X-PDF

Антимонопольное регулирование

Поделиться статьей

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности. Соче­тание между этими началами должно быть оптимальным — максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклоне­ния от оптимума чреваты для общества значительными потеря­ми. Тесная связь рынка и конкуренции объясняется тем, что только при рыночных отношениях возникает свобода поиска и выбора наиболее рациональных действий в экономическом пространстве.

Конкуренция — это соперничество между участниками ры­ночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров . это состязательная работа между товаропро­изводителями за наиболее выгодные сферы приложения ка­питала, рынки сбыта и одновременно весьма действенный ме­ханизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция порождается объективными усло­виями: хозяйственной обособленностью каждого производите­ля, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами за покупательский спрос.

Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкнове­ние их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям, с целью достижения приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или до­хода. Из данного определения можно сделать вывод о том, что борьба за потребителя должна быть непременным условием су­ществования любого предприятия в условиях рынка. Как пока­зывает опыт, конкуренция вынуждает предпринимателей по­стоянно искать и находить новые виды товаров, услуг, которые могли бы пользоваться спросом, выпускать продукцию высоко­го качества по разумным ценам для удержания покупателя.

Таким образом, рынок, конкуренция поворачивают эконо­мику лицом к человеку, делают всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении потребностей, выражаемых через спрос. Они действуют эффек­тивно, формируя (посредством цен) сигналы для инвесторов, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, по­вышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.

Конкурентный рынок существует в условиях множества продавцов и покупателей, не имеющих возможности оказы­вать непосредственное воздействие на цены, объем производ­ства и другие экономические параметры. Развитие крупного производства, особенно на рубеже XIX—XX вв., способствова­ло возникновению монополий, монополизированных рынков, что нарушает механизм рыночного равновесия, основанного па эффективной конкуренции, и в свою очередь приводит к не­обходимости вмешательства государства в ход конкурентной борьбы.

В странах с развитой рыночной экономикой на протяже­нии длительного периода времени существует законодательное ограничение монополизма. Более того, во многих из них еще в прошлом веке монополизм был квалифицирован как эконо­мическое преступление против общества. Результатом стала разработка специальных законов, направленных на предотвра­щение или ослабление отрицательных последствий монополи­зации рынков.

Применение антимонопольного законодательства осуществляется через институциональный механизм, включа­ющий специальный административный орган: в США — Уп­равление по антитрестовской деятельности Министерства юс­тиции, в Англии — Генеральный директорат по справедливой торговле, в Германии — Федеральное ведомство по картелям, во Франции — Совет по конкуренции, в Японии — Компания по справедливым сделкам.

Антимонопольное регулирование представляет собой комп­лекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, что­бы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допу­стить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нор­мальному функционированию.

Антимонопольная политика — комплекс мер, направлен­ных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монопо­листических действий и недобросовестной конкуренции, устра­нение административных барьеров и обеспечение равных усло­вий для всех участников рынка, формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил.

Целями антимонопольной политики являются:

– оптимизация структуры рынка .

– воздействие на экономическое поведение субъектов .

– корректировка экономических результатов.

Принципы реализации антимонопольной политики заключается в следующем:

– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроля за процессами концентрации капитала .

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции .

– разумный подход к нормам антимонопольного законода­тельства, направленный на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции .

– законность, гласность и публичность в действиях антимо­нопольных органов.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Ее проведение способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективной защиты прав собственников и обеспечению равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монопо­листической деятельности и развитии конкуренции», опреде­ляющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходи­мых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.

Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в ан­тимонопольном законодательстве, законодательстве в области у предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребите­лей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

Демонополизация, т.е. политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции, предпо­лагает:

– предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке .

– запрещение соглашений о разделе рынков .

– запрещение переплетающихся директоратов .

– приобретение акций конкурирующей фирмой.

Основными направлениями демонополизации является:

– формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий .

– разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции .

Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

– государственное регулирование деятельности монополий .

– контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо­зяйствующих субъектов, приобретением акций.

Для координации и проведения работ по демонополизации в 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по анти­монопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуще­ствлением рекламной деятельности.

Министерство было лик­видировано в сентябре 2001 г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции, бы­ли возложены на Министерство экономики Республики Бела­русь. Как уполномоченный орган государственного управления Минэкономики формирует и ведет Государственный реестр хо­зяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние па товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занима­ющих доминирующее положение, представляет собой перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики и преобладающих на республикан­ском и местных товарных рынках по определенному товару. По состоянию на 01.01.2011 г., Реестр включает 532 хозяйству­ющих субъекта, в том числе 156 из них занимают доминиру­ющее положение на республиканском и 376 — на местных то­варных рынках.

Число организаций — монополистов республиканского и местного уровней в Беларуси на 1 января 2011 г. составляло 738. Большинство из них сосредоточено в машиностроении и металлообработке. По удельному весу в выпускаемой продук­ции предприятия-монополисты лидируют в химической и неф­техимической, стекольной и фарфорово-фаянсовой промыш­ленности, черной металлургии.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую об­щность, постоянно противостоят друг другу и являются не­отъемлемой частью рыночных отношений. Рассмотрим основ­ные их типы.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах дея­тельности, где достаточно много продавцов и покупателей иден­тичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в со­стоянии влиять на цену товара. Чистая монополия является антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует толь­ко один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Особое место занимают естественные монополии (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммунальное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозможна или экономически нецелесообразна. Как правило, естествен­ные монополии находятся в собственности государства или дей­ствуют под его контролем. Их регулирование направлено в пер­вую очередь на достижение баланса интересов потребителей и производителей соответствующих товаров и услуг, обеспечение полного покрытия экономически оправданных издержек пред­приятия и создание условий для адекватного инвестирования в развитие производства.

Монополистическая конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отли­чие от совершенной в условиях монополистической конкурен­ции каждая фирма продает особый вид товара, отличающийся от других качеством, оформлением, практичностью (дифферен­цированный продукт). Данный тип конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сеть ресторанов, станций технического обслуживания, банков­ские учреждения), а также ряда производящих отраслей (вы­пуск компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалко­гольных напитков, стирального порошка и др.).

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), осуществляющих половину и более об­щих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, мо­гут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными (как при монополистической конку­ренции).

По методам осуществления конкуренцию можно классифи­цировать на:

– ценовую, предполагающую продажу товаров или предло­жение услуг по ценам ниже, чем у конкурентов .

– неценовую, основанную па предложении товара лучшего качества с большими надежностью и сроком службы, более вы­сокой производительностью.

В результате процессов реформирования собственности, де­монополизации экономики в Беларуси сформировались товар­ные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем отдельные рынки по своей природе остаются монополизированными, что ведет к необходимости определения статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также применения соответствующих методов государственного анти­монопольного регулирования и контроля за их деятельностью.

Регулирование деятельности субъектов естественных моно­полий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается их наличие, а также стимулирования конкуренции, поддержки предпри­нимательства, устранения препятствий к вхождению на эти рынки новых производителей. В тех сферах, где по объектив­ным технологическим причинам сохраняется состояние есте­ственной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения в области ценообразова­ния, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:

1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией. Настоящий этап развития экономики по-новому ставит пробле­му оценки экономической концентрации при создании хозяй­ственных и финансово-промышленных групп, холдингов и дру­гих объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тен­денциям в экономической концентрации, которые будут пози­тивно воздействовать на конкурентоспособность отечественных производителей.

Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал в целях обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и определенных конкурентных преимуществ товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, предусматривающей формирование цивилизованной конкурентной среды. Цель государственной политики в этом направлении — выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования. Приэтом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную и экологическую безопасность.

Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий.

Составление и открытое ведение реестра монополистов. Внесенным в него предприятиям государство должно уделять повышенное внимание, контролируя их деятельность в области ценообразования, инвестиций, финансов, в том числе путем регулярного проведения аудиторских проверок.

Достижение поставленных задач предполагает совершен­ствование и гармонизацию нормативной правовой базы в соот­ветствии с Соглашением о единых принципах и правилах кон­куренции и Соглашением о единых принципах и правилах ре­гулирования деятельности естественных монополий в рамках Единого экономического пространства (ЕЗП).

Для того, чтобы не допустить возникновения и усиления доминирующего положения субъектов хозяйствования на то­варных рынках и для ограничения конкуренции, будет органи­зован системный контроль над монополистической деятельно­стью. Необходимо также обеспечить взаимодействие антимоно­польных и правоохранительных органов для выявления кар­тельных соглашений, усилить ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Предусматривается актив­ное сотрудничество с антимонопольными органами сопредель­ных государств при проведении расследований таких наруше­ний на трансграничных рынках. Значимость данного направле­ния деятельности возрастает в связи с созданием Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, а также формировани­ем ЕЭП.

Реализация намеченных мер позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продук­ции субъектов хозяйствования на товарных рынках.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.55%
НЕТ
41.45%
Проголосовало: 982

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет