныеУУД:
- Умение ставить учебную цель и задачи;
- Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
КоммуникативныеУУД:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии.
Методы и приёмы:
· Репродуктивный;
· Частично -поисковый;
· Проблемно – поисковый;
· Проблемный диалог;
· Словесный;
· Наглядный;
· Практико- ориентированный;
· Приём рефлексивной деятельности;
· Приём «Кластер»;
· Метод конкретизации целей обучения.
Оборудование: Презентация в формате PowerPoint, наглядный материал: карточки сзаданием, снежинки.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
— Сегодня у нас необычный урок русскогоязыка. У нас на уроке присутствуют гости. Давайте подарим друг другу улыбки ив отличном настроении начнём наш урок. Надеюсь, он вас обогатить новымизнаниями, поможет раскрыть ваши способности.
— Догадайтесь, какому времени года посвященыэти строки? Н. Гончаров.
Намело,
Навьюжило,
Все деревья в кружеве;
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(Зима)
Видеоролик «Зимний Бокситогорск»
Невидимкой осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. ( Мороз)
2. Минутка чистописания
— Вот какие узоры нарисовал мороз на нашемокне. Рассмотрите и скажите, какую букву в узоре вы видите?
— Правильно, это буква М.
— Запишите заглавную и строчную букву Мм.Подружите их.
— Пропишите соединения 2 раза — ом ми ум вм мн
— А теперь представим , что мы тожехудожники и украсим нашу букву Мм росчерком.
( показ на доске)
— Пропишите в тетради 2 раза.
— Оцените свою работу на минуткечистописания. Если у вас получились буквы точно такие, как в образце. То наполях самооценки нарисуйте снежинку в форме звезды.
Если у вас были небольшие затруднения, тоснежинку в форме пластинки.
А если вам трудно было писать как вобразце, то снежинку в форме ежа.
3. Постановка учебной задачи. Словарно-орфографическаяработа.
— Ребята, Мороз прислал нампослание. Давайте посмотрим.
— Послание состоит из слов, которые помогут нам определить тему сегодняшнегоурока.
— Давайте попытаемся.
Слова: морозец, обморозить, морозно, заморозить,морозный, морозостойкий, заморозок морозильник, мороз. (Вывешивают на доску).
— Посмотрите на доску. Есть там слово мороз?
Поработаем с этим словом. Кто готов?(Ученик объясняет устно, учитель выделяет в слове буквы)
Мороз— ударение на 2 слог на гласную о. Безударная гласная о в 1 слоге.
Получится у тебя подобрать проверочноеслово? Нет.
Ученик:Гласную о в первом слоге надо запомнить. В слове есть орфограммапарный согласный на конце слова. Подберу проверочное слово – морозы. Запишитеэто слово.
-Ребята у нас ещё остались слова на доске.Прочитайте их! (Читает вслух.)
— Что объединяет все эти слова? (это однокоренныеслова, т.к. они имеют одинаковый корень мороз и они близки по смыслу.)
— На какие группы делятся все словарусского языка? (Все слова русского языка делятся на части речи).
— Назовите тему урока. (Части речи.)
-А цель нашего урока? ( Систематизировать наши знания очастях речи и их роль.)
4. Обобщение и систематизация знаний. (кластер)
Составим с вами кластер по теме «Частиречи»
— На какие 2 большие группы мы можемразделить все части речи? ( Самостоятельные и служебные)
— Вспомним самостоятельные части речи.(им. сущ., им. прил., глагол)
— Вспомним служебные части речи. (предлог,союз, частица)
— Что вы знаете об имени существительном?( им. сущ. – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто?или что? и обозначает предмет.)
— Что ещё знаем об именисуществительном?
Им сущ. имеет постоянныепризнаки:
· собственное – Илья и нарицательное – мяч
· Одушевлённое и неодушевлённое: кто?-учитель, что? – парта
· Им. сущ. может быть м.р.- снег; ж.р.-зима, ср. р. – солнце.
Им сущ. имеет непостоянныепризнаки:
· Им. сущ. изменяется по числам: ед. ч. –снежинка , мн. ч. – снежинки
— Что вы знаете об имениприлагательном? ( Им прил.- это самостоятельная часть речи,которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмет.)
Им. прил. имеет непостоянныепризнаки: Им пр. стоит в том же роде, числе, что и им. сущ. , с которым оносвязано. Пушистый (снег) – пушистая ( шерсть) пушистое(облако) – мн. ч.-пушистые ( сугробы)
— Что вы знаете о глаголе? (Глагол — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос чтоделать? что сделать? и обозначает действие предмет.)
Непостоянные признаки глаголов:глаголы изменяются по числам
Сверкает – сверкают
— Вспомним служебныечасти речи.(союз, предлог, частица)
— Отвечают служебныечасти речи на вопросы? (нет)
— Они употребляются без самостоятельныхчастей речи? ( не употребляются)
— А какую роль они играютв русском языке? Для чего они нужны?(для связи слов в предложении)
5.Применение знаний и умений в новойситуации. Развитие умения распознавать части речи.
а) — Посмотрите на доску, где написаныслова и скажите: « Каким словом можно назвать небольшой мороз?» Морозец.
— А помогать определять часть речи будеталгоритм.
1) Чтобы определить часть речи нам поможеталгоритм (ученик читает по пунктам, а учитель на доске)
Алгоритм определения части речи:
1.Прочитать слово, задать к слову вопрос.
2.Определить, что обозначает слово.
3.Определить часть речи.
-Давайте определим часть речи слова морозец
— Кто готов? ( Морозец -отвечает на вопрос что? и обозначает предмет (явление природы), значит это имясуществительное)
— Составим небольшую группу — им. сущ. изапишем в 1 группу слово морозец.
— Каким словом можно назвать холодныйдень? ( морозный)
— Определим часть речи. ( Морозный– отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета)
— Отнесём во 2 группу — к именамприлагательным.
— Скажите, каким словом можно назвать, чтопредметы подвергли действию холода или мороза?
Овощи – что можно сделать? (Заморозить)
— Определим часть речи. (Заморозить– отвечает на вопрос что сделать? и обозначает действие предмета – это глагол.)
— Запишем в 3 группу- глагол
— У нас ещё остались слова. Давайте ихтоже распределим на части речи.
— Кто готов? ( дети выбирают слова иобъясняют — какая часть речи) Морозильник, морозостойкий, обморозить,заморозок.
— Последнее слово морозно. Как?– морозно – это слово не подходит ни к одной из данных частей речи)
— С этой частью речи мы в дальнейшемпознакомимся.
— Мы не знаем, какая это часть речи, но мыможем составить предложение с этим словом.
(На улице сегодня морозно)
— Давайте оценим нашу работу на этомэтапе.
— Скажите, что мы сейчас с вами делали? (Вспоминали признаки частей речи и распределяли слова по частям речи)
— Если вам легко было определять, то наполях самооценки нарисуйте снежинку в форме звезды.
— Если у вас возникли небольшие трудности,то снежинку в форме пластинки.
— А если вам трудно было распределятьслова, то снежинку в форме ежа.
б) Работа в парах.
-А теперь предлагаю поработать в парах.
— Но сначала вспомним правила работы впарах. – Кто готов? (учащиеся цепочкой называют правила)
Задание:зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.( на выполнение задания- 2 мин.)
Проверка с помощью сигналов. (зелёный – правильно, красный – ошибка)
1) Бег,бегун, бежать (мы считаем, лишнее слово бежать – это глагол, абег, бегун – им. сущ.) Проверка
2) Играть, игровой, игривый. ( мы считаемлишнее слово — играть что делать? – это глагол; какой? – игровой, какой ?игривый – это им. прил.) Проверка
3) Лес, лесник, лесной.(лишнее слово лесной,какой?- лесной – это им. прил., а лес, лесник – им. сущ.) Проверка
4) Больной, болеть, заболеть ( лишнее слово больнойотвечает на вопрос кто? это им сущ., а болеть, заболеть – это глаголы) словобольной отвечает на вопрос какой – это им прил.) Проверка с помощьюсигналов. (зелёный – правильно, красный – ошибка)
Интересно,оказывается в русском языке есть слова , которые переходят из одной части речив другую. Мы сейчас в этом убедимся.
Прочитайтепредложение.
Мишеудалили больной зуб.
-Определим часть речи слова больной. (Зуб — какой?- больной – это им прил.)
Больнойлежит в постели. ( Лежит — кто? – больной – это им. сущ.)
— Оценим себя на этом этапе урока.
Что мы сейчас делали? (Определяли частиречи и находили лишнее слово.)
— Если у вас всё правильно, точно такжекак в образце, оцените себя на полях самооценки снежинкой в форме звезды.
— Если у вас были небольшие ошибки, тоснежинку в форме пластинки.
— А если вам трудно определять и у васбыли ошибки, то снежинку в форме ежа.
Физминутка
Снежинки порхают — раз ( хлопок)
Снежинки порхают — два ( хлопок)
Снежинки порхают — три ( хлопок)
Ледяная фигура на месте замри. 2раза
— Какая фигура?
в) Самостоятельная работа.
— Ребята, а как я могу проверить вашизнания по этой теме? (Выполнить самостоятельную работу)
-Сейчас мы выполним самостоятельнуюработу.
1) Укажите часть речи, котораяобозначает предмет.
А – холодает
В – холодный
С – холодильник
Д – холодно
2) На какие вопросы отвечает им.прилагательное.
А — Кто? Что?
В – Какой? Какая? Какое?
С – Что делает? Что сделает?
D– Сколько? Который?
3) Найди глагол.
А – Дружный
В – Друг
С – Дружить
D– Дружба
4) Укажите им сущ.
А – Обедать
В – Обеденный
С – Обед
D– Пообедал
5) В, под, у, на – какая это часть речи?
А – Им. сущ.
В – Частица
С – Союз
D– Предлог
Проверим: ( на слайде)
1 |
2 |
3 |
4 |
5
|
С |
В |
С |
С |
D
|
— Если всё правильно, то на полях самооценки нарисуйте снежинку в форме звезды.
— Если у вас 1 – 2 ошибки, то снежинку вформе пластинки.
— А если у вас 3 и больше ошибок, тоснежинку в форме ежа.
г) Работа в группах.
А теперь я предлагаю поработать в группах.Но для начала мы вспомним правила работы в группе.
— Итак, мы сейчас будем выполнять заданиев группах. Вы сформируете группы, распределите роли, выберете ответственного.На выполнение задания у вас будет
5 мин.
— После выполнения задания проведемпроверку — отчитаетесь за то, что группа выполнила. Задание понятно?
— Расформируйтесь в группы. Ответственный берёт конверт с заданием ( красный, зелёный синий, жёлтый – навыбор)
Задание. Вставьте подходящие по смыслуслова. Какое слово у вас получилось лишнее? Почему?
Красный конверт ( вставить им. сущ.)
Зимняя … околдовала леса и поля . Спят под пушистым снегом… .От крепкого … потрескивают деревья. Их … прогнулись под тяжестьюбелого снега. Однако … в лесу продолжается.
Проверка 1 группы.
— Слова относятся к группе существительных.Лишнее слово зимняя – это имя прилагательное, т.к. отвечаетна вопрос какая? и обозначает признак предмета.
— Достаньте из конвертов красный круг.
Зелёный конверт ( вставить им. прил.)
… стужа околдовала леса и поля. Спят под … снегомкусты. От … мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись под тяжестью… снега. Однако жизнь в лесу продолжается.
Проверка 2 группы.
— Мы работали с именами прилагательными.
— Какие слова вы вставили?
-Лишнее слово – продолжается — это глагол, т.к. отвечает на вопрос что делает? и обозначает действие предмета.
— Каким цветом обозначаем имя прилагательное?
— Достаньте из конвертов зелёный круг.
Жёлтый конверт ( вставить глаголы.)
Зимняя стужа … леса и поля. … под пушистым снегом кусты. Открепкого мороза … деревья. Их ветви … под тяжестью белого снега. Однакожизнь в лесу..,.
Проверка 3 группы.
-Мы работали с глаголами.
-Какие глаголы вы вставили?
Лишнее слово от – этопредлог.
— Каким цветом обозначаем глаголы?
— Достаньте из конвертов жёлтый круг.
Синий конверт ( вставить союз, частицу,предлог.)
Зимняя стужа околдовала леса … поля. Спят … пушистым снегомкусты. … крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись …тяжестьюбелого снега. Однако жизнь … лесу продолжается.
Проверка 4 группы
— Мы работали со служебными частями речи.
-Какие слова вы вставили? Мы вставилислова…
-Лишнее слово жизнь – этоимя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
— Каким цветом обозначаем служебныечасти речи?
— Достаньте из конвертов синий круг.
Вывод: — С какими группами слов мы сейчасработали? (с им. сущ., им. прил., глаг., со служ. частями речи.)
-А какой текст у нас получился? Прочитаем.(ученик читает вслух)
Зимняя стужа околдовала леса и поля. Спят под пушистым снегомкусты. От крепкого мороза потрескивают деревья. Их ветви прогнулись подтяжестью белого снега. Однако жизнь в лесу продолжается.
— А получился бы у нас текст, если бы мы невставили слова? ( Нет, мы бы не поняли, о чем идёт речь.)
— Какую роль играют имена существительные? (делают текст понятным)
— А имена прилагательные что делают?( именаприлагательные украшают нашу речь, делают её выразительной)
— А глаголы? (добавляют действия)
— А служебные части речи?( для связи слов впредложении)
— А теперь покажите, как работают все части речис помощью цветных кругов.
( на доске и на партах)
— А в пересечении всех частей речи у насполучился красивый текст.
— Давайте озаглавим текст. ( Зимний лес)
— Оцените свою работу.
— Если у вас всё получилось, поставьте наполях самооценки снежинку в форме звезды.
— Если у вас были трудности, но вашагруппа всё равно справилась, то снежинку в форме пластинки.
— А если вам трудно было работать вгруппе, то снежинку в форме ежа.
6. Рефлексия деятельности.(Подведение итогов)
— Итак, давайте обобщим наши знания иоценим себя на всём уроке.
— Чем мы сегодня занимались? (Повторяличасти речи.)
— Посмотрите на поля самооценивания. Какихснежинок у вас больше всего и выберите снежинку той формы в вашем конвертике.И украсим наше сказочное окно с помощью этих снежинок. (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд) (Детивыходят и наклеивают снежинки на окно).
— Я хочу отметить на уроке работуследующих учеников…
Мы сегодня много говорили о русском языке:какой он богатый, красивый, выразительный.
Для вас ребята подготовили литературнуюминутку.
Язык нашпрекрасный –
Богатый извучный,
То мощный истрастный,
Тонежно-певучий.
В нем есть иусмешка,
И мягкость,и ласка.
Написаны им
И рассказы, исказки,
Страницыволшебных,
Волнующихкниг!
Люби и храни
Наш великийязык!
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Урок наш окончен. Спасибо за работу!
Рабочийлист
Ф.И.________________________________________________Класс________
|
|
|||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
им. сущ. |
им. прил. |
глагол |
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||
Задание: зачеркни лишнее слово в каждом ряду. Объясни свой выбор.
1) Бег, бегун, бежать.
2) Играть, игровой, игривый
3) Лес, лесник, лесной
4) Больной, болеть, заболеть
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
Алгоритм определения части речи:
1.Прочитать слово, задать к слову вопрос.
2.Определить, что обозначает слово.
3.Определить часть речи.