X-PDF

АВА- ТЕРАПИЯ. РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Поделиться статьей

НА ТЕМУ: АВА- ТЕРАПИЯ.

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСВОМАУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Кашенковой Е.C.,

учитель-дефектолог.

 

    ABA-терапия (прикладнойанализ поведения или метод Ловааса) — система лечения расстройстваутистического спектра, впервые примененная доктором Иваром Ловаасом в 1987году.  Цель состоит в том, чтобы увеличить поведение, которое являетсяполезным, и уменьшить поведение, которое вредно или влияет на обучение.

В настоящиевремя поведенческая терапия или метод АВА является одним из самых эффективныхметодов коррекции детского аутизма. В основе которой: поведенческие технологиии методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение ребёнка факторов егоокружающей среды. Также АВА применяется не только для обучения и коррекцииповедения детей с аутизмом, но и многих других нарушений развития такие как: ЗПРР,ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна.

КАВА-терапии чаще всего прибегают при расстройствах аутистического спектра(РАС), так как аутизм внешне проявляется именно в виде поведенческих нарушений.Детям с РАС трудно общаться и строить социальные отношения, любой новый опыт ихпугает. Им свойственно стереотипное поведение, стремление следовать рутине. Навыки,которые нейротипичным детям даются естественно, ребенок с аутизмом осваивает согромным трудом. Такой метод при аутизме, носит еще одно название – Модификацияповедения. Поведенческая терапия по программе АВА выстроено так, что любоеповедение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенкуэто нравится, он начнёт повторять это поведение, а когда не нравится, нестанет. Такая терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационногоповедения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения,обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этомзначительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства впользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольныйвозраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВАтерапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений,разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципыприкладного поведенческого анализа.

      Приданном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность,творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются наотдельные мелкие блоки – действия. В процессе разучивания действий ребенку срасстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма даетзадание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потомвознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК –ПОНИМАНИЕ». К примеру,одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист централечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку»,следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждаетего за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно делаютпопытку без подсказки.

Когдаребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачизадания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первыедва задания были максимально непохожими.

ЭТАП №2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когдаребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90%случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и«подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другомпорядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он впроизвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двухзадний или стимулов.

ЭТАП №3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов(включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми(название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинаютработать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное,как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных длязанятий: в ванной, в магазине, на улице.

ЭТАП №4: «ВЫХОД В МИР». Ребенокв какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но иначинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки.Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого ужевполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятияАВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию изокружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающиеаутизмом.

     Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболееэффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов внеделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенкуисполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чемраньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Правильнаяорганизация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительскимсилам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специальнообученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалистапо программам центра лечения аутизма. Примерно раз недели в две-три происходитобщее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзорпросматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистовпродемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы ужеосвоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новыецели.

Плюсыметодики АВА

                  Методикаприносит быстрые и ярко выраженные результаты

                  Позволяетпоследовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватногосостояния

                  Позволяетиспользовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методыдругих методик

                  Дети саутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий

                  Толькометодика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекциипоздно

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

                  Методикакомплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания.

Минусыметодики АВА

                  Эта методикане подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страхчужих людей.

                  Также этудостаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно

                  Эта методикатребует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка.

                  Методикаучитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений.

                  Работа поданной системе не терпит перерыва в занятиях. Послабления невозможны.

                  Методикатребует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и засозданием дома системы развития соответствующей плану коррекции.

                  Методикатребует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легкодостигнуть.

                  Системакатегорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивнойсемье.

Заключение.

Поведенческаякоррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку сопределенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде ипринять в жизни общества наиболее полноценное участие. Следует четко понимать,что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие.

Врезультате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причемупор делается на “социальные поведенческие”. Методика АВА заставляет ребёнкавойти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапекоррекции.

МетодикаАВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает этого любымпутём, который доступен ребёнку. Задача данного метода терапии двойная:выработать у ребенка желание учиться и помочь понять ему, что обучениевозможно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.                 МелешкевичО., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципыкоррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствамиаутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Издательский дом«Бахрах-М», 2020. 208 с.

2.                 Интернетисточник: https://neurotaganrog.ru/services/aba-therapy/

3.                 https://ussur-ds106.ru/ei-bi-terapiya-dlya-autistov-ava-terapiya-dlya-autistov-s-chego/

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет