Занятие №1
«Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Продолжительностьзанятия:
Возрастдетей 5-6 лет
Цель:Приобщать детей к устному народномутворчеству
Задачи:
—Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.
— Активизироватьупотребление в речи прилагательных, образованных от существительных.
—Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
-Приобщать детей кустному народному творчеству по средством сказки.
-Готовить детей кпересказыванию сказки (полно, последовательно, выразительно ).
-Способствовать формированию развернутого связного высказывания.
-Уточнение ирасширение словаря.
-Совершенствоватьобщую и мимическую моторику детей.
-Умение понимать ипередавать эмоциональное состояние другого человека.
Материалыи оборудование: презентация, конверт с загадками, музыкальное сопровождение.
Ходзанятия:
Введение в игровую ситуацию (мотивация)
Детинаходятся в группе занимаются играми по желанию. Заходит воспитатель склубочком в руках
–Ребята посмотрите, что я нашла. Что это?
Ответыдетей…
-Правильно,это клубочек. Он наверно не простой, а сказочный, он хочет с нами поиграть. Авы хотите поиграть с клубочком?
Ответыдетей
-Хорошо,тогда присаживайтесь ко мне на ковер в кружочек.
-Ребята,а вы любите сказки?
-Асказка, какая она? Я отвечу и передам клубочек другому человеку, а выполняетето же, что и я. Сказка поучительная…Передаю клубочек ребенку.
(Волшебная,добрая, загадочная, мудрая, чудесная)
-Вот поиграли мы склубочком, назвали какими бывают сказки. Молодцы!
Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, втридесятом царстве, в тридевятом государстве находится огромная страна Сказок.Если вы любите мечтать и верите в чудеса, то я приглашаю вас в эту страну.Согласны? Для того, чтобы попасть в эту страну, надо сделать волшебный круг.
Слайд 1
Мы в волшебный кругвойдем, А потом мы отойдем.
вокруг себя покрутились Ив стране Сказок очутились!
Слайд2
Воспитатель:- Посмотрите ребята. Кто это? (Ответы детей)— Да это незнайка, только он какой-то не веселый! он не просто так пришел. А пришел за помощью.
Незнайка:— Здравствуйте, дети! Мне очень нравится одна сказка, но я забыл, как онаназывается. Я очень прошу вас помочь мне отгадать загадки, и подсказать героев.Ну что поможете?
Дети: — (ответы)
Слайд3. Вот конверт с загадками
Воспитательзачитывает загадки.
Слайд4. Загадка. Длинные шеи, красные лапки,щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) Воспитатель:Молодцы ребята! А скажите Гуси лебеди в сказке какие???(злые,быстрые, ответы детей)
-Гуси-Лебеди унесли Машеньку илиВанюшку?
— Виновата ли Машенька в том, чтогуси-лебеди унесли Ванюшку?
(Ответы детей)
Слайд5. загадка
Воспитательчитает загадку.
—Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко)
Молодцы!Ребята а скажите румяные яблочки это какие, а наливные?
Слайд6.загадка
—Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым изнашей (Печки)
-Длячего нужна печка?
Слайд7 загадка
—Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)
Как выпонимаете выражение молочная река кисельные берега?
Слайд8 загадка.
—Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
(Детиотгадывают загадки)
-Абаба яга Какая?
Воспитатель:— Молодцы, отгадали! А из какой русской народной сказки всеэти персонажи?
Дети: —«Гуси-лебеди».
Воспитатель: —Правильно! Вот теперь Незнайка, дети тебе подсказали название сказки.
Слайд 9.Незнайка: — Да! Я оченьрад!
Воспитатель: —А почему эта сказка называется русской народной?
Дети: —Потому что эту сказку придумал русский народ.
Воспитатель: —Какие еще русские народные сказки вы знаете?
Дети: —«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»,«Колобок» и т.д.
Слайд 9— Друзьямои! А хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?
Воспитатель:— Незнайка, вот сейчас мы и проверим.
Слайд10. совсеми персонажами сказки. Давайте вспомним с чего начинается сказка?
(Ответы детей)(Жили-были муж и жена, ибыли у них дочка Машенька и сыночек Ванечка. Один раз родители поехали в город,а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братцаодного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)
-Что сделала Маша? (Она пошла искатьбратца.)
-Кто помог ей сначала? (Маше помоглапечка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.) -Ктопомог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ееветочек и показала, куда бежать дальше.)
-Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогламолочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала кудадальше идти.) -Какая была Маша, когда она искала братца? (печальная)
-Покажем какое лицо было у Маши.
–Куда пришла Маша и что там увидела? (Машапришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела БабаЯга, а перед окошком сидел Ванюшка.)
Какая была Баба Яга?
Давайте изобразим ее. (дети изображают)
Что дальше сделала девочка? (Машасхватила братца и побежала домой.)
Кто помчался в погоню за детьми? (За нимиполетели гуси-лебеди.)
-Кто опять помогал Маше с Ванюшей и пряталих от гусей? (Маше опять помогали речка, яблоня, печка.)
-Что испытывали Маша с Ванюшей, когда ихдогоняли гуси-лебеди? (Страх, испуг.) -Давайте покажем. (дети изображают)
— Удалось ли гусям отнять Ванюшку?(Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)
— Чем закончилась сказка?(Дети прибежали домой, а тут приехали их родители и
привезли им подарки.)
-Какие лица стали у Маши и Вани, когда онивернулись домой? (Радостные.) -Давайте покажем. (изображение детьми.) -Молодцы.
Слайд 11. Незнайка:Мне очень понравилось, как вы изображали характер и чувства героев сказки!Здорово справились на отлично! Да и сказку знаете на УРА!
Воспитатель : Я предлагаю вам, детки, внимательно послушать фразы из сказки инайти ошибки, если они есть. Если что-то будет неправильно, вы должны говоритьхором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорить: «Да, да, да». Итак,приготовились слушать.
— Отецс матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
—Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья иунесли. (Нет, нет, нет).
— Машапечке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).
— Машаяблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет).
— Машаречке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).
— Ежикпривел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
—Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет).
— Машес Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей Баба Яга. (Нет, нет, нет).
—Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядомприсела. (Да, да, да). Молодцы ребята!
Слайд12. (На слайдепоявляется Маша в сарафане и Ваня).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайтепосмотрим на главных героев сказки? Давайте внимательно рассмотрим одеждуМашеньки и Ванюши? Что у Машеньки на голове?
Слайд 12 Пояснение Незнайки.
Это русский платок. Обычай носить платокна Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала головукуском ткани – платом, платком.
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо наволосы. Давным-давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках, украшалиих вышивкой ленточками. Потом, позднее были созданы заводы и фабрики дляизготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в ПавловскомПосаде.
Слайд 13. Пояснения Незнайки.
Посмотрите какие нарядные платки. Чащевсего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномернозаполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Слайд 14.Воспитатель: А что это за платье такое?
ПояснениеНезнайки: Это Сарафан. Сарафан-это распашная, широкая длинная одежда безрукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.Вообще сарафанЭто русский народный костюм. Давным-давно сарафаны ткали на самодельных ткацкихстанках, дома. А сейчас ткань производят на ткацких фабриках. Сарафаны украшаютвручную, это очень трудоемкая работа. Сарафаны шьют и для дома и дляпраздников. Как вы думаете, надевают сарафан для домашней работы или для праздника?(для праздника)
Воспитатель:Спасибо незнайка очень интересно. Ребята а давайте рассмотрим в чем же одетВанюшка? (Ответыдетей)
Слайд 15.ПоясненияНезнайки:Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубашка.Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубашка доходила до колен и имелау ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника урубахи не было. Носили рубаху с поясом. А как вы думаете, что такое кушак? длячего он нужен? Кушак был тоже обязательной частью костюма, а не простоаксессуар. Кушак или пояс – это лента, шнур, ремень для завязывания по талии.
Воспитатель: Оченьинтересно. Спасибо Незнайка.
Слайд 16
Воспитатель: А что же этоза обувь такая? (дети отвечают) Правильно лапти!
Слайд 17.Пояснение Незнайки : Лапти — это плетеная обувь,которая крепится к ноге с помощью веревок-косичек, именуемых «оборами». (показобразца) Носим мы вами сейчас ботинки и кроссовки, босоножки и сапоги и незнаем того, как радовались русские люди мягким лыковым лаптям. Ребята, а кто извас знает, что такое лыко? (Ребята отвечают.) Лыко — это тонкий слой мягкойкоры под основной, толстой корой дерева. По весне или в начале лета деревенскиемужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снималось сдеревьев. Для пары лаптей нужно было ободрать целых три молоденьких липы.
Воспитатель : СпасибоНезнайка! Как интересно! Дети давайте повторим какие новые слова мы с вамиуслышали сегодня? (ответы детей)
Воспитатель:— А теперь, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке.
Воспитатель: —Беритесь за руки – и в путь! (Воспитатель с детьми под музыку гуляютпо залу.
Слайд18.
—Ктопервым встретился на пути Машеньке?
Дети: —Печка.
Воспитатель– А что такое печка? Для чего она нужна? Ответы детей.
— Чемразжигают печь? Посмотрите, а что это рядом с печкой? (Ухват) Для чего оннужен? (ответы детей)
ПояснениеНезнайки: Раньше большую часть комнаты занимала печка, она обогревала избу, вней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи дажеспали. А топили печи дровами. После того как печь растапливали нужно было уголёчкиразровнять, разравнивали их кочергой.
Слайд.19 Картинка Ухват и кочерга.
ПояснениеНезнайки:Ухват, или рога́ч — приспособление, представляющее собой длиннуюдеревянную палку с металлической рогаткой на конце
Ухватом захватывали иставили в русскую печь чугунки
Под каждый размер чугункабыл свой ухват.
Ухват изготавливали вдеревенской кузнице.
Кончики ухвата слегказагибали в противоположную сторону, чтобы они не царапали посуду.
Воспитатель: Скольконового мы сегодня узнаем! Здорово! А чем печка угостила Машеньку?
Дети: —Пирожками.
Воспитатель: —Молодцы, дети! С кем дальше повстречалась Машенька?
Дети: —С яблонькой.
Слайд20.
Воспитатель предлагаетдетям встать в круг и показать, как летают лебеди: поднимаем руки вверх –делаем носом вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох ртом. ( Проводитсяфизкультминутка с элементами дыхательной гимнастики).
— Атеперь мы превратимся в гусей-лебедей и полетим искать яблоньку. (Дети подмузыку бегут и изображают гусей-лебедей).
Давайтепосчитаем сколько яблочек на нашей яблоньке? А сколько зеленых яблочек? Аналивных румяных?
Воспитатель: —Молодцы! Кто дальше встретился на пути Машеньке?
Дети: —Речка.
Слайд21
Воспитатель: —Давайте превратимся в речку и потечем плавно. (Дети под музыку делаютплавные движения руками, изображая течение реки.Далее воспитатель подводит их к декорации, на которой изображенаречка).
—Посмотрите, детки, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. Каквы понимаете это выражение — молочная река — кисельные берега?
Дети: —В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: —Молодцы, правильно!
Слайд22 В сказке лес,в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему?
Дети: —Потому что деревья растут часто и там очень страшно.
Воспитатель: Конечно,вы правы! В таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу,что даже в солнечный день в нем темно.
—Давайте с вами превратимся в деревья, пошелестим листочками, а теперь покачаемветочками. (Дети поднимают руки вверх и сначала крутят кистями рук,изображая листочки, а затем качают влево и вправо вытянутыми руками, какветками).
-Дети,в дремучем лесу водятся разные дикие звери: волки, лисы, медведи. Баба Яга тожеживет в этом страшном лесу, в своей избушке. Давайте, превратимся в лисичек ипобежим искать избушку Бабы Яги. (Дети сгибают руки в локтях и опускают внизкисти, изображая лисичек. Под музыку двигаются.
Слайд23
— Кизбушке Бабы Яги нужно подойти очень тихо, чтобы она нас не заметила. Скажитемне, Баба-Яга в сказке добрая?
Дети: —Нет, Баба Яга злая.
Воспитатель: Можетмолодая?
Дети: Нет,старая.
Воспитатель: Навернокрасивая?
Дети: Нет,она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и костяная нога.
Воспитатель: —Да, здесь действительно такое страшное место, надо отсюда поскорее выбираться,пока Баба Яга не проснулась. Возвращаемся назад. (Дети берутся за руки ивыходят из леса и садятся на свои стульчики).
Воспитатель: —Ну, вот дорогие мои, мы с вами и завершили путешествие по русской народнойсказке «Гуси-лебеди». Все, вы сегодня очень хорошо потрудились, ответили на всевопросы Незнайки правильно, тем самым помогли ему вспомнить эту сказку. Правда,Незнайка?
Слайд24.
Незнайка:— Да. Мне очень понравилось с вами путешествовать по сказке. Я теперь ееочень хорошо знаю. Спасибо вам! А теперь мне пришла пора прощаться с вами. Досвидания, мои друзья!
Дети: —До свидания Незнайка, приходи еще к нам в гости! (Незнайка уходит)
Воспитатель: —Спасибо, дети! Я хочу поблагодарить всех за хорошую работу. Молодцы!