Содержание должно быть преподнесено определенным образом, пока не появится форма, произведения не будет. Поиски формы и содержания – процессы синхронные. План содержания: тема, идея, проблемапроблематика.
Тема – 1) художественная действительность в ее художественном аспекте: не то, что непосредственно изображено (сюжет), а то, что этот сюжет значит, выражает . 2) некоторая установка, которой подчинены все элементы произведения, некоторые интенции, реализуемые в тексте . 3) круг явлений реальности, воплощаемый писателем…это круг явлений, к которому уже прикоснулась художественная мысль.
Тема – жизнь, воспроизведенная под определенным углом. Но надо отличать тему и предмет изображения. Писатель всегда пишет о том, что хорошо знает. Пр. Гоголь – мир Украины, петербургская действительность. Островский – Замоскворечье.
Тема бывает обусловлена идеологическими пристрастиями писателя. Пр. сатирическое направление – обличение порока, несовершенство жизни «тема грешного человека» и т.д.
Тема всегда внеоценочна. Если писатель обращается к кругу тем, это не значит, что тема плохая.
Темы: конкретно-исторические и вечные. Рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране. Более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного временеи. Пр. «тема разрушения деревни». Вечные темы: повторяющиеся в разные эпохи, те, что связаны с человеком как таковым. Пр. тема жизни и смерти, тема матери у Горького, тема отцов и детей, детства, любви, войны и т.д.
Проблема:
— выделение какого-то конкретного аспекта, акцент на нем . разрешается по мере развития произведения. Пр. Герцен «Кто виноват?» — четко поставленная проблема . Гончаров «Обыкновенная история» — порядок вещей.
Бахтин: 2 направления проблематики: романная и нероманная (как автор подходит к пониманию человека). Поспелов: мифологическая, национально-историческая, нравоописательная, романная проблематика. Есин: мифологическая – фантастико-генетическое осмысление тех или иных явлений культуры и природы. Пр. Булгаков «Мастер и Маргарита». Социально-культурная – устойчивые общественные отношения, условие и образ жизни той или иной части общества. Романная – личностное начало.
Идея – авторское решение вопроса, как он понимает тему. Может выражаться: декларативно, на скрещении разных идей. Монологические и.?..типы сознания, столкновение множества равноправных идей.