Когдапоявляются звуки в речи ребёнка?
Подготовительныйэтап (0 — 1 год) — «стадия крика и лепета».
Вданном возрасте речи нет, происходит только подготовка к овладению речью. Естьготовый речевой аппарат: периферический отдел (язык, губы, зубы, нёбо, гортаньи т.д.) и центральный отдел (кора головного мозга, проводящие пути ит.д.),звенья которого разобщены. Безусловные рефлексы — плач, крик, сосание — готовятголосовой, дыхательный и артикуляционный отделы речевого аппарата ребёнка, к овладениюречью.
0 — 2 недели: уребёнка присутствуют голосовые реакции — плач и крик.
2 недели — 1 месяц: ребёнокначинает реагировать на голос говорящего с ним человека, следить за нимглазами, живо реагирует на мелодичные песенки. После 1 месяца начинаетреагировать на интонацию.
2 — 3 месяца: появляетсягуление — А, У (гласные), произношение случайное, но уже расчленённое.
4 — 7 месяцев: появляетсялепет, с 6 месяцев произнесение устойчивых звукосочетаний, слогов МА, БА, ПА(по подражанию). Ребёнок начинает различать мелодику речи (тон, темп, ударение,ритм, интонация).
7 — 9 месяцев: ребёнокповторяет более сложные и разнообразные звукосочетания, слогов — БАХ, ПАХ, БАМ,БУМ и т.д. Связывает их с предметами или действиями (машина — БИБИ, кукла -КУКА и т.д.), активно запоминает.
10 — 11 месяцев: происходит«прорыв барьера», появляется СЛОВО, заканчивается подготовительный этап.
Вэтот период особенно большое значение имеют условия формирования речи ребёнка -речевая среда («речевое» окружение), физическое здоровье.
Преддошкольный этап (1 — 3 года) -«активное начало».
Периодстановления активной речи ребёнка. Он активно начинает познавать окружающий мири накапливать словарь. В основном преобладают названия предметов (существительные),названия действий (глаголы).
1,5 года — 10 — 15 простыхпо структуре слов.
2 года — 300 слов.
3 года — 1000 слов.
От 1,5 до 2 летречь ребёнка носит ситуативный характер, понимание им речи, превосходитпроизносительные возможности.
На 2 году жизни ребёнокпроизносит звуки — Э, Ы, О, Г, К, Кь, Сь, Зь, Ль, Й.
На 3 году жизни произноситзвуки — С, З, В, Вь, Ф, Фь, Ш, Ж, Х, Хь, Ц, Ч, Щ.
Ребёнокначинает различать близкие по звучанию звуки. Учится употреблять слова вединственном и множественном числе (нога — ноги, кубик — кубики и т.д.); временаи лица глаголов (видел, играю и т.д.); простые предлоги (в, на, с, у).
Дошкольный этап (3 — 7 лет) — «ребёнок -почемучка».
Наданном этапе жизни ребёнка, отмечается высокая познавательная активность (кто?почему? зачем? и т.д.). Проявление творческих способностей ребёнка -образование новых слов (неологизмов) по аналогии со знакомыми словами (лопатка- копатка, перчатки — пальчатки, поливать из лейки — леять).
3года — 1000 слов.
4года — 1500 слов (существительные — 50%,глаголы — 30 %, прилагательные — 12 %, наречия — 8%).
5лет — 2000 — 3000 слов.
6лет — 4000 слов.
7лет — 5000 — 7000 слов.
Вэтом возрасте ребёнок может допускать ошибки при употреблении существительных вразличных падежах, единственном и множественном числе (лоб — лобы, гнездо -гнезды и т. д.).
В5 лет появляется правильное произношение звуков- Л, Ль, Р, Рь в простых словах. В малознакомых словах эти звуки могутзаменяться.
К6 годам дети могут произносить правильно словасложной звуко — слоговой структуры. Дети узнают звук в потоке речи, могутподобрать слово на заданный звук. Различают повышение и понижение громкостиречи, замедление и ускорение темпа речи.
Развивается внутренняяречь (шёпот).
Школьныйпериод (7 — 17 лет).
Наданном этапе происходит целенаправленная перестройка речи от восприятия иразличения звуков до осознанного использования всех языковых средств(произношение звуков, речевой слух, словарь, грамматический строй речи;самостоятельное составление предложений, фраз, рассказов). Ребёнок овладеваетписьменной речью, процессами письма и чтения. Учится самостоятельно выполнятьшкольные задания, находить ошибки и исправлять их.