Минимальный гуманизм тесно связан с тем, что в философии принято называть субъективным идеализмом . Здесь все исходит из предпосылки, что индивидуум всегда остается самим собой, строго тождественным самому себе. Такой статический индивидуум не может вступать в прямой контакт с тем, что лежит вне его границ, он имеет об этом только представления, гипотезы, рассудочные конструкции. Он может стремиться к возвышению, к идеалу, но пределы такого стремления строго ограничены, человек ни при каких обстоятельствах не может преодолеть фатальной черты, за которой (здесь чисто гипотетически) находится нечеловеческое.
Наряду с субъективным идеализмом легко можно представить себе и субъективный материализм. Это термин достаточно емкий, поскольку, оставаясь в рамках минимального гуманизма, вполне можно представить себе человека, который отнюдь не стремится к достижению высокого идеала, живет по инерции, удовлетворяясь материальными предметами и вегетативными ощущениями, сближаясь с ритмом и структурой существования зверо-машины. Но и в этом случае минимальный гуманизм признает такого человека именно человеком, т.е. чем-то фундаментально отличным от зверомашины. Механистичность и животность материально ориентированного человека рассматривается здесь не как проявление раскрепощенной естественности, но как следствие морального выбора, т.е. представления и воли, предопределяющих действие (каким бы оно ни было).
Представленная информация была полезной? ДА 58.67% НЕТ 41.33% Проголосовало: 1050 |
|
В рамках минимального гуманизма принципиально не могут использоваться термины сверхчеловек и недочеловек. Минимальный гуманизм утверждает, что сверхчеловеков и недочеловеков нет и не может быть, что есть очень плохие (или очень хорошие), но люди, находящиеся в антропологической нише . видового же регресса или прогресса, перехода через определенную черту антропологической предопределенности быть не может.