МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ
Возможности использования ИКТ с целью повышения
качества образования младших школьников с ОВЗ
Учительначальных классов:
ГорбуноваО.А.
Г.о. Балашиха
2022 г.
В специальной(коррекционной) школе использование в учебном процессе ИКТ даёт педагогувозможность разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, доступным изапоминающимся, следовательно — продуктивным. Учебный материал презентаций,представленный в зрительных ярких образах, запоминается быстрее. Наглядныеобразы позволяют не только соотнести слово и картинку, но и закрепить их наэмоциональном уровне. Поэтому, проведение урока с использованием ИКТ приводитне только к повышению мотивированности обучающихся, но и стимулированию их познавательнойактивности. Важно отметить, что методика проведения и сама структура урока сиспользованием ИКТ остается прежней. Однако у учителя дополнительно появляетсявозможность улучшить качество наглядного материала. Однажды созданные исохраненные в каталоге интерактивные задания позволяют значительно сэкономитьвремя учителя при подготовке к уроку, т.к. они легко модифицируются и могут быть использованы неоднократно.
В своей работе яиспользую интерактивное устройствоMimioStuduo, (рис. 1) которое превращает классную доску в интерактивную.
Рисунок1. Интерактивное устройство MimioStuduo
Потенциал ИД даётвозможность работать одновременно с учениками разного уровня обучения. Ученикина таких уроках становятся более дисциплинированными, заинтересованными имотивированными. Они быстрее и качественнее запоминают программный материал.
Дидактический материал ИКТ разнообразный посодержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции)электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое вниманиездоровью детей.Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку дляглаз, смену поз, а также учитываю время работы применения ИКТ.
Необязательноиспользовать доску во время всего урока, я её использую на конкретных этапах.
Так при изучениинаписания элементов букв и цифр – используюкак фон доски отсканированнуюстраницу тетради по математике (рис. 2) и по письму (прописи, рабочие тетрадина печатной основе).
Рисунок2. Отсканированные рабочие тетради
При этом на доскепоказываю строку, клетку, где нужно писать, которая видна одновременно всемученикам, следовательно отпадает необходимость подходить к каждому ученику ипоказывать место для работы. На доске обучаемый сразу видит, совпало ли егонаписание с правильным начертанием, изображенном на доске. Повышаетсяконцентрация внимания. Использование разлиновки экрана позволяет заложитьосновы тетрадного листа,когда начинается формирование навыка письма букв и цифр,начинается усвоение правил единого графического режима что особенно актуально в1 классе.
Используя функциюпера и шторки, провожу графический анализ печатных букв и соотношу их собразцом. Анализ письменных букв провожу с помощью функции перетаскивания. Здесьуделяется внимание не только графическому анализу, но и развитию ориентации наплоскости, что у многих детей к первому классу ещё плохо сформировано.
На уроках письма,при работе с текстом и с отдельными предложениями использую способ перемещенияобъектов. Меняя порядок слов в предложении, добиваюсь максимальной наглядностипри восстановлении деформированных предложений и текстов. Этот же приемиспользую при изучении тем по словообразованию. Делая записи сверху столбиковслов, меняя цвета маркеров, обучающиеся легко обозначают твердые и мягкиезвуки, делят слова на слоги. Для определения границ предложений используемэлектронные заготовки текстов. В словарно-орфографической работе используемфункцию перетаскивания (вставить нужную букву).
Использование презентаций позволяет разнообразитьвиды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов поразличным признакам.
На урокахматематики на этапе устного счёта функционал ИКТ позволяет мобильно провести ипроверить знание таблицы сложения и умножения.
При решении задач, используя функцию перетаскивания, дети наглядновидят разницу между формулировками «по содержанию» и «на равные части». Функцияперетаскивания позволяет соотнести рисунок с задачей, проанализировать иисправить ошибку.
Работа надобъяснением нового материалапроводится с помощью презентации, ссылку наматериалы из ресурсов Интернета.
Развитиефонематического слуха – одна из важнейших проблем в коррекционной школе, спомощью таких упражнений интересно проходит работа над звуковым анализом слова.
Не меньше вниманияиспользования ИКТ уделяю и на таких уроках, как развитие речи. Материалпредставленный в зрительных образах запоминается быстрее. Кроме того ИКТ вкоррекционной школе даёт возможность сформировать у детей правильноепредставление о понятии или слове, особенно трудно дать правильноепредставление о лексических значениях прилагательных. Наглядные образыпозволяют не только соотнести слово и картинку, но и закрепить их наэмоциональном уровне.
Словарный запас нашихдетей крайне ограничен, я уделяю большое внимание работе сначала с картиннымпланом, а потом уже соотносим картинку с предложением. Это позволяет ребёнкуболее точно усвоить порядок происходящих событий.
Особенно яркими и результативными с позицииинформационных технологий получаются уроки изобразительного искусства. ИКТ на уроках в коррекционнойшколе позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоенияучащимися основных знаний, умений и навыков курса начальной школы, обеспечитьразвитие учебно-практической деятельности. Грамотно организованная работа с ИКТна уроках позволяет добиться оптимизации учебного процесса, а использованиекачественных электронных образовательных ресурсов делает реальным для учащихсяполучение более качественного образования.
Проводя уроки сиспользованием ИКТ, я вижу восхищённые глаза своих учащихся,радость и бурю эмоций, которые им тяжело сдержать (рис.3).
Рисунок 3. Обучающиеся 3 А класса МБОУ «Школа №8 с ОВЗ»
ИКТ стала помощником в борьбе за усидчивость на уроке, повысилсяинтерес к предметам, дети стали более организованы, научились работать вгруппах, уважать мнение других. Использование ИКТ развивает не только логику,творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет емувернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать своюработу.
Для меня применение ИКТ явилось действительно темуникальным техническим средством, которое при правильном использовании помоглоповлиять на качество обучения.
Школьникам нравится работать у доски. Если быласделана ошибка, то с помощью ластика сотрут неправильную часть или отменятдействие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя около неё. Более того, им этопросто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессеурока.
ИКТ выводит взаимодействие учащихся со мной нановый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия на доскезавораживают детей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята сталисобранными, внимательными.
Вот и решение проблемы, как научить учащихсявыполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.