Хакимова М.Е.,
старшийвоспитатель МБДОУ «Д/с «Жаворонок» г.Абакан, РФ
ИННОВАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Данная статья актуальнадля помощи воспитателям в организации совместной деятельности с воспитанникамипо физическому развитию, по приобщению семьи к здоровому образу жизни.
Ключевыеслова: ЗОЖ (здоровый образ жизни), здоровьесберегающиетехнологии, физическое развитие.
Дошкольныйвозраст является периодом активного развития ребенка, поиск эффективныхтехнологий направленных на укрепление и сохранение здоровья дошкольниковявляется одним из значимых направлений работы воспитателя с семьёй, ведь скаждым годом количество здоровых детей уменьшается. Здоровьесберегающиетехнологии направлены на развитие культуры здоровья родителей и детей, наразвитие потребности в здоровом образе жизни.
Встаршем дошкольном возрасте к уже привычным формам здоровьесбереженья мыподключаем новые педагогические технологии, которые интересны и детям, иродителям:
-проектнаядеятельность. Проекты вовлекают в совместную деятельность детей, родителей ипедагогов. Проект «На футбол всей семьей» познакомил наших воспитанников справилами игры в футбол, экипировкой спортсменов, были сформированы команды изгрупп старшего возраста. Каждая команда выбрала себе название, форму, выучиладевиз, активно тренировалась, чтобы выступить в общекомандном турнире пофутболу среди групп старшего дошкольного возраста. В каждую команду вошло 4родителя-папы, 7 детей, 2 запасных. Мамы и девочки относились к командеболельщиц, которые приготовили плакаты, речёвки для поддержания спортивногодуха своей команды. Несколько дней проходил футбольный праздник в детском саду,каждая команда получила свою награду. Для педагогов были решены основные задачипроекта: привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада,пропаганда здорового образа жизни и развитие физических и социальных качествребенка. Аналогично данному проекту прошли проекты на знакомство детей соскандинавской ходьбой, кёрлингом, шашками, легкой атлетикой.
-нейробныеигры. Данная технология, направленная на развитие межполушарноговзаимодействия, моторики рук детей, стимулирование памяти и мыслительнойдеятельности, снятие утомляемости, благоприятно сказывается на общее развитиеребенка-дошкольника. Нейродинамическая гимнастика очень нравится детям,начинать ее использовать лучше с 4-5 лет, постепенно продолжая и усложняяупражнения. Продолжительность гимнастики может составлять 5-10 минут,главное-обращать внимание на выполнение упражнений: качественно, не торопясь.Тренировки по нейродинамической гимнастике надо проводить так, чтобы детям быловесело и интересно, можно включать музыкальное сопровождение. Заниматься надокаждый день, не пропуская, перед гимнастикой надо обязательно разогреть ладошкии приступать к выполнению несложных упражнений: «Уши-нос»-отлично бодрит ивоздействует на активные точки. Одной рукой берем за мочку уха, второй-закончик носа, чередуем, добиваясь максимальной скорости, то же самое пытаемсяделать с хлопком между сменой рук. «Я – хороший»-одна ручка гладит макушкукруговыми движениями, а вторая – животик, затем меняем руки. «Колечки» -сначалана одной руке делаем поочередно колечки большим и указательным, большим исредним, потом безымянным и мизинчиком. Затем второй ручкой и одновременноперебираем пальчиками обеих рук и т.д.
-Театрализованнаяритмопластика- это игра в театр, созданная по сюжетам сказок с изображениемгероев и их действий движениями танцевального характера. Посредством движенийдети учатся изображать живые объекты (животных, птиц, рыб, насекомых и др.) исказочные образы. Ребенок, как активный участник действия, имеет возможноститворческой самореализации в движении, создании образа, т.к. он ищетдвигательный образ каждого «героя», «персонажа» сам, а это способствуетинтенсификации процессов мышления, поиску наиболее выразительных движений.Одной из основных направленностей театрализованной ритмопластики являетсяпсихологическое раскрепощение ребенка, преодоление присущей детям дошкольникамугловатости, скованности движения и достижения наибольшей плавности,грациозности и эстетичности в выполнении гимнастических упражнений. Веселаямузыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятоенастроение, заряжают положительной жизненной энергией. Каждое занятие ритмопластикойдля ребенка — это путешествие в сказку, это игры и перевоплощения в различные образы.За основу занятий лучше брать известные и любимые сказки детей (русскиенародные сказки, сказки С. Маршака, В. Сутеева, К. Чуковского и другихавторов).
Данныетехнологии здоровьесбереженья обеспечивают положительную динамику показателей,характеризующих здоровье воспитанников и их семьи, ориентацию на здоровый образжизни при условии целенаправленной и систематической совместной деятельностипедагогов и родителей.
Списокиспользованной литературы:
1. «От рождения до школы» Инновационнаяпрограмма дошкольного образования/П/р Н.Е Вераксы,Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой -6-е изд., доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2020-368 с.
2.Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников / Подред. С.С. Прищепы, Т.С. Шатверян. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.