Административный процесс в широком смысле — это урегулированный правом порядок рассмотрения индивидуально конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органами государственного управления, а в предусмотренных законом случаях и другими, уполномоченными на то органами.
Главным элементом структуры юридического процесса, в том числе и административного процесса, является процессуальное производство. Административное производство — это системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, которые: во-первых, образуют определенную совокупность процессуальных отношений, отличающихся предметной характеристикой и связанностью с соответствующими материальными правоотношениями . во-вторых, вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств, рассматриваемого административного дела . в-третьих, обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах и документах.
|
|
Административный процесс включает множество административных производств, построение которых в определенном порядке и составляет его структуру.
наиболее интересным и эффективным взять за основу конструкцию, предложенную Д. Н. Бахрахом. При таком подходе административный процесс подразделяется на три относительно самостоятельные части, в зависимости от содержания индивидуальных управленческих дел, разрешаемых органами государственного управления: процесс административного правотворчества, правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс и административно-юрис-дикционный процесс.
В процесс административного правотворчества можно включить два основных административных производства:
— производство по изданию органами государственного управления нормативных административно-правовых актов .
— производство по изданию органами государственного управления индивидуальных административно-правовых актов.
Процесс административного правотворчества также включает административные производства, подлежащие классификации и по иным основаниям:
— производства по принятию административных актов различными органами исполнительной власти (высшим, центральными, местными) .
— производство по принятию правовых административных актов коллегиально и единолично и др.
В правонаделительный процесс (второе название которого — оперативно-распорядительный, на наш взгляд, лучше отражает специфику, входящих в него производств) могут быть включены следующие производства:
|
|
— по комплектованию личного состава государственных органов, учреждений и организаций, а также Вооруженных сил (прием на государственную службу, призыв на военную службу и др.) .
— разрешительные производства (по выдаче разрешений на приобретение, хранение и ношение оружия, по выдаче прав на охоту, управление транспортными средствами и др.) .
— обособленно можно выделить лицензионные производства (по выдаче лицензий на осуществление определенного вида деятельности) .
— производства по легализации юридических лиц (регистрационные производства) .
— поощрительное производство .
— по приватизации имущества .
— по получению льгот и субсидий и многие другие.
Административно-юрисдикционный процесс направлен, главным образом, на правоохрану. Следовательно, прежде всего этот процесс призван защитить административно-правовые отношения, однако, служит также защите многих других правоотношений: финансовых, трудовых, земельных, экологических.
состоит из следующих административных производств:
— по делам об административных правонарушениях .
— дисциплинарное производство в отношении государственных служащих и ряда других субъектов .
— по применению мер административного пресечения .
— по выдворению иностранных граждан .
— по жалобам граждан и другие.
Следует отметить, что при характеристике такой структуры административного процесса можно выделить также и четвертую его часть — контрольно-надзорную, которую составляют очень многочисленные в сфере государственного управления производства по осуществлению контроля или надзора органами исполнительной власти и иными уполномоченными на то органами. Представляется также, что не следует исключать возможность дополнения административного процесса и иными частями и, соответственно, производствами.