Аннотация
М.М. Ипполитов-Иванов
«Крестьянская пирушка»
Содержание:
Биография Ипполитова-Иванова М.М…………………………………………………………3
Биография Кольцова А.В…………………………………………………………………………..5
Анализлитературного текста……….………………………………………………………….7
Музыкально-теоретический анализ…………………………………………………………….8
Вокально-хоровой анализ…………………………………………………………………………13
Исполнительский анализ………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………………………..17
Биография Ипполитова-Иванова М.М.
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович – (настоящая фамилия его Иванов . материнская же фамилия Ипполитов прибавлена им для отличия от М. М. Иванова, художника)Русский композитор, дирижер, педагог. Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—1875), а в 1882 окончил Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция и инструментовка), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас), К. Ю. Давыдова (дирижирование). В 1879-80 посещал собрания «Могучей кучки». Женился на оперной певице В.М. Зарудной, помогавшей мужу в его творческой и педагогической работе.
|
|
С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. Сыграл большую роль в развитии грузинской музыкальной культуры, возглавляя отделение Российское музыкальное общество и музыкальную школу, в которой преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами и оперными спектаклями. Вёл запись, обработку и исследование грузинской народной музыки. Написал оперы: «Руфь», «Азра»- на сюжет И.С. Тургенева, «Измена», на либретто князя Сумбатова. Оперы имеют восточный колорит, довольно, впрочем, условный и не выдержанный. Отличительные черты опер Ипполитова: благородный вкус, здоровая уравновешенность, искренность выражения, отсутствие погони за внешними эффектами, вычурности, изысканности, надуманности. Ясные и несложные по фактуре, они хорошо звучат, но большого размаха, полета фантазии и глубины в них нет . заметны сильные посторонние влияния (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин).
В 1893 г. Ипполитов-Иванов становится профессором Московской консерватории, где в разные годы у него по композиции занимаются многие, в будущем известные музыканты (С. Василенко, Р. Глиэр, Н. Голованов, А. Гольденвейзер, Л. Николаев, Ю. Энгель и др.). Рубеж XIX-XX вв. ознаменовался для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижера Московской русской частной оперы. На сцене этого театра благодаря чуткости и музыкальности Ипполитова-Иванова были «реабилитированы» оперы П. Чайковского «Чародейка, Мазепа, Черевички», не имевшие успеха в постановках Большого театра. Он осуществил и первые постановки опер Римского-Корсакова («Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный»).
|
|
В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова — дирижера симфонических собраний Русского музыкального общества и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 года «Страстей по Матфею» И. С. Баха.
Великий Октябрь Ипполитов-Иванов встретил зрелым, сформировавшимся человеком и музыкантом. К этому времени он — создатель пяти опер, ряда симфонических произведений, среди которых широкую известность приобрели «Кавказские эскизы», а также — автор интересных хоров и романсов, нашедших прекрасных исполнителей в лице Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Н. Калининой, В. Петровой-Званцевой и других.
В 1906 г. Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории. В предреволюционное десятилетие развертывается деятельность Ипполитова-Иванова — дирижера симфонических собраний РМО и концертов Русского хорового общества, венцом которой явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 г. «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Круг его интересов в советский период необычайно широк.
В 1918 г. Ипполитова-Иванова избирают первым советским ректором Московской консерватории. Он дважды выезжает в Тифлис для реорганизации Тифлисской консерватории, является дирижером Большого театра в Москве, ведет оперный класс в Московской консерватории, много времени отдает работе с самодеятельными коллективами. В эти же годы Ипполитов-Иванов создает знаменитый «Ворошиловский марш», обращается к творческому наследию М. Мусоргского — инструментует сцену у Василия Блаженного («Борис Годунов»), заканчивает «Женитьбу» . сочиняет оперу Последняя баррикада (сюжет из времен Парижской коммуны).
С 1925 года композитор становится дирижером Большого театра. Среди произведений последних лет — 3 симфонические сюиты на темы народов Советского Востока: Тюркские фрагменты, В степях Туркменистана, Музыкальные картинки Узбекистана. Многогранная деятельность Ипполитова-Иванова представляет поучительный пример бескорыстного служения отечественной музыкальной культуре.
Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.