ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя |
Шагвалеев Расих Ганиевич |
|
Класс — 9 |
Дата – 02.02.2023 год |
|
Тема урока |
Магнитное поле |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|
Форма учебной деятельности |
Групповая |
|
Цель урока |
Сформировать понятие «магнитное поле», «линии индукции магнитного поля»,и умение изображать его графически |
|
Используемые методы ФГОС ООО |
Эвристический; беседа, частично-поисковый метод |
|
Используемые приёмы |
Демонстрационный эксперимент, в том числе использование комплекта цифровой лаборатории «Releon» практическая работа в парах, диалог, обсуждение результатов эксперимента, работа с учебником, заполнение маршрутного листа. |
|
Оборудование, приборы и материалы: |
Наборы магнитов: полосовые, дугообразные ; Компас; Магнитная стрелка на подставке; мультидатчик ( в режиме измерения магнитной индукции), щуп измерения индукции магнитного поля из комплекта цифровой лаборатории «Releon» оборудования «ТОЧКА РОСТА» |
|
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Сохранить мотивацию к учебной деятельности; готовность к саморазвитию и самообразованию, формировать положительное отношение к процессу познания, достигать взаимопонимание при работе в группе |
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и оценивают правильность выполнения действий |
Научить делать выводы о возможности изображения магнитного поля в виде магнитных линий, их замкнутости, направленности, густоте расположения в зависимости от величины магнитного поля; изображать магнитное поле графически; анализировать, обобщать, делать выводы; применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни; работать с текстом учебника |
Задачи урока |
образовательная –сформировать и закрепить знания о магнитном поле, об источниках, его порождающих, его свойствах; способствовать формированию умений применять знания на практике, развивающая: обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в формировании представлений о процессе научного познания, работать в группах, совершенствовать речь, логическое мышление, анализировать воспитательная – воспитывать познавательный интерес к обучению, умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также умение вести диалог и выступать перед аудиторией. |
|
Основные понятия |
Магнитное поле, линии магнитной индукции |
|
Оборудование |
Учебник «Физика 9 класс». А.В. Перышкин, Е.М.Гутник; маршрутные листы, компьютер, интерактивная доска, оценочные листы, магниты дугообразные и полосовые, стальные скрепки, металлические опилки, 2-3 магнитные стрелки, источник тока, проводники. |
Структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Формирование УУД |
Этап 1 Организационный
|
Приветствие обучающихся. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Приветствие учителя. Готовность к уроку: наличие учебника, тетради. |
Организация внимания обучающихся. Проверка готовности к уроку, создание ситуации успеха. |
Этап 2 Актуализация опорных знаний
|
Обучающимся предлагается выполнить два первых задания в маршрутном листе: I. Даны ряды слов (словосочетаний). В каждом ряду три слова (словосочетания) объединены общим понятием, четвертое к ним не относится. За минуту найти лишние слова (словосочетания) и вычеркнуть их. 1. Электрон, протон, нейтрон, неон. 2. Электромагнит, соленоид, соль, магнит. 3. Магнит, стальная скрепка, стеклянный шарик, железный гвоздь. II. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой. перемещение, радуга, небосвод, соленоид,лямбда,фокус, овал, логарифм, абскура, порт,формуляр, индукция, дидукция,интерференция
После проверки и обсуждения правильных ответов с помощью презентации на мультимедийной доске предлагает сформулировать тему урока |
Заполняют начало маршрутного листа, советуются друг с другом
Формулируют тему урока |
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и готовность к учебной деятельности Познавательные: построить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные: строить монологические высказывания и диалог Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
Этап 3 Создание проблемной ситуации |
Учитель побуждает учащихся на создание проблемной ситуации.
Что представляет собой магнитное поле? |
Слушают учителя, высказывают свои предположения.
|
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
Этап 4 Целеполагание |
Подводящий диалог для формулирования учениками цели урока Чем порождается магнитное поле? В чём заключается гипотеза Ампера? Как магнитное поле можно показать схематически на чертеже? Предлагает составить план работы по изучению новой темы. (учитель записывает на доске план урока):
Цель урока записывается на доске: разобраться в том, что такое магнитное поле, его источники и схематическое изображение. |
Обсуждают и пытаются самостоятельно формулировать цель. Составляют план работы по изучению новой темы. 1. Определение магнитного поля. 2. Источники магнитного поля. 3. Свойства магнитного поля. 4. Графическое изображение магнитного поля. 5. Значение магнитного поля для Земли и землян. |
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текста и иллюстраций в учебнике; ориентироваться на разнообразие способов решения задач Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Этап 5 «Открытие» новых знаний |
Предлагает вспомнить, побуждает учащихся к теоретическому изучению материала. 1. Какие виды материи существуют в природе? 2. Чем поле отличается от вещества? 3. Какие тела обладают магнитными полями? 4. Каково молекулярное строение тел? 5. Каково строение атомов? 6. Как можно создать магнитное поле опытным путём? 7. В чём суть гипотезы Ампера? Демонстрирует опыт Эрстеда по обнаружению магнитного поля с помощью магнитной стрелки, расположенной под проводником с током. Предлагает провести исследования. Организует работу в парах, предлагая 1. С помощью стальных скрепок выяснить, какие части магнита проявляют наиболее сильные магнитные свойства. 2. Поместить на постоянный магнит лист плотной бумаги и насыпать на него металлические опилки. Слегка постучав по листу с опилками карандашом, убедиться в том, что опилки выстраиваются вдоль определённых линий. 3. Пронаблюдать, где магнитные линии, вдоль которых выстроились опилки, расположены гуще? Реже? О чём это может свидетельствовать? Делает записи и чертежи на доске. |
Участвуют в обсуждении. Работают с учебником стр.165, находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. Беседуют друг с другом и учителем. В ходе работы выясняют (вспоминают), что магнитное поле -это особый вид материи, который существует объективно, порождается движущимися электрическими зарядами. В постоянных магнитах, согласно гипотезе Ампера, элементарные кольцевые токи (вращающиеся вокруг атомных ядер электроны) ориентированы одинаково, поэтому созданные ими слабые магнитные поля усиливают друг друга, создавая поле внутри и вокруг магнита.
Работают в парах. В ходе работы выясняют (частично вспоминают из курса 8 класса), что у магнита два полюса, в диалоге вспоминают как называются и обозначаются полюса магнита. В ходе опыта с металлическими опилками выясняют и озвучивают, что магнитное поле можно графически изображать магнитными линиями, которые гуще расположены там, где магнитное поле сильнее, т.е. вблизи полюсов. Магнитное поле бывает однородное и неоднородное. Делают записи и чертежи в маршрутном листе. |
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Физкультминутка |
Электронная физкультминутка: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2018/10/29/tematicheskie-fizminutki-na-uroke-fiziki |
Участвуют в физкультминутке |
Личностные: снятие мышечного статистического напряжения, закрепление или повторения понятия или явления в физике |
Этап 6 Усвоение, закрепление полученных знаний
|
Организует просмотр опыта по наблюдению поведения нескольких магнитных стрелок в одном магнитном поле, обсуждение и анализ полученных результатов. |
Наблюдают, приходят к выводу о том, что магнитные линии имеют направление. Сравнив результаты опыта с изображением рисунков 105 и 107 на стр. 166-167 учебника формулируют вывод о том, что магнитные линии направлены туда, куда северным полюсом указывают магнитные стрелки, помещённые в исследуемое магнитное поле. Делают записи и чертежи в маршрутном листе |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: определять причины и следствия; творчески объяснять результаты работы |
Этап 7 Домашнее задание |
Домашнее задание: §38, упражнение 35 (устно).Творческое задание: изобразите в тетради магнитное поле Земли. |
Записывают в дневник д/з |
Личностные: осознают индивидуальную траекторию образования |
Этап 8 Рефлексия |
Предлагает подумать и обосновать наличие влияния магнитного поля на жизнь на Земле. Предлагает учащимся проанализировать достигли ли они цели, поставленной в начале урока.
Просит оценить свою работу и работу своих товарищей. |
Оценивают свою работу (самооценка) Отмечают какое значение имеет материал урока. Что нового узнали на уроке Ответы учащихся Продолжите предложения: |
Личностные: использовать знания о магнитном поле Земли, магнитных бурях, их влиянии на организм человека |
1. магнитная стрелка.
2. мультидатчик Releon.
3. полосовые и подковообразные магниты.
4. набор магнитов.
5. набор компасов.
6. результаты измерений на экране ноутбука.
7. электромагнит.
8. графика изменения магнитной индукции.
9. настройка иподключение оборудования цифровой лаборатории «RELEON»