«Описательно-повествовательнаяречь умственно отсталых обучающихся»
Описательно-повествовательнаяречь умственно отсталых детей отличается неполнотой и непоследовательностью,что обусловлено различными причинами. Развить её можно путём систематическихупражнений. Умение передавать в связной форме чужие мысли вырабатываются преждевсего на основе разного рода устных и письменных сочинений.
В изложениях исочинениях обучающиеся делают много ошибок, помимо орфографических допускаютмногочисленные лексические ошибки (неправильно употребляют слова),синтаксические (неправильно строят предложения). Кроме того, нарушают логику,последовательность изложения. Именно эти виды работ вызывают значительныезатруднения у обучающихся и являются самыми нелюбимыми для них.
Работа надписьменным изложением развивает и укрепляет навык грамотного письма, этот видработы очень распространенный в специальной (коррекционной) школе, обогащаетречь детей – олигофренов новыми словами и оборотами, развивает их звуковоеписьмо, повышает культуру речи обучающихся.
Эффективностьобучения написанию изложений зависит от качества подготовительной работы. Цельеё состоит в обучении школьников определенным умениям, определенному способуречевой деятельности. Дети заранее знакомятся с новыми выражениями, выясняютзначение трудных слов и сочетаний. Учитель анализирует текст предстоящегоизложения с точки зрения орфографической сложности и предусматривает повторениеопределённых правил.
Следует включить вработу над образно выразительными средствами языка: подбор синонимов,антонимов, слов, наиболее точно выражающих мысль.
Значение словлучше осознается детьми, если учитель использует на работе различные средстванаглядности, натуральные предметы, картинки, рисунки, макеты и т.д.