Паспорт проекта.
Название проекта:«Огород на окне».
Вид проекта:краткосрочный, творческий,групповой.
Участники проекта:воспитатели, дети, родители.
Срок реализации:1 месяц
Итоговое мероприятие:участие в конкурсе на лучший огород на окне.
Цели проекта:
1. Расширить представления детей о культурных растениях, формировать умениеухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Создать в группеогород на подоконнике.
3. Развивать познавательные и творческие способности.
4. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к егорезультатам;
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояниерастений (полив, рыхление).
Задачи:
— с помощью практической работы сформироватьинтерес к разнообразию посевного материала;
— сделать проект сотворчествомвоспитателей, детей и родителей;
— продолжить знакомитьс особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, перец,картофель, чеснок, горох, фасоль)
— обобщатьпредставление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для ростарастений;
— продолжать развиватьнаблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их сусловиями, в которых они находятся;
— создать дневникнаблюдений для фиксации изменений в огороде;
— закреплять знания детей о строении луковицы, обусловиях, необходимых для роста растения;
— развивать фантазию в теме оформления огорода,подтолкнуть к возможному «Поезду», в вагонах которого будут расти наширастения;
— развивать речь, активизировать словарь (корень,луковица, посадить, углубление, условия, стрелка);
— воспитывать желание добиваться результата, чувствоответственности за участие в общем деле.
Ожидаемыерезультаты проекта:
— дети научатся ухаживать за растениями;
— станут подмечать красоту растительного мира;
— сформируются знания о росте растений вкомнатных условиях
— начнут отражать свои знания, впечатления, мысли ичувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов;
— повысится заинтересованность родителей в совместнойдеятельности с детьми;
— научатся сажать и ухаживать за культурнымиогородными растениями;
— познакомятся с условиями ихсодержания;
— узнают особенности строения растения,узнают много интересного из жизни растений;
— опытным путем исследуют условиянеобходимые для роста культурных растений;
— научатся вести наблюдения.
Методические приемы работы с детьми:
—наблюдения,
— эксперименты,
— организованная деятельность,
— беседы с рассматриванием картинок,
— чтение художественной литературы,
— заучивание стихотворений;
— театрализованная игра сободками-овощами;
— продуктивная деятельность,
— хороводные, подвижные, дидактическиеигры;
— загадки, пословицы, поговорки;
— физминутки;
— пальчиковая гимнастики;
— рефлексия;
— итоговое совместное фото.
Наглядная информация:
— иллюстрации по теме (виды овощей, строение лука,строение растения);
— дневник наблюдения;
— раскраски;
— настольные игры;
— муляжи овощей;
— аудиосказки;
— буклеты для детей и их родителей.
Взаимодействиес родителями:
— предложить родителям помочь в организации проведения проекта, а также параллельного
выращивания некоторых растений у себя дома;
— консультация для родителей в виде буклетов;
— стихи для заучивания дома с детьми;
— индивидуальные беседы по теме;
— рекомендации;
— наглядные информационные материалы;
— выполнение творческих заданий;
— анкетирование.
I этап –подготовительный.
— подобрать методическуюлитературу по теме;
— подобратьхудожественную литературу для чтения детям;
— систематизировать иоформить дидактические материалы в соответствии с планом проекта;
— информационный материалдля родителей (буклеты);
— составить перспективныйплан мероприятий;
— подобратьдидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины,настольные игры, муляжи овощей);
— анкетированиеродителей;
— пополнить картотекупальчиковых и подвижных игр по теме;
— планирование ипроведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми;
— материалы дляэкспериментирования (семена для посадки, грунт и горшки);
— работа с родителями(ознакомление с проектом, сбор необходимого материала);
— подготовка семян.
II этап — основной.
1.Социально-коммуникативное развитие.
— беседы о строении растений, условиях выращивания семян,сроках всходов семян;
— помощь детей в подготовке подоконника для размещения«Зеленого поезда»;
— сюжетно-ролевые игры «Магазин. Овощной отдел», «Ферма.Посадка огорода», «Дочки-матери: помогаем маме мыть овощи», «Приготовим щи длякукол»;
— установка дежурства поуходу за всходами;
— исследовательская и практическаядеятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:подготовка почвы; отбор хороших семян от плохих; знакомство с моделью трудовогопроцесса; посадка; установка на светлое место; полив; рыхление; оформлениеогорода на окне.
2. Познавательноеразвитие.
— беседа «Строениерастения», «Такие полезные овощи», «Возможно ли вырастить овощи самим?»; «Земля – какая она», «Семена растений отличаются друг от друга», «Овощи, фрукты, полезныепродукты»
— наблюдение за первымивсходами и дальнейшим развитием
— ежедневный полив;
— дидактические игры: «Соберииз частей целое»; «Вершки и корешки», «Чтосначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Мойлюбимый овощ», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», лото «Овощи и фрукты»,кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др;
— рассматривание и сравнение семян (перец,петрушка, укроп, горох, фасоль);
— посадка: лук , чеснок, картофель,перец, горох, фасоль, петрушка, укроп.
3. Речевое развитие.
— заучивание стихотворений об овощах;
— чтение сказок: «Вершкии корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»; Чтение В.Коркина «Что растет у нас на грядке?»; Чтение стихотворения С. В. Михалкова«Овощи»;
— пословицы и поговорки;
— отгадывание загадок по тематике проекта.
4.Художественно — эстетическое развитие.
— раскраски «Овощи»;
— просмотр мультфильма:«Чипполино»;
-хороводные игры: «Хороводная-огородная», «Кабачок»;
-театрализованные игры: «Репка», «Наш огород»;
— красочноеведение дневника наблюдений.
5. Физическое развитие.
— подвижные игры «Овощи —фрукты», «Огород у нас в порядке»,«Огурчик»;
— физминутка «Садовод», «Яблоко»;
— пальчиковая гимнастика;
— игры с массажными дорожками«Грядочки-грядочки».
III этап — заключительный.
— итоговое наблюдение с дальнейшей высадкой на улице;
— совместное фото;
— фото-сравнение: до и после;
— участие в конкурсах по теме;
— положительный эмоциональный настрой детей и ихродителей;
— сотрудничество педагогов с родителями.
Приложение:
Загадки:
· Краснаямышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок — зелёненький лесок. (Редис)
· Кругла, ане месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
· Маленький,горький луку брат.
Взрастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож. если только пожуёшь
Даже маленькую дольку — будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
· На жаркомсолнышке подсох
И рвётся из стручков.? (Горох)
· В огороде –жёлтый мяч.
Только небежит он вскачь.
Он какполная луна,
Вкусные внём семена. (Тыква)
Краснадевица сидит в темнице,
А коса наулице. (Морковь)
В землесидит дед, во сто шуб одет.
Кто егораздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Фиолетовыйкафтан
Носит овощ…(Баклажан)
На грядочкезелёные,
А в баночкесолёные. (Огурцы)
Сто одежек-
Все беззастежек. (Капуста)
Онапрячется от солнца
Под кустомв глубокой норке,
Бурая – немишка,
В норке -но не мышка. (Картошка)
Стихи:
· А. Максакова
Посадила в огородеЧуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.
· Т. Казырина
А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох, уродился, не плох!
На второй редиска, друг от друга близко.
А на третьей репка, и сладка и крепка.
На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой, подрастает ловко.
На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
На девятой арбуз полосатый карапуз.
А десятая отныне, нам подарит даже дыни!
· Ж. Дарк
Летом огород — что город! В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!
Пальчиковые игры
· Самомассажпальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчикамимяч-прыгун).
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянныепальцы)
Есть лимоны, апельсины, (средниепальцы)
Дыни, сливы, мандарины, (указательныепальцы)
Но купили мы арбуз — (большиепальцы)
Это самый вкусный груз. (пальцысжимают в кулак, большой отводят вверх)
· В сад идем мыпогулять
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
· Жил одинсадовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делаютдвижения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан полный разных семян. (Детишагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена. (Детиприседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словнополивают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
· Вот такяблоко вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверхуруками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши надголовой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)