X-PDF

«Сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в обучении детей с ОВЗ в условиях ООП»

Поделиться статьей

«Сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога иродителей в обучении детей с ОВЗ в условиях ООП»

  

Учитель-дефектолог: Говорина Е.М. Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение  города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа№6»

 

 

  «Тольковместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям

большое человеческоесчастье.»                                               В.А.Сухомлинский 

 

Ни для кого не секрет, что с каждымгодом все острее встает вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ.   Такиедети нуждаются в коррекционной помощи. Является очевидным, что для полноценнойработы необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие учителя-дефектолога иродителей.

 Успехи ребенка во многом будутзависеть от того, насколько активно принимали участие в этом родители.    

Семья – это первая ступеньформирования гармоничной личности ребенка.

Обеспечение тесной взаимосвязи междуродителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект вкоррекционно-образовательной деятельности.

 Как показывают современныеисследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный спедагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает егоэффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно безобъединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы  учителюдефектологу необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Вкоррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но играмотными помощниками.  

             Наше     образовательное     учреждение    посещают     дети     с     ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья). У таких детейне сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Они повышеновозбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженнойобучаемостью. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные,индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимостькомплексного воздействия на ребенка с проблемами в развитии побудила меня кпоиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальнымобразом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Эффективность коррекционной работыможет быть обусловлена лишь интеграцией — объединением усилий педагогов иродителей для решения поставленной цели. Без скоординированных и согласованныхдействий  педагогов и родителей невозможно эффективно скорректировать имеющиесянарушения в развитии ребёнка и тем самым помочь ему легко адаптироваться вшкольной среде, успешно развиваться и обучаться. 

Исходя из этого, была поставлена цель:обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказать

помощь детям этой категории восвоении программы.

 Цель совместной работы -активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным ипедагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделаввоспитание ребенка в семье и в школе более последовательным и эффективным.

Задачиучителя – дефектолога в этом направлении:

     Приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемамиобучения и развития психических процессов.

     Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборотубедить в успешности усвоения им определенных знаний и умений.

     Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученныйматериал в домашних условиях.

Участие родителей в развитии ивоспитании ребенка поможет им:

      увидетьмир с позиции ребенка;

      относитсяк ребенку как к равному;

     понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, еслисегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам иподдерживать в случае неудачи;

      знатьсильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

     проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и бытьготовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей игорестей;

      установитьхорошие, доверительные отношения с ребенком.

 Индивидуальная программа работы учителя-дефектолога сребенком  строится в соответствии с психофизиологическими закономерностямивозрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарныхвозможностей. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку впроцессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности идает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременномподтягивании дефицитарных функций.

Постепенность и системность,следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ -переход к новому этапу обучения только после полного освоения материалапредыдущего этапа.

Эффективностькоррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детейв период их пребывания в ОУ, правильном распределении нагрузки и совместнойдеятельности учителя-дефектолога и родителей.

 В работе с семьей используютрадиционные и нетрадиционные методы и формы работы: групповые собрания,индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация,открытые занятия с детьми, приглашение родителей на занятия, совместныемероприятия.   

С целью оптимизациикоррекционно-развивающего процесса мною была разработана и апробирована модельвзаимодействия педагога и семьи – это тетрадь взаимодействия учителя-дефектологаи родителей. 

Тетрадь взаимодействияпредставляет собой таблицу, где отмечаются:

   период работы сдетьми (задания расписываются на неделю учителемдефектологом, а родителивыполняют-закрепляют с детьми и отмечают) 

   содержаниекоррекционной работы с ребёнком (заполняется учителемдефектологом);

  отметка о выполнении заданий (отмечают родители)

Тетрадьвзаимодействия учителя-дефектолога и родителей

Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

Дата

Содержание коррекционной работы

Отметка выполнении заданий

о

 

Огромное значение в коррекционном обучении имеетслаженная, грамотная, работа учителя-дефектолога и родителей. Успехи ребенка вомногом будут зависеть от того, насколько активно принимали участие в этомродители. 

Консультируя родителей, заметила, что им сложнопонять как работать с ребенком. Помочь взрослым понять своих детей, правильно построитьс ними взаимоотношения, обратить внимание на частые ошибки, допускаемые ввоспитании и обучении  детей помогают памятки для родителей.

 Памятка-рекомендацияучителя-дефектолога по закреплению изученного материала  

1.   Принуждатьребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше закреплять в свободной игровой форме.Пусть выполнение заданий станет для ребенка не мучением, а игрой.

2.   Подготовьтеребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3.  Правильно выбирайте время для занятий:

  ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или невыспавшимся;

  недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;

4.                Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держитручку или карандаш.

5.                Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание,обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

6.                Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания,его дальнейшую перспективу.

7.                Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительнойотметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когдаиспытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи,но и за старания.

8.                Помогайте ребёнку в выполнении заданий только в том случае, еслион в этом нуждается.

9.                Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть онвообще не сделает, чем сделаете его Вы.  

10.            Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий,ориентируйтесь на индивидуальные возможности и способности своего ребенка.

11.            Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что Вашребёнок испытывает затруднения с выполнением заданий или Вам что-либо непонятнопо его выполнению.

12.            Главные помощники при выполнении заданий с ребёнком — терпение,выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнокдолжен чувствовать себя комфортно;  

15. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес,прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

Выполнение        данных       рекомендаций      позволит     родителям отследитьположительную динамику развития своих детей, а совместная работаучителядефектолога и родителей поможет детям преодолеть имеющиеся нарушения исформировать у них уверенность в своих силах и возможностях.

Кроме памятки-рекомендаций учителя-дефектолога позакреплению изученного материала, для родителей были подготовлены памятки поразвитию психических процессов.  

    Памятка   по обогащению словаря ребёнка;

    Памятка по формированию пространственно-временных представлений  

    Рекомендации родителям по развитию восприятия;

    Рекомендации родителям по развитию внимания;

    Рекомендации родителям по развитию памяти;

    Рекомендации родителям по развитию мышления;

    Рекомендации родителям по развитию графо-моторных навыков;-Рекомендации по формированию математических представлений; — Рекомендацииродителям о проведении пальчиковых гимнастик                 Литература:

1. Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение,М.,

2008 под ред. В.В. Воронковой

2.  Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М., 2006

3.   С. Ю.  Орлова«Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательнуюдеятельность» [Текст] / С. Ю. Орлова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №10. —С. 27-29.

4.  Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М.,2005

5.Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева «Развитие речидошкольника» — Екатеринбург, 1996

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет