X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Тема Образ народного заступникаГриши Добросклонова.

Цель урока: попытатьсяпроанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гришии правдоискателей.

Характеристика видов деятельности:сообщение, работа над текстом с элементами беседы.

Ход урока

I.Реализацияиндивидуального домашнего задания

Сообщение учащегося«Кто такой Гриша Добросклонов?»

Некрасов не закончилработу над своим главным произведением, написал не все, что хотел написать.Соотношение глав и частей эпопеи обнаруживает незаполненные пробелы, пустоты.Глава «Пир на весь мир», написанная позже других, не должна была, согласнозамыслу поэта, завершить эпопею, и мало того – ей намечалось место до главы«Крестьянка», написанной ранее (впрочем, мнения по этому вопросу у специалистовдо сих пор расходятся). Однако концовка этой главы при всех необходимых вданном вопросе оговорках все же сыграла роль развязки всей эпопеи. Ведь именноздесь прозвучал ответ на вопрос, поставленный в самом начале: «Кому  живетсявесело, вольготно на руси?» Счастливым человеком оказывается не кто иной, какнародный заступник Гриша Добросклонов, и к словам, завершающим «Пир на весьмир», — «Пел он воплощение счастия народного» — прибавить, по существу, нечего.В то же время эта развязка особенного рода. Она не возвращает странников в ихродные дома, не кладет конец их скитаниям и поискам, потому что странникиничего не знают о счастье Добросклонова. Им предстоит, по-видимому, искатьсчастливого человека и дальше, причем идти по ложному следу – самому царю.

С другой стороны,насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточноубедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Вспомним,как Гриша, открыв в себе поэта, эмоционально переживал свою творческую удачу:

« — Удалась мнепесенка! – молвил Гриша прыгая, — Горячо сказалася правда в ней великая…»

Добросклоновупонадобилось уединение для того, чтобы в тиши прочувствовать наиболееторжественную и счастливую минуту в его жизни. Итак, развязка мнимая, иллюзорная.Подлинного завершения эпопеи нет так же, как не завершено развитие воплощенногов ней русского национального характера, неистощимого в своих проявлениях.

Одни исследователисчитают, что на вопрос, поставленный в названии, дан ответ образов Гриши Добросклонова:«…особого внимания достойна последняя самая маленькая главка «Пира…». Здесьуказан счастливый, здесь содержится ответ на вопрос, поставленный в заглавии»(М.М. Гир).

Н.Скатов утверждает:«Сам по себе образ Гриши не дает ответ на вопрос о счастье, ни на вопрос осчастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним нипонималось, пусть даже борьба за всеобщее счастье) – ещё не разрешение вопроса.

II. Чтение иобсуждение песни «Песни народа», «Средь мира дольного»

Учитель. Какова основная мысль песни «Доля народа»?

Ученик. «Доля народа» — в этой песне утверждаетсямысль о том, что назначение человека в жизни – это служение народу, борьба занего.

Дело, трудвоспринимаются как служение счастью народа, торжеству его лучших стремлений инадежд.

 Учитель. Очем размышляет поэт в песне «Средь мира дольного…»?

Ученик. Здесь поэт размышляет о смысле жизни, о том,какой выбрать путь, по какой дороге пойти. Жизнь открывает перед человекомразные дороги – два пути.

В жизни всегдасуществует проблема выбора и ответственности человека за выбранный путь.Дорога, по которой «громадная, к соблазну жадная идет толпа» — дорога«просторная…». Истинный путь, дорога «честная», по которой идут:

Лишь люди сильные,

Любвеобильные,

На бой, на труд…

Учитель. Какова цель песен Гриши Добросклонова?

Ученик. В песнях, которые поет Гриша, звучит призывк борьбе за счастье народа, за свет, за свободу. Гриша связан с народом.Крестьяне воспринимают добросклонова как своего, как выразителя и толкователяих надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о «крестьянскомгрехе», преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

III. Работа наддиалогом Гриши Добросклонова с дядей Власом

Учитель. В чем заключается суть диалога?

Ученик. В этом диалоге соотнесены крестьянскоепредставление о счастье и понимание о счастье. Эта беседа убеждает, что поканародное понимание счастья не совпадает с теми идеалами, за котороесамоотверженно борется Добросклонов. Вместе с тем заветная мечта Гриши:

Чтоб землякам моим икаждому

Крестьянину жилосьвольготно

Весело на всей святойРуси.

Учитель. Что сближает героя с автором в этомдиалоге?

Ученик. Строки эти дают возможность судить о том, чтоГриша близок самому поэту. Не случайно именно в уста Гриши вложил поэт наиболеезрелые свои песни, в которых нарисовал пути борьбы за права человека. Песня«Средь мира дольного» представляет  собой как бы завещание поэта, вкотором он устами Гриши обращается к молодежи с призывом встать в ряды борцовза счастье народа.

Учитель. Какие ещё песни поёт Гриша? О чем они?

Ученик. Глубоким лирическим чувством проникнута ипесня « В минуту уныния, о родина-мать…», в которой горячо и взволнованноговорится о жизни страны до отмены крепостного права. Но в песне выражаетсяуверенность в том, что «собирается с силами русский народ и учится бытьгражданином».

Как подлинный гимнродине звучит песня «Русь». Народ могучь и велик, и когда он проснется, Россияпревратится в могучую державу. Эта песня заставляет в народе увидеть силу,способную осуществить переустройство жизни:

Рать подымается –

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

IV. Чтение главы V

Итак, поэт создал«книгу народную», которую закончил короткой пятой главой.

Учитель. Почему странники, по мнению автора, не нашлиответа на волнующий вопрос?

Ученик. Странники не нашли ответа на вопрос осчастье потому, что ещё не могли знать, что «Творилось с Гришею», не моглизнать той «правды великой» о «воплощении счастья народного», какую зналнародный заступник.

Домашнее задание

Подготовиться ксочинению.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет