Е.П.Прохоров
ИССЛЕДУЯ ЖУРНАЛИСТИКУ
Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ
Учебное пособие
Рекомендовано учебно-методическим объединением по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика»
Москва
«РИП-холдинг» 2005
ББК 76 П78
Посвящается 250-летию Московского Университета
Е. П. Прохоров
П 78 Исследуя журналистику. — М.: РИП-Холдинг, 2005. — 202 с. — (Практическая журналистика)
ISBN 5-900045-66-8
Пособие подготовлено в связи с введением курса «Методология изучения журналистики» и в соответствии с программными требованиями рассматривается вся совокупность методологических проблем исследования журналистики. На основе представления о сущности и задачах изучения журналистики и типов исследований характеризуется совокупность используемых методов и методик, а затем — процесс исследования как движение от определения темы до завершающей работу исследователя интерпретации полученных результатов и их представления в различного типа научных текстах. Прилагается подробная библиография.
Работа выполнена при поддержке факультета журналистики МГУ.
ББК 76
ISBN 5-900045-66-8
ф Е.П. Прохоров, 2005
ф «РИП-Холдинг», 2005
ф Серия — издательство «РИП-холдинг», 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………… 7
1. НА ПУТИ К МЕТОДОЛОГИИ:НАБЛЮДЕНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ОПЫТ. 9
1.1. Методология как научная категория…………………………………….. 13
1.2….и круг чтения…………………………………………………………………………… 15
1.3. Общий взгляд на методологию исследования СМИ…………… 18
2. ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………. 21
2.1. Выбор места в исследовательском мире……………………………… 23
2.2. Типы исследователей и типы открытий……………………………….. 25
2.3. Путь к высотам………………………………………………………………………….. 29
3. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ……………. 36
3.1. Структура научной парадигмы………………………………………………… 40
3.2. Журналистика как объект исследований:
структура и основные понятия……………………………………………………….. 42
3.2.1. И его разное понимание различными исследователями… 44
3.2.2. Проблема терминологии………………………………………………… 46
3.3. Социально-мировоззренческая позиция исследователя…… 51
3.4. Арсенал общенаучной методологии исследователя……………. 58
4. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МЕТОДОЛОГИИ……………………….. 61
4.1. Основы дискурсивной эвристики…………………………………………….. 61
4.2. Интуитивная эвристика……………………………………………………………. 68
4.3. На пересечении дискурсивного и интуитивного.
«Психо-логика» частных и сводных методов………………………………. 73
4.3.1. Частные методы……………………………………………………………. 73
4.3.2. Сводные методы исследования……………………………………… 82