Д 08 К 60
2) На сумму НДС, указанную в счетах поставщиков.
Д 18/1 К 60
3) На сумму заработной платы рабочих за погрузку, разгрузку, монтаж объектов основных средств.
Д 08К 70
4) На стоимость материалов, израсходованных при строительстве, монтаже объектов основных средств.
Д 08 К 10
При принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету фактические затраты по их приобретению (возведению) списываются проводкой:
Д 01 К 08
При перечислении с расчетного счета денежных средств поставщику в оплату за объекты основных средств:
Д 60 К 51
Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд, отражается проводками:
1) Д 01 К 75/1
При получении основных средств безвозмездно от юридических и физических лиц составляются записи на их рыночную стоимость:
1) Д 01 К 98/2
При оприходовании основных средств, выявленных в качестве излишних при проведении инвентаризации, составляются проводки:
1) Д 01 -К 92/1
3 Объектами начисления амортизации (амортизируемым имуществом) являются основные средства и нематериальные активы предприятий как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности. Порядок начисления амортизации регулируется «Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов»
|
|
Амортизация начисляется ежемесячно исходя из принятых предприятием самостоятельно в соответствии со сроками полезного использования норм амортизации и их амортизируемой стоимости. Начисление амортизации по объектам основных средств, вновь введенным в эксплуатацию, начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию. Начисление амортизации прекращается: по выбывшим объектам основных средств – с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия . по самортизированным объектам основных средств – с первого числа месяца, следующего за месяцем полного включения стоимости данных объектов в издержки производства.
Начисление амортизации осуществляется одним из трех способов:
1. Линейный способ заключается в равномерном начислении амортизации в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из амортизируемой стоимости объекта основных средств и срока его полезного использования путем умножения амортизируемой стоимости на принятую годовую линейную норму амортизации.
2. Нелинейный способ начисления амортизации применяется в отношении передаточных устройств, рабочих и силовых машин, оборудования, вычислительной техники, транспортных средств, которые непосредственно участвуют в процессе производства продукции, работ, услуг, а также объектов лизинга. При нелинейном способе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается методом суммы чисел лет срока полезного использования либо методом уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения до 2,5 раз.
|
|
Применение метода суммы чисел лет предполагает определение годовой суммы амортизационных отчислений исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и отношения, в числителе которого – число лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Расчет амортизации служит основанием для следующих бухгалтерских записей:
1) На сумму амортизации по производственному оборудованию цехов основного производства. Д 25/1 К 02
2) На сумму амортизации по зданиям, сооружениям, инвентарю и другим объектам основных средств цехов основного производства.
Д 25/2 К 02
3) На сумму амортизации по основным средствам цехов вспомогательного производства.
Д 23К 02
4) На сумму амортизации по основным средствам общезаводского назначения.
Д 26К 02
5) На сумму амортизации по основным средствам обслуживающих производств и хозяйств.
Д 29 К 02
6) На сумму амортизации по основным средствам торговых предприятий.
Д 44/2 К 02
4 В зависимости от объема, характера и периодичности проведения работ различают текущий, средний и капитальный ремонт основных средств.
При текущем ремонте производятся мелкие работы по устранению неисправностей, окраске предметов, регулированию механизмов, замене некоторых деталей.
Капитальный ремонт является наибольшим по объему, сложности и стоимости. При этом осуществляется полная разборка, замена и восстановление изношенных деталей и узлов, а также замена изношенных конструкций зданий и сооружений.
Средний ремонт проводится в промежутках между текущим и капитальным ремонтом. Средний ремонт – это частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление (замена) части деталей.
В бухгалтерском учете все три вида ремонтов объединяются, поскольку источники их покрытия (финансирования) одинаковы. Текущий и средний ремонт выполняются, как правило, хозяйственным способом, т.е. силами своих ремонтных цехов. Капитальный ремонт может производиться как хозяйственным, так и подрядным способом.
Произведенные расходы по ремонту основных средств отражаются следующими бухгалтерскими записями:
1) На стоимость использованных при ремонте запасных частей и материалов.
Д 23/3 — К 10
2) На сумму начисленной заработной платы за выполнение ремонтных работ (с отчислениями от фонда оплаты труда).
Д 23/3 — К70 (68, 69, 76)
3) На сумму амортизации по объектам основных средств, используемым при ремонте.
Д 23/3 К 02
4) На долю общепроизводственных расходов.
Д 23/3 К 25
5) На долю общехозяйственных расходов.
Д 23/3 К 26
Указанные расходы отражаются в журнале-ордере № 10.
По окончании месяца расходы по ремонту основных средств, собранные по дебету счета 23/3, списываются по направлениям затрат проводками:
1) На сумму затрат по ремонту основных средств цехов основного производства.
Д 25 К 23/3
2) На сумму затрат по ремонту основных средств общезаводского назначения.
Д 26 К 23/3
3) На сумму затрат по ремонту основных средств непромышленных производств и хозяйств.
Д 29 К 23/3
Если расходы на капитальный ремонт основных средств в течение года неравномерны, и в отдельные периоды значительны, то затраты на его проведение предварительно учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов» (когда предприятие не создает ремонтный фонд или резерв):
|
|
Д 97 К 02, 10, 16, 25, 26, 68, 69, 70, 76
Эти записи отражаются в журнале-ордере № 10.
В дальнейшем расходы, собранные на счете 97, списываются с него равными долями на счета производственных затрат в течение периода, определенного учетной политикой, что отражается проводками:
Д 25, 26, 29 К 97
Для учета ремонтного фонда или резерва используют синтетический пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Отчисления в ремонтный фонд отражаются в журнале-ордере № 10 ежемесячно следующими бухгалтерскими проводками:
Д 25, 26, 29 К 96
В дальнейшем фактические затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного таким образом ремонтного фонда (резерва). При этом составляются проводки:
Д 96 – К 02, 10, 16, 25, 26, 68, 69, 70, 76
При выполнении ремонтных работ сторонними подрядными организациями, суммы расходов согласно предъявленного счета подрядчика за выполненный объем ремонтных работ (без НДС) отражаются в бухгалтерском учете проводками:
Д 25, 26, 29, 96, 97 — К 60
На сумму НДС, включенного в счет подрядной ремонтной организации:
Д 18/3 К 60
Погашение задолженности подрядчику отражается проводкой:
Д 60 К 51
5 Основными причинами выбытия основных средств могут быть:а) ликвидация вследствие морального или физического износа, аварий или стихийных бедствий .б) продажа другим юридическим или физическим лицам .в) безвозмездная передача с разрешения собственника или уполномоченного органа .г) передача в качестве вклада в уставный фонд дочернего или иного предприятия .д) недостача, выявленная инвентаризацией.
Выбытие основных средств из эксплуатации оформляется «Актом на списание основных средств» или «Актом на списание автотранспортных средств».Эти документы составляются в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию, а второй остается у материально-ответственного лица, на хранении которого был объект основных средств. В актах указывается наименование выбывающего объекта, его инвентарный номер, стоимость, год изготовления, причина выбытия, а также производится расчет финансового результата от списания объекта.
|
|
На основании бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках, которые затем изымаются из картотеки.
Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от этих операций используется счет 91 «Операционные доходы и расходы»: по дебету субсчета 91/2 отражается остаточная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с выбытием, а по кредиту субсчета 91/1 – выручка от продажи объектов, стоимость материальных ценностей (запасные части, металлолом), поступивших в связи с ликвидацией основных средств по ценам возможного использования.
При выбытии основных средств составляются следующие бухгалтерские проводки:
1) На первоначальную стоимость выбывающего объекта.
Д 01/ К 01
2) На сумму амортизации, начисленной по выбывающему объекту.
Д 02 К 01/
3) На остаточную стоимость выбывающего объекта.
Д 91/2 К 01
4) На суммы затрат, связанных с выбытием основных средств:
а) На стоимость материалов, израсходованных при ликвидации основных средств.
Д 91/2 К10
б) На сумму заработной платы рабочих, начисленной за демонтаж объекта.
Д 91/2 К 70 (68, 69, 76)
5) На стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств.
Д 07, 10 К 91/1
6) На сумму выручки от продажи основных средств.
Д 51 (62, 76)К 91/1
7) На сумму НДС, начисленного от оборота по продаже и прочему выбытию основных средств.
Д 91/3 К 68
Финансовый результат (прибыль или убыток) от списания основных средств – это разница между оборотом по кредиту субсчета 91/1 и суммой оборотов по дебету субсчетов 91/2, 91/3.
При выявлении недостачи основных средств в ходе инвентаризации на остаточную стоимость недостающего объекта составляется запись:Д 94 К 01
При безвозмездной передаче основных средств остаточная стоимость списывается на финансовый результат, что отражается проводкой:Д 92/2 К 01
Синтетический учет выбытия основных средств ведется в журнале-ордере № 13.
6 Одной из форм контроля обеспечения сохранности основных средств является периодическое проведение инвентаризации. Инвентаризация в обязательном порядке проводится в следующих случаях:
– при передаче имущества в аренду .
– при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества .
– ежегодно перед составлением годового отчета .
– при смене материально-ответственных лиц .
– при установлении фактов хищения, недостачи или порчи ценностей .
– в случае пожара или других стихийных бедствий.
Инвентаризация проводится специальной комиссией, назначаемой руководителем предприятия. Результаты инвентаризации фиксируются в инвентаризационных описях формы № инв-1, где указывается наименования объектов, инвентарные номера, места эксплуатации, количество объектов по данным бухгалтерского учета и их фактическое наличие. Опись составляется в одном экземпляре и подписывается материально-ответственным лицом и всеми членами инвентаризационной комиссии.
Результатом инвентаризации может быть выявление недостачи или излишка объектов основных средств. Оценка выявленных неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, а износ определяется экспертами по действительному техническому состоянию объекта.
На выявленные излишние объекты составляются инвентарные карточки, а в бухгалтерском учете следующие проводки:
1) Дебет счета 08 2) Дебет счета 01
Кредит счета 92/1 Кредит счета 08
Недостача основных средств возмещается виновными лицами по рыночным ценам. В тех случаях, когда таковые не установлены или судом отказано во взыскании с них стоимости объектов, недостача относится на финансовый результат.
При этом в бухгалтерском учете составляются следующие проводки:
1) На первоначальную стоимость недостающего объекта.
Дебет счета 01 Кредит счета 01
2) На сумму амортизации, начисленной по недостающему объекту.
Дебет счета 02 Кредит счета 01/
3) На остаточную стоимость недостающего объекта.
Дебет счета 94 Кредит счета 01/
4) На сумму ущерба, подлежащего взысканию с виновных лиц.
а) на остаточную стоимость.
Дебет счета 73/2 Кредит счета 94
б) на разницу между рыночной и остаточной стоимостью.
Дебет счета 73/2 Кредит счета 98/4
5) При внесении суммы недостачи в кассу (удержании из заработной платы).
Дебет счета 50 (70) Кредит счета 73/2
6) Если виновное лицо не выявлено или судом отказано во взыскании.
Дебет счета 92/2 К 94
Результаты переоценки отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
1) На сумму увеличения стоимости основных средств.
Дебет счета 01 Кредит счета 83
2) На сумму увеличения амортизации основных средств.
Дебет счета 83 Кредит счета 02
7 Нематериальными активами признаются права и затраты, связанные с созданием объектов интеллектуальной собственности и программного обеспечения, используемые в процессе производства и управления: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства, права пользования природными ресурсами, монопольные права и привилегии, лицензии на виды деятельности, торговые марки, товарные знаки, брокерские места на бирже. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, но обеспечивают получение дохода в течение длительного периода времени или постоянно.
Учет состояния и движения нематериальных активов осуществляется на счете 04 «Нематериальные активы». Счет активный. Дебетовое сальдо отражает первоначальную стоимость находящихся в распоряжении предприятия нематериальных активов. Оборот по дебету – первоначальную стоимость приобретенных или поступивших нематериальных активов. Оборот по кредиту – первоначальную стоимость выбывших или списанных нематериальных активов.
При поступлении нематериальных активов составляются следующие бухгалтерские проводки:
1. При приобретении за плату у других предприятий и физических лиц.
Дебет счета 08 Кредит счета 60
2. При создании на предприятии (на сумму затрат по созданию).
Дебет счета 08 К-т 10, 68, 69,70,71,76
3. При поступлении от учредителей в качестве вклада в уставный фонд.
Дебет счета 08 Кредит счетов 75/1
4. При поступлении от других предприятий безвозмездно.
Дебет счета 08 Кредит счетов 98/2
5. При принятии в эксплуатацию.