Исполнительные комитеты – это коллегиальные государственные органы, которые осуществляют исполнительную власть в рамках административно-территориальных единиц.
Исполнительные комитеты, таким образом, в отличие от местных Советов депутатов входят в исполнительную ветвь власти. Существуют такие же территориальные уровни исполкомов, как и уровни местных Советов депутатов.
Нижестоящие исполкомы подотчетны и подконтрольны вышестоящим исполкомам и Президенту. Областные и Минский городской исполкомы подотчетны и подконтрольны также Правительству, но лишь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства. Из Конституции Беларуси следует, что исполкомы подотчетны и местным Советам депутатов по ряду вопросов (например, по вопросам исполнения бюджета).
Исполкомы не относятся к представительным органам, так как они формируются путем назначения.
Система исполкома включает:
1.Председатель .
2.Заместители Председателя (до 5) .
3.Структурные подразделения .
4.Комитеты .
5.Управления .
6.Отделы.
Компетенция исполкомов. В рамках своей управленческой компетенции исполкомы: 1.Разрабатывают программы экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц, представляя их на утверждение местным Советам депутатов .
2.Организуют исполнение названных программ и представляют местным Советам депутатов отчеты о реализации данных программ .
3.Разрабатывают проекты местных бюджетов и направляют их на утверждение местным Советам депутатов .
4.Организуют исполнение местных бюджетов и представляют соответствующие отчеты местным Советам депутатов .
5.Распоряжаются коммунальной собственностью.
Исполком – коллегиальный орган, поэтому все его решения должны приниматься путем голосования членов исполкома. Правовые акты исполкомов так и называются – решения. Как и решения местных Советов депутатов, акты исполкомов могут носить нормативный либо индивидуально-правовой характер.
Несмотря на коллегиальный характер исполкома, его Председатель обладает и некоторыми важными единоличными полномочиями: Назначает всех остальных сотрудников исполкома, руководителей организаций коммунальной формы собственности.
Местные администрации – это коллегиальные государственные органы, которые осуществляют исполнительную власть в рамках территориальных единиц, а не административно-территориальных единиц: например, в районах городов.
Руководитель местной администрации называется Главой. Глава местной администрации назначается Председателем городского исполкома.
Администрации обладают несколько меньшими полномочиями, например, они не составляют и не организуют исполнение местного бюджета.