Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение Детский сад №159
Сообщение из опыта работы: Использованиенаглядного моделирования и интерактивных игр для формирования навыковсловообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Выполнила:
учитель-логопед
ШтундлерО.С.
НижнийНовгород
2022 г.
1 СЛАЙД.
«Использование наглядногомоделирования и интерактивных игр для формирования навыков словообразования удетей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Процессразвития словообразования у ребенка сложный.Механизм развития этой сложной системы умственной деятельности раскрыл ИванПетрович Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамическогоречевого стереотипа. Закономерности усвоения грамматической стороны речираскрыты Александром Николаевичем Гвоздевым. Он отмечал, что сначалаусваивается все наиболее типичное, все продуктивные формы вобласти словообразования. А только потом уточняется значение и звучание малопродуктивныхи непродуктивных словообразовательных моделей.
2 СЛАЙД
Многиеавторы, изучавшие особенности формирования грамматическогостроя речи детей с ОНР отмечают, что процесс овладенияречевыми нормами им даётся сложнее, чем детям без речевой патологии. Это обусловленотем, что грамматические значения носят абстрактный характер, аграмматическая система языка организована на основе большого количестваязыковых правил.
У детей сОНР отмечается обиходная речь с лексико-грамматической недостаточностью, несформированностью навыковсловообразования и словоизменения. Кроме того,у детей слабо формируется навык переносаусвоенного речевого материала из одного лексико – тематического цикла в другой,а далее в самостоятельную активную речь. И, наоборот, усвоенная модель словообразованияпереносится на слова, образующиеся с помощью другого способа: например, стол –столик, стул – стулик.
3 СЛАЙД
Вцелевых ориентирах ФГОС сказано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образованиядолжен хорошо владеть устной, грамматически правильно оформленнойречью.
Такимобразом, в ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное местозанимает задача подготовки детей к школе. Одним изосновных показателей готовности ребенка к успешному обучению являетсяправильная, хорошо развитая речь. Своевременное формирование грамматическойкомпетенции ребенка является одним из условий его полноценногоречевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняютведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, для планирования иорганизации деятельности ребенка, формирования социальных связей.
4 СЛАЙД
Большинствоавторов предусматривают использование в своих методиках словесныхметодов обучения. Однако, словесный метод обучения детейдошкольного возраста с речевой патологией без опоры нанаглядность малоэффективен, что обусловлено возрастными особенностями,а также особенностями вербального внимания у детейданной категории.
Дляэффективного формирования грамматического строя, в частности словообразования предлагаю применять дидактические игры с использованием наглядногомоделирования. Использование символов и схем лежащих в основе образованияискусственных ассоциаций облегчает запоминание и в целом развиваетречемыслительную деятельность детей. А использование интерактивных игрпозволяет сделать занятия интереснее, динамичнее. Движение, звук,мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный ипознавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть,вернуться к этому занятию вновь. Наглядное моделирование и интерактивные игры помогутоблегчить процесс усвоения навыка словообразования,разнообразить его и сделать более интересным для ребенка.
5 СЛАЙД
Цель коррекционной работы:
формировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыкисловообразования посредствомиспользования интерактивных игр и наглядного моделирования.
Задачи:
1.развивать умения грамматически правильно оформлять самостоятельнуюречь в соответствии с нормами языка.
2. формироватьнавык словообразования существительных суффиксальнымспособом.
3. формироватьнавык словообразования прилагательных от существительных.
4. формироватьнавык словообразования приставочных глаголов.
5.развивать умение оперировать в речи однокоренными словами игибко их преобразовывать.
6.развивать умение образовывать слова путём слияния двухоснов.
6 СЛАЙД
Работа по формированию словообразования у дошкольников с ОНР осуществлялась в 3 этапа.
Накаждом этапе работы одновременно ипоследовательно отрабатывались словообразовательные моделикак существительных, так прилагательных и глаголов.
7СЛАЙД
Сначалабыл выявлен уровень сформированности навыка словообразования у детей группы.Был подобран дидактический и интерактивный материал по теме и разработаноперспективное планирование.
8СЛАЙД
Основнойзадачей первого этапа было закрепление наиболее продуктивных словообразовательныхмоделей. Здесь использовались дидактические игры «Большой – маленький», «Назови меня ласково», «Чей предмет?», «Покажи картинки», «Чем отличаются слова».
Игрыс мячом, волчком – целью которых было сравнение двух однородных предметов (дом – домик, нос – носик, сад– садик).Использовалисьразличные интерактивные игры , например Скажи ласково
А так же моделирование:
Вкачестве условных заместителей могут выступать:
• Геометрическиефигуры
•Символические изображения предметов (силуэты, контуры)
• Силуэтные ипредметные картинки
Напервом этапе в качестве заместителей использовались в основном предметныекартинки и символическое изображение (Знакомство с символами)
10 СЛАЙД
Навтором этапе велась работа над словообразованием менеепродуктивных моделей. Эффективными в работе назакрепление словообразования оказались дидактические игры: «Волшебный паровозик», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Как зовут папу, маму и детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Кубик кидай – слово угадай» использованиеречевых кубиков
Способствовали словообразованию прилагательныхдидактические, речевыеи интерактивные игры:
«Чей хвост? Чья голова?», «С какого дерева лист?», «Что из чего сделано?»
Длязакрепления словообразования глаголовиспользовались дидактические, речевые игры и упражнения: «Кто что делает?», «Чей голосок?», «Чем отличаются слова».
Наэтом же этапе начали работу по подборуродственных слов. Выполняли упражнения «Измени слово», «Найди семью», «Подбери родственные слова» (образование с помощью наводящих вопросов)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые снежинки.
На проселки, на лужок
Выпал беленький снежок.
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в снежки.
Словно в белый пуховик
Нарядился снеговик.
Рядом – снежная фигурка –
Эта девочка Снегурка.
На снегу-то посмотри –
С красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил снег.
Вкачестве моделей на этом этапе использовались опорные схемы.
22СЛАЙД
Натретьем этапе уточняем значение и звучание непродуктивных словообразовательныхмоделей. Результативными в работе на закреплениесловообразования оказались дидактические игры : «У кого какая профессия?» ,«Назови профессии», «Как назвать того, кто…» «Говорящие слова» «Волшебные гномики – частицы»
Для словообразования прилагательныхиспользовались игры «Чей хвост? Чья голова?», «Речевой кубик спиктограммами».
Длядифференциация глаголов пространственного значения с различными приставкамииспользовались дидактические игры «Антонимы. Глаголы.», «Покажи картинку, назови действие» (Подлетает –отлетает, «Путешествие» (До домика дошла, обошла,вышла и т. д.).
Натретьем этапе работаем над образованием слов из двух основ.
25 СЛАЙД
Единаяпозиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействиемежду ними – одно из важных условий обучения ивоспитания детей дошкольного возраста. Поэтому,чтобы добиться поставленной цели, мы тесно сотрудничаем с воспитателями группы.
Сначала воспитатели познакомились с серией игр, упражнений, схемами – моделей по формированиюнавыка словообразования разных частей речи. Знакомство сосхемами и моделями прошло в виде консультации «Что такое моделирование?», а с дидактическими играми ввиде тренинга «Игрыи упражнения с родственными словами».Задания на развитие у детей словообразовательных уменийрегулярно проводятся воспитателями в вечернее время в ходе коррекционной работы позаданию учителя-логопеда.
26 СЛАЙД
Положительныерезультаты работы с детьми во многом зависят отконтакта с их родителями. В ходе реализации системы работы поформированию навыка словообразования у детей использовалисьследующие формы работы с родителями :
— Информационные (выступления на родительских собраниях «Занимательная грамматика»,«Обучение словообразованию детей дошкольного возраста состертой дизартрией», сообщения об успехах детей
-Индивидуальные (консультирование родителей, задания для родителей и детей, информация овозникших проблемах);
— Коллективные: семинар – практикум «Формирование навыковсловообразования у детей дошкольного возраста с ОНР».
27СЛАЙД
Анализируярезультаты работы по проблеме, можно сделать вывод:что отдельные элементы словообразования и общий уровень словообразования вцелом заметно выросли.
Детиовладели навыком продуктивного суффиксальногоспособа образования имен существительных (уменьшительно-ласкательной формы,притяжательных имен прилагательных с суффиксом «ин», дифференциацией глаголовсовершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных).
Сохраняютсятрудности в образовании малопродуктивных и непродуктивных способах образованияимен существительных (названий профессий, более сложных форм именприлагательных, образовании приставочных глаголов, глаголовпространственного значения).
Порезультатам работы, можно сделать вывод, чтоиспользование дидактических интерактивных игр и наглядного моделированияпозволяет наиболее эффективно развивать словообразование у детей старшего дошкольноговозраста.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)