Муниципальное бюджетноеучреждение дополнительного образования
Дом детской культуры (искусств) «Радуга»
Творческий проект
«Развивающий эффект «Тестопластики»
Педагог дополнительногообразования
Шепелева М.Б.
г.о.г.Выкса 2022г.
Формирование личности человека может бытьэффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированытворческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитиетворческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когдаребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видамидеятельности, в том числе и декоративноприкладным.
У ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокиеэстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту ибогатство родной природы. Это способствует формированию духовно-богатой,гармонически развитой личности.
Данный проект реализуется с обучающимися 2-го года обученияв рамках дополнительной образовательной программы «Юный художник».
Программа объединяла несколько видовхудожественно-творческой деятельности: основы изобразительной грамоты,декоративно-прикладное искусство, оформительская деятельность.
Анализируя работу с детьми 1-го года обучения, мы пришли квыводу, что творческие способности и возможности наших воспитанниковреализуются не в полной мере по причине недостаточного развития мелкой моторикируки, зрительного восприятия и внимания у обучающихся.
Хотелось бы отметить, что низкое развитие мелкой моторики,зрительного восприятия и внимания могут привести к возникновению негативногоотношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в объединении, в школе.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытываютсерьёзные трудности в овладении навыками письма. Родители тоже порой приходятв отчаяние из-за плохой каллиграфии ребёнка. Иногда мы замечаем, что наши детибыстро утомляются, рассеянны и возбудимы, нет заинтересованности на занятиях, виграх и другой деятельности, что, бесспорно, отрицательно влияет на общеепсихическое и умственное развитие ребёнка.
Отмечается расхождение между достаточно высокиминтеллектуальным уровнем наших детей и низким уровнем развития у них мелкоймоторики.
Ноэто не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку детейможно и необходимо развивать, но развивать творчески!
Исходя из этого, перед нами возниклапроблема, как сделать совместную работу педагога и ребёнка полезной и интересной. В настоящее время существует много различных видов работы педагогас детьми, развивающих творческие способности детей и мелкую моторику руки.
Выявлено, что лепка из соленого теста, какодин из оригинальных видов народноприкладного искусства лучше всего способствуетразвитию мелкой моторики и творческих способностей детей.
Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика
Исходя из данной проблемы, проведены собеседование ианкетирование с родителями детей объединения. Большинство родителей отмечают высокий интерес детей к занятиям с соленым тестом.
Выделены его основные преимущества.
В результате корректировки учебно-тематическогопланирования в образовательную программу введен раздел: тестопластика.
Лепка из соленого теста стало очень популярной. Этот виддеятельности интересен и увлекателен для детей. С помощью лепки из соленоготеста они имеют возможность передать свои впечатления об окружающейдействительности. Этот процесс вызывает у них чувство радости и удивления. Родителивсе больше проявляют интерес к этому виду декоративно- прикладного искусства.
Особое значение имеют наблюдения красоты природы во времяспециально организованных экскурсий и последующего воспроизведения впечатленийв лепке. Хорошие результаты дают рассматривание иллюстраций, слайдов.
Данный проект необходим не только детям объединения, но ипедагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем,связанных с развитием у ребёнка функций руки и творческого самовыражения.
Проект направлен на развитие мелкой моторики руки ребенка,на пополнение навыков и умений в тестопластике, на интеллектуальную итворческую активность.
В результате реализации проекта педагогом будет обоснованаэффективность работы с солёным тестом, а воспитанники объединения получатнавыки, позволяющие хорошо развить зрительное восприятие и произвольноевнимание.
Для реализации данного проекта накоплен достаточный опыт ввыполнении работ из соленого теста, подготовлены методические разработкизанятий по разделу тестопластики.
Актуальность работы с детьми по тестопластике в том, чтоименно эта продуктивная деятельность с использованием различных технологий сприменением разнообразных художественных материалов является наиболееблагоприятной для творческого развития детей в целом, т.к. в ней особеннопроявляются разные стороны развития ребенка
Реализация этого проекта не требует дополнительныхматериальных затрат и условий, т.к. занятия проводятся в детском объединении врамках дополнительной образовательной программы. Проект будет реализовыватьсячерез вовлечение детей и родителей в систему совместных занятий имероприятий.
Данный проект планируется реализовать в дальнейшем с детьмипервого года обучения Участники проекта:
Обучающиеся объединения 2-го года обучения, в кол-ве 15чел., 7-9 лет
Педагог;
Родители;
Образовательный процесс в системе дополнительного образования рассматриваетсякак совместный маршрут педагога, родителей и обучающегося, основанный на ихсотрудничестве и содружестве. Педагог выступает в роли помощника, побуждающегодетей к дальнейшей мыслительной деятельности, самооценке достижений,самореализации ребенка в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия вразвитии способностей ребенка совершить выбор…
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связис развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом – это своего родаупражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений,координаций, ощущений.
В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» видный учёныйШ.А. Амонашвили писал, что «… дети несут с собой заряд создания духовных иматериальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобысоздавать и творить!»
Немаловажное значение в организации образовательногопроцесса имеет личностно-ориентированный подход, который наиболее привлекателендля детей и их родителей. Занятия должны быть организованы так, чтобы педагог иобучающиеся находились в гармоничной системе, обеспечивающей полноценную передачуопыта от взрослого к ребенку.
Доступность знаний, учет возрастных особенностейобучающихся;
Систематичность и последовательность;
Индивидуальный подход;
Наглядность;
Самостоятельность и активность творчества;
Сотрудничество участников проекта
Именно на этих ведущих идеях и принципах основан процессобучения детей в рамках образовательной программы и данного проекта.
В ходе реализации проекта образовательный процесс являетсяобщеразвивающим типом. Целью образовательного процесса является развитиесенсорных способностей (мелкой моторики руки) и развитие интеллектуальной итворческой личности.
Упражнения из практической жизни по системе МарииМонтессори (итальянского педагога и врача) широко применяется педагогами дляразвития мелкой и крупной моторики рук
Цельпроекта: Обоснование эффективности использованиятестопластики в педагогической практике для развития мелкой моторики руки итворческих способностей воспитанников.
Дляосуществления данной цели поставлены определенные задачи
Поставленныезадачи будут решаться по трем этапам в рамках 50 учебнотематических часов:
Подготовительный этап . (изучение методическойлитературы, составление плана занятий, анкетирование родителей и детей,первичная оценка умений и навыков)
Основной этап ( Проведение практических занятий,консультаций для родителей, совместных занятий для углубления взаимосвязиродителей и детей, Мастер- классы для родителей)
Заключительный этап (Проведение диагностическихзаданий по развитию мелкой моторики руки и творческих способностей детей,выставки «Знакомьтесь – наше творчество!», участие в районных конкурсах)
В процессе реализации проекта применяются формы и методыобучения, гарантирующие достижение необходимых эффектов.
По форме данный проект является коллективно- групповымобразовательным проектом.
Для его реализации разработаны методы: словесной передачи(рассказ, инструктаж, художественное слово), практические упражнения,наглядность (показ образцов, демонстрации иллюстраций), анализ детских работ, игры, пальчиковая гимнастика (см. приложение) индивидуальное и коллективноетворчество, участие обучающихся в районных конкурсах.
Разработано методическое обеспечение обучающихся занятий,содержание занятий
Так как проект предусматривает активное участиеродителей, выбраны такие формы сотрудничества:
• Анкетирование;
• Индивидуальные беседы;
• Методические рекомендации;
• Мастер-классы;
• Совместная деятельность педагога, родителей и детей
Врезультате внедрения данного проекта в жизнедеятельность нашего объединения мыожидаем:
Для детей: их высокую заинтересованность впосещении занятий и следствие чего их высокие достижения
Для педагогов: Заинтересованность даннойтехнологией педагогами;
Для родителей: Повышение заинтересованностиродителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности;приобретение у детей навыков красивого письма;
Дляближайшего социального окружения:
Обмен опытом с обучающимися других образовательныхучреждений Ожидаемые результаты будут получены в результате:
• Наблюдения с фиксацией факторов развития ребенка;
• Сравнительного анализа результатов начальной и итоговойдиагностики параметров развития;
• Устного опроса, сравнительного анализа успешности выполнениязаданий, даваемых педагогом на начальном и итоговом этапах;
• Итогового анкетирования родителей по итоговой удовлетворенностиродителей
• Динамики участия обучающихся в районных мероприятиях
Практическая значимость результатов
Данный проект дает возможность развивать у детей память,внимание, восприятие, а также мелкие мышцы кисти и всей руки, творческиеспособности с помощью совместных с педагогом и родителями занятий с солёнымтестом.
В результате проектной деятельности дети, овладевшиеданными умениями в тестопластике, смогут наилучшим образом сформировать навыкиписьма в школе, реализовать свои творческие замыслы, выполнить индивидуальную иколлективную работу на интересующую их тему. Впоследствии смогут самостоятельноиспользовать полученные умения и навыки и учить других детей.
Работы обучающихся станут более свободными,разнообразными, интересными и выразительными.
У детей повысится познавательная активность,наблюдательность, воображение, способность к творческому анализу.
Лепка из соленого теста для них не просто выполнениеопределенных действий, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Педагог, воспитанники, родители согласованно решают общиезадачи и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.
Учитывая направления предлагаемой нами работы, можно использовать практический
опыт в других учреждениях дополнительногообразования детей
Оценка эффективности проделанной работы проводилась позавершению проекта по двум направлениям: дети и родители.
Оценка качества деятельности родителей, ихзаинтересованность данной работой проанализирована в результате анкетирования,тестовых опросов, участия родителей в совместных занятиях с детьми.
Оценка включённости детей, их активности, удовлетворённостиот участия в занятиях с солёным тестом и запланированных мероприятиях ДЦ прослеживалась через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместныхзанятиях, а также по проведённой диагностике.
По окончании проекта составлен результат диагностики, показывающийэффективность данного проекта в целом
Развитие мелкой моторикируки и творческих способностей детей
(обучающихсявторого года обучения)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ