X-PDF

Статья 24

Поделиться статьей

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

(1) Постановление от 18 февраля 2000 года № 3-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации 2000. № 9. Ст. 1066)

Правовые категории в Постановлении: право свободно искать и получать информацию . право каждого знакомиться с собираемыми органами государственной власти материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы . соразмерность ограничений права на информацию . гласность в деятельности прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора.

Заявитель: гражданин Б. А. Кехман (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: предписания, освобождающие прокурора и следователя от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов проводимых проверок при осуществлении прокурорского надзора, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, и тем самым полностью исключающие в правоприменительной практике прокуратуры доступ к информации.

Позиция заявителя: предусмотренное оспариваемой нормой регулирование прав и обязанностей прокурора нарушает конституционные права, предусмотренные статьями 24 (часть 2) и 56 (часть 3) Конституции РФ.

Итоговый вывод решения: оспоренное положение не соответствует Конституции РФ, ее статьям 24 (часть 2), 29 (часть 4), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), так как по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, оно во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Вместе с тем пункт 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является не противоречащим Конституции постольку, поскольку, выступая в качестве гарантии от недопустимого вмешательства в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации, он освобождает прокурора и следователя от обязанности давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, если этим не нарушается вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции право, ограничения которого возможны лишь при их надлежащем установлении федеральным законом, как это имеет место, в частности, в действующих ГК РФ, УПК РСФСР, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», то есть в целях обеспечения охраны государственной тайны, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью.

Мотивы решения. (а) Согласно статье 24 (часть 2) Конституции РФ, органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, то есть если законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обеспечивающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

(б) Ограничения прав и свобод в сфере получения информации не допускаются, если они прямо не предусмотрены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации.

(в) Информация, полученная при осуществлении органами прокуратуры надзора за исполнением законов, которая, исходя из Конституции и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы.

(г) Поскольку Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривает ни конкретные основания для ограничения вытекающего из Конституции права на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, до принятия соответствующего федерального закона, ни процедуру проверок при осуществлении прокурорского надзора, то ограничение названного конституционного права допустимо лишь в случаях и порядке, предусмотренных иными действующими федеральными законами, устанавливающими специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием.

(д) В тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может использовать способы регулирования, которые посягали бы на само существо того или иного права, искажали бы его или ставили бы его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, и, наконец, исключали бы его судебную защиту. При этом, обеспечивая защиту данного права, суд не может быть лишен возможности определять, обоснованно ли по существу признание тех или иных сведений не подлежащими распространению.

Конституционным Судом РФ были использованы также и другие правовые позиции, сформулированные им ранее, в частности: о недопустимости формулирования законодателем таких положений, которые в силу своей неопределенности и при отсутствии законных пределов усмотрения правоприменителя могут применяться произвольно (см.: Постановления от 25 апреля 1995 года № 3-П . от 16 марта 1998 года № 9-П) . о требовании соразмерности, то есть запрете чрезмерных мер при введении законодателем ограничений прав и свобод в качестве средств защиты публичных интересов, с тем чтобы такие ограничения были адекватны социально необходимому результату, строго соответствовали конституционно одобряемым целям, а не обосновывались бы целями одной только рациональной организации деятельности органов власти (см.: Постановления от 27 марта 1996 года № 8-П . от 13 июня 1996 года № 14-П . от 15 января 1998 года № 2-П).

Вопросы выявления конституционно-правового смысла статьи 24 Конституции РФ также затрагивались Конституционным Судом РФ в Постановлениях: (1) от 14 мая 2003 года № 8-П . (2) от 31 марта 2011 года № 3-П.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет