Внеклассное занятие для обучающихся 1-4классов, продолжительность занятия — 40 минут.
Цель: расширитьзнания детей о русской культуре и русских традициях на примере русскогосамовара.
Задачи:
Образовательные: познакомитьдетей с историей возникновения русского самовара, с традицией чаепития на Руси.
Воспитательные: воспитыватьлюбовь к народному искусству, чувство патриотизма, гордость за мастеров ихудожников России, сохранение и укрепление семейных традиций.
Развивающие: развиватьэстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.
Планируемые результаты.
познавательные УУД
— самостоятельно преобразовывать практическую задачу впознавательную;
— умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор ивыделение существенной информации из различных информационных источников.
коммуникативные УУД
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли всоответствии с задачами и условиями коммуникации;
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствиис грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
— формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
— умение интегрироваться в группу сверстников и строитьпродуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
регулятивные УУД
— удерживать цель деятельности до получения ее результата;
— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
— оценивать результаты деятельности.
личностные УУД
— проявлять понимание и уважение к ценностям культур другихнародов;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состоянияи чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,внимательность, помощь.
Форма проведения– познавательно – игровая программа.
Используемыепедагогические технологии, методы, приемы.
Игровая технология,методы (мотивации и формирования сознания), приемы(практической деятельности, коллективнаяработа).
Ресурсы, используемые приподготовке и проведении конкурсной работы– костюмы главных героев, самовар, пироги, блины.
Сценарий мероприятия «В гостях у самовара»
Оформление:в классе расставлены столы буквой П, в центре стоит самовар, а на нем связкабаранок, все столы застелены скатертями, расставлены тарелки и блюдца поколичеству присутствующих.
Главныегерои: 2 ведущих (волонтеры старших классов), 2 скомороха, Самовар, Баба-Яга(волонтер старших классов), крестьянин.
Вкабинете находятся ученики и ведущие. Все участники мероприятия одеты врусские народные костюмы. Гости ждут за дверью. Ведущие встречают гостей скараваем у дверей.
Ведущий 1:Если встретить мы хотим
Щедро, добро, от души,
У дверей того встречаем
С пышным вкусным караваем.
На подносе расписном
С белоснежным рушником!
Ведущий 2:А еще мы соль приносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай ты хлеб из рук.
Дети хором: Мир вам гости,дорогие. Вы пришли к нам в добрый час.
Встречутёплую такую мы готовили для вас!
Дети делают проход изплатков. Гости проходят поочереди и рассаживаются по местам, а дети выходят изкабинета. У доски 2 мальчика исполняют песню с движениями.
Песня «К нам гости пришли» (Муз. Ан. Александрова, сл.М. Ивенсен)
После исполнения садятся на свои места.
Ведущий 1: Здравствуйте,здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые.
Ведущий2: Мы всех близких привечаем
Ароматнымнашим чаем.
Отвсех невзгод он исцеляет,
Даи усталость прогоняет,
Силысвежие дарит,
Всемза стол присесть велит!
Выходят 2 скомороха с подносом пирогов.
1-й скоморох.В селе Старосемейкино
Жили скоморохи.
2-й скоморох.Ели скоморохи
Пироги с горохом.
1-й скоморох.И с капустой, и с картошкой,
И с калиной, и с морошкой.
2-й скоморох.Гости, угощайтесь,
Ешьте, не стесняйтесь!
1-й скоморох.Ах, какие пироги!
Что за угощенье.
2-й скоморох.И румяны, и мягки,
Всем на удивленье!
Ставят пироги на стол и садятся по местам.
Выходят 2 девочки в русских народных сарафанах сподносом пряников.
Девочка 1:Пряники медовые,
сладкие подовые,
с мятою, корицею,
угощу сторицею.
Девочка 2:Тульские, соборные,
русские, узорные,
ромбом и квадратиком,
кругом сногсшибательным,
Девочка 1:Сердцем,треугольником,
чай нальём половником,
сбитнем, взваром с молоком,
или просто с кипятком.
Девочка 2:Наслажденьерусское,
и безумно вкусное,
в будни и на праздники,
пряни — пряни — пряники.
Ставят пряники на стол и садятся на свои места.
Выходят 4 девочки в косыночках и фартуках, в руках поднос сблинами.
1-я девочка: Какой же славныйстол накрыт!
2-я девочка: Исамовар давно кипит!
3-я девочка: Чегоже на этом столе не хватает?
4-я девочка: Блинов! Весельябез них не бывает!
1-я девочка: Блины – это оченьдревнее изделий русской кухни, известное ещё с 9 века.
2-я девочка: Наши предкиговорили, что гладкий, румяный, круглый блин как солнце. Если блины на столе-значит само светило благословит.
3-я девочка: А называлосьтогда это замечательное блюдо «млин» от слова «молоть», то есть изделие изнамеленного зерна.
Исполняют песню «Блинчики» (автор Екатерина Еремеева)
Девочки ставят блины на стол и занимают свои места.
Ведущий 1: Для всех вас,взрослые и детишки,
Калачи,ватрушки, пышки.
Пряники,блины, коврижки.
Полонстол наш угощений,
Нуа праздник впечатлений.
Наливайте,не стесняйтесь,
Сладкимчаем забавляйтесь!
Ведущий 2: Чтобы гости нескучали,
Завеселой чашкой чая,
Мычастушки пропоем,
Вкуснымчаем их запьем.
Ведущий 1: Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы стало веселей!
К доске выходят 6 девочек с платочками.
1.На столе у нас пирог,
Пышкии ватрушки
Такспоём мы про чаёк
Чайныечастушки
2.В пляске не жалей ботинки
Предлагай-качай друзья
Еслив чашке есть чаинки,
Значит,пишут письма нам
3.И сонливость переборет,
Ис усталостью поспорит,
Сокрушитлюбой недуг…
Чайздоровью — лучший друг!
4.Чай всех снадобий полезней
Помогаетот болезней
Онв жару нас освежает,
Ав морозы согревает.
5.Мы хотим открыть секрет
Иполезный дать совет:
Еслихворь с кем приключится
Чаемможете лечиться.
6.Мыпропели, что сумели
Поплясали,как смогли.
Атеперь хотим мы тоже
Чайс блинами, пироги.
Садятся пить чай. Выходят ведущие.
Ведущий 1: Да. Что ниговори, любили наши дедушки и бабушки поплясать, попеть и хороводы поводить.
Ведущий 2: А после трудовогодня попить чашечку ароматного чая в баранками.
Ведущий 1: А скажите мне,дети, кто поистине является царем русского стола?
Дети хором: Самовар.
Выходит Самовар.
Самовар: Низкий поклон вам,гости дорогие. Ох, не могу я низко наклониться, уж очень я пузат, да и кипяткомя полон.
Ведущий 2: И тебе поклонСамовар Самоварович. С чем к нам пожаловал?
Самовар: Хочу поведать вамо своей семье.(на экране презентация)
Прадедмой в старые времена отдавал службу грекам и римлянам. Он кипятил воду иготовил еду. От него потом дед мой родился – кухня –самовар. Функции у негобыли такие же. Выглядел мой дед мой неказисто, похож был на горшок. А отцамоего величали – сбитенник. Это прибор для приготовления старинного русскогонапитка из мёда с пряностями. Похож он был на чайник с внутренней трубой и поддувалом.Именно он дал начало русскому самовару. Родился я на самоварной фабрике в середине19 века в городе Туле. В те времена на Руси было много мастеров. Делали они ихразными по форме, на них красовались богатые узоры, приделывали им краники, ручки,шапочки резные. Всякие разные тогда самовары были. С виду разные, а вот водугрели одинаково. Внутри угольки горят и от них вода греется.
Ведущий 1: Ой, спасиботебе, Самовар Самоварович, за такую дивную историю. А мы приглашаем тебя натвое почетное место и предлагаем тебе теперь послушать о себе.
В исполнении детей звучит песня «Пых – пых,самовар» на слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова. Дети встаютполукругом, а в центре самовар двигается под музыку.
Вдруг влетает на метле Баба-Яга.
Б.-Я: (кружится и кричит)Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! ( Принюхивается, говорит более миролюбиво.)ой нет, вовсе не «тьфу», а очень даже вкусненько пахнет!
Ведущий 2: Ты зачемприлетела, Яга? Пугаешь только наших деток!
Б.-Я.Интересненько. Ониговорят тут о самоваре и разных там плюшках, финтифлюшках и меня не пригласили.А я по этому вопросу специалист, эксперт! Это я готовлю лучше всех лакомства всвоей печке.
(Подходит к детям.)
Ведущий 1: Говори, что жеты такого готовишь?
Б.-Я: Всяких разныхтолстеньких и худеньких… Иванушка, внучочек! А ну, садись ко мне на лопату! Ятебя в печку засуну, изжарю! Вот будет вкусненько! (Гладит себя по животу).
Самовар: (шлепаетполовником Бабу-Ягу по голове) Да ты что, старая? Разве можно так себя вести?Или у тебя в лесу больше есть нечего?
Б.-Я. Как нечего?Послушайте мой рецепт (ставит в центр чугун и напевает, бросая ингредиенты)
Супварить я вот решила. Притащила свежей тины,
Змейсушеных накрошила. Волчьих ягод три корзины,
Развелабольшой костер Для приправы- бузины,
Ипоставила котел. Для отравы- белены.
Междусосен и полянок Супчик вышел- то, что надо:
Собралаведро поганок. Целых двадцать литров яда!
Поскакалаза бугор-
Отыскаламухомор.
Самовар: Ох и жалко мнетебя, Яга! Ничего ты не знаешь о вкусной русской еде, о гостеприимстве, орусских традициях.
Б.-Я.: (плачет) Ох беднаяя, несчастная! Я же действительно ничего не знаю,ууууууу!(рыдает)
Самовар: А вот наши ребятавсё знают, поэтому не плачь и не реви, а присаживайся за наш стол и угощайсявкусным ароматным чаем с баранками, блинами и пряниками. А ребята тебе поведаюто традициях русского чаепития.
К доске выходят ученики. На экране презентация.
1 ученик: Прежде чем питьчай, долгими зимними вечерами русские красвицы занимались рукоделием. Вязалиспицами и крючком, вышивали, плели макраме и занимались лоскутным шитьём. Амужчины мастерили из дерева, катали валенки. Мастера изготавливали матрёшек.Матрёшка, наряду с самоваром, символизируют Россию.
2 ученик: Вместо чая наРуси в старину заваривали различные листочки: земляники, смородины, цветы липы,иван–чая и многие другие травы. На нашей земле чай оказался только триста летназад из Китая.
3 ученик: Большие мешки с«китайской травой» привезли царю в подарок. Попробовал царь-понравилось. С техпор стали пить этот напиток и нахваливать.
4 ученик: Но чай в тевремена был очень дорогим удовольствием. Поэтому крестьяне пили его только побольшим праздникам. Отсюда и пошло выражение: «побаловаться чайком». Но из-засвоей безграмотности крестьяне не знали, как правильно заваривать чай.
Выходит ребенок в костюме крестьянина и читаетстихотворение.
Разприслал мне барин чаю
Ивелел ему сварить,
Ая отроду не знаю,
Какс продуктом этим быть.
Взялтогда, налил водички,
Всыпалчай я весь в горшок
Иприправил перцу, луку,
Дапетрушки корешок.
Разлилварево по плошкам,
Хорошенькоразмешал,
Остудилего немножко,
Нагосподский стол подал.
Гостис барином плевались,
Самон ажно озверел
Иотправив на конюшню,
Наказатьменя велел.
Долгодумал, удивлялся,
Чемже мог не угодить?
Апотом-то догадался,
Чтозабыл я посолить.
Ведущий 1: Думаю, что иБаба-Яга и наши гости узнали много интересного о чае и теперь точно будутценить этот чудесный напиток.
Ведущий 2:Время весело идёт,время весело течёт.
Делувремя отдаём, а потехе час даём.
Ведущий 1: Вы, наверно,засиделись,
Иблинами уж объелись.
Ну-кадружненько все встали,
В«Ручеечек» поиграли.
Ведущие приглашают поиграть всех желающих в игру«Ручеек». Звучат русские плясовые песни.
Ведущий 2:Чай горячий – нашасила,
Украшениестола.
Чаепитиев России –
Вотхорошие дела!
«Счая лиха не бывает!» —
Такв народе говорят …
Чай– здоровье, каждый знает,
Пейхоть пять часов подряд…
Ведущий 1:Напились сегоднячая мы от души,
Наплясались и напелись отдуши.
Сейчас пришла пора прощаться,
Но перед тем какрасставаться,
Пожелать хочу вам я,
Растите крепкими, друзья.
Ведущий 2:Грустно с вами расставаться,
Надо чаще бы встречаться.
По душам поговорить,
Все проблемы обсудить.
Дверь открыта вам всегда,
Ждем вас в гости, господа.
Заключение
Данная разработкапозволяет расширить знания детей о русскойкультуре, русских традициях на примере русского самовара, способствуетсплочению детей в коллективе.
Методический материалможет быть использован в деятельности классных руководителей, музейныхработников, библиотекарей.
Список источников
1. Ашурков Н.В. Избранное: Историятульского края. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 2003.
2. Волков С. В. Русские самовары всобрании всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства.// «Музей 6». — М: Советский художник. – 1986.
3. Госберг М. Самоварное производство. – Вкн.: По тульскому краю. – Тула. — 1995.
4. Даль В.И. Толковый словарь. — М. -1956, т. IV.
5. Иванова Е.А. Русские самовары. — Л. –1971.
6. Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Изглубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
7. Соловьев В. Золотая книга русскойкультуры. — М: Белый город. – 2007.
8. Энциклопедия для детей «Просто опростом» Попова А.