Нарушениеписьма у младших школьников
Дисграфияимеет выраженную симптоматику. По ошибке ее можно принять за невнимательностьребенка и незнание им грамматических правил.
В начальной школемногие родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфичнаяпроблема – дисграфия (нарушение письма). Это одна из наиболее распространенныхформ речевой патологии у учащихся младших классов.
Дисграфия имеетвыраженную симптоматику. По ошибке ее можно принять за невнимательность ребенкаи незнание им грамматических правил. Однако проблема кроется глубже. Без ееустранения овладение школьной программой даже на базовом уровне будетпрактически невозможным.
Примеры ошибокхарактерные для детей при дисграфии
1. Нарушение границ предложения.
2. Слитное написание предлогов с другимисловами.
3. Слитное написание слов.
4. Раздельное написание частей слова.
5. Пропуск согласных (в середине слова, вконце слова).
6. Пропуск гласных (в середине слова, в концеслова).
7. Перестановка слогов.
8. Пропуски слогов.
9. Добавление слогов.
10. Добавлениегласных.
11. Пропускислов в предложении.
К сожалению, этасерьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляетсявместе с дислексией (проблемой чтения).
Причины этихнарушений могут быть различны: от родовых травм, генетики, до педагогическойзапущенности. Ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать безошибок, так как у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного идвигательного анализаторов. Тем самым, мы можем говорить о несформированностиязыкового анализа и синтеза.
При определенныхусилиях, как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфиюможно скорректировать.
Основныенаправления коррекционной работы
1. Развитие фонематического восприятия,фонематического анализа и синтеза.
2. Развитие навыков слогового анализа исинтеза
3. Развитие языкового анализа и синтеза:
4. Формирование самоконтроля за собственнойписьменной продукцией.
Развитиефонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
При развитии фонематическоговосприятия, фонематического анализа и синтеза основные усилия направлены наумение определять последовательность звуков в слове, их количества, места поотношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Виды заданий:
1. Показать карточку с буквой, если в словеесть данный звук.
2. Соотнести картинку с заданным звуком.
3. Вставить пропущенные буквы в словах.
4. Подобрать слова, в которых данный звукстоял бы на 1,2,3 месте.
5. Подобрать слова на каждый звук,преобразовать слово.
6. Ребусы.
7. Составить различные слова из букв одногослова.
Развитие навыковслогового анализа и синтеза
При развитиинавыков слогового анализа и синтеза работа всегда начинается со вспомогательныхприёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество).Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивалиосновное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.
Виды заданий
1. Назвать всегласные в слове, выделить гласные звуки и соответствующие буквы.
2. Разложить картинкипод определенным гласным.
3. Определитьколичество слогов в слове.
4. Определитьпропущенный слог в слове с помощью картинок.
5. Составить словоиз слогов.
Развитие навыковязыкового анализа и синтеза
Работа в этомнаправлении сводится к формированию умения определять количество,последовательность и место слов в предложении.
Виды заданий
1. Составлениепредложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
2. Придумываниепредложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
3. Составлениеграфических схем предложений, отыскивание в схеме определённого слова, чтениепредложения по схеме.
4. Упражнения насоставление распространённых предложений.
5. Упражнение вграмматически правильном построении предложений. Работа с деформированнымипредложениями (с опорой на наглядность/ без опоры на наглядность).
6. Определениеместа слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
7. Определениеразличий словосочетания и предложения. Предложение – это законченная смысловаяединица.
8. Определениеграниц предложения. Работа с деформированным текстом.
9. Составлениепредложений, используя словосочетания.
10. Упражнения вчтении текста с интонационными обозначениями границ предложения (понижениеголоса, паузы).
11. Списываниетекста с подчёркиванием заглавных букв и точек.
Развитие у детейконтроля за собственной письменной продукцией.
Работа в этомнаправлении осуществляется не изолированно, а проводится параллельно сразвитием различных форм языкового анализа и синтеза.
Виды заданий
1. Изучениеобразца и его запоминание. Рисование пальцем на парте. Рассказ, что запомнили.Изображение или запись в тетради. Сравнение с образцом.
2. Проговариваниеи одновременная запись лексического материала учеником.
3.Сравнение текстас ошибками, типичными для данного ребенка, с нормативным образцом текста;самостоятельное исправление ошибок в тексте; списывание с последующейсамопроверкой.
Литература
1. Буковцева Н.И. Преодолениедисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся сзадержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004.– №2 (9). – с. 47–48.
2. Лалаева Р.И. Нарушениечтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева,Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.
3. Парамонова Л.Г. Предупреждениеи преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 79 с.
4. Фотекова Т.А. Тестоваяметодика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис – пресс, 2007.– 96 с.