X-PDF

Быстрота. Специфика развития скоростно-силовой способности у подростков 16-17 лет.

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

Быстрота.Специфика развития скоростно-силовой способности у подростков 16-17 лет.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнил

учительфизической культуры 1 кв. категории

МАОУ«Лицей№29»

ФетисовГ.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Тамбов2023

 

Быстрота – одно изважнейших качеств спортсмена. Быстротазависит от волевых усилий, от соответствующих функции нервной системы и еесостояния, от сократительных свойств мышц, их силы и эластичности, отподвижности в суставах, от совершенствования спортивной техники. Наибольшаябыстрота движений достигается только при отсутствии сопротивления (груза, весатела) этому движению. Например, предельно быстрое движение можно выполнятьтолько свободной рукой, но если взять в руку копье, то этой быстроты уже не достигнуть.Чем большим будет вес снаряда, тем менее быстрым будет движение. Значительнозамедляет быстроту движений, перемещающих спортсмена в беге, прыжках, ходьбе ит.п. вес его тела. Так, например, в положении лежа на спине можно быстреевыпрямить вверх ногу, чем делается это при беге, прыжках и т.д. Иными словамивес тела препятствует осуществлению той быстроты, которую способна обеспечитьнервная система

Скоростно -силовые способности могут развиваться по разным схемам. Условно их можноразделить на три вида.

1. Развитиескоростно-силовых способностей с преодолением веса своего тела (ускоренный бег,движения по изменяемой траектории, прыжки, наклоны и т.д.). Все упражнения вданном случае нужно выполнять на максимальной скорости.

2. Использованиедополнительного отягощения (утяжеленный пояс, жилет и другие). К данной группеможно отнести упражнения с ускорением (бег, метание, прыжки и т.д.)

3. Развитиескоростно — силовых способностей  спортсмена  и преодоление внешнегосопротивления (ветер, дождь, бег по песку, снег, бег по горе и т.д.)

Специфика развитияскоростно-силовой способности определяется формированием максимально мощногоусилия в кратчайший промежуток времени. Данное усилие носит определениевзрывного.

Для решенияконкретных задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразныеупражнения:

— с преодолениемвеса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки на двух ногах с места и сразбега (различного по длине и скорости), в глубину, высоту, на дальность и вразличных их сочетаниях, а также силовые упражнения, упражнения нагимнастических снарядах;

— с использованиемвоздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам вверх ивниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу,против ветра и по ветру в кроссовках и босиком);

— с преодолениемвнешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях спартнером, в упражнениях с отягощениями, в метаниях различных снарядов(набивные мячи, камни и ядра различного веса) .

Скоростно-силоваяподготовка юного спринтера может обеспечивать развитие качеств быстроты и силыв самом широком диапазоне их сочетаний.  Она включает три основных направления,деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкостиизложения и точности применения упражнений .

Первоенаправление. При скоростном направлении в подготовке решается задача повышатьабсолютную скорость выполнения основного соревновательного упражнения (бег,прыжок, метание) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног,корпуса), а также их сочетаний — стартовый разгон и бег по дистанции, разбег иотталкивание в прыжках, разгон тела и финальная часть в метаниях.

Необходимооблегчать условия выполнения этих упражнений: выбегание с низкого старта иускорения с сокращением длины шагов, расстояния между барьерами, но повышениемих темпа, бег или многоскоки под гору, по ветру, отталкивание с возвышения 5-10см; использовать специальные тренажеры с передней тягой и блоков, облегчающихвес тела на 10-15% (при отталкивании и в беге).

Движения должнывыполняться максимально быстро желательно быстрее основного упражнения или егоэлемента и чередоваться с заданной скоростью — 95-100% от максимальной.Быстрота движений достигается за счет совершенствования координации движений исогласованности в работе групп мышц (напряжение-расслабление). При непрерывномповторении упражнений быстроту можно повышать до максимальной постепенно — этосохранит свободу и амплитуду движений. Закрепощение и даже натуживание -серьезный враг быстроты. Эти упражнения лучше выполнять в начале тренировочногозанятия, после разминки, тщательно разогрев мышцы в предварительных повторениях(с меньшей скоростью) избранного упражнения .

Второенаправление. При скоростно-силовом направлении в подготовке решается задачаувеличить силу сокращения мышц и скорость движений.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

Используютсяосновные соревновательные упражнения или отдельные его элементы, а также их сочетаниябез отягощений, в беге, прыжках, многоскоках с разных разбегов; бег, прыжкипротив ветра, в гору, увеличение длины шагов, расстояния между барьерами,высоты препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются сзаданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движенийи сохраняется их полная амплитуда .

Третье направление.При силовом направлении в подготовке решается задача развить наибольшую силусокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения.

Вес отягощения илисопротивления составляет от 80% до максимального, а характер и темп выполненияупражнений различный — от 60% до максимально быстрого. Чем больше проявляетсясила сокращения мышц и связанные с этим ваши волевые усилия, тем эффективнееона развивается. В этих упражнениях обеспечиваются наивысшие показателиабсолютной силы мышц

Средствамиразвития быстроты юношей 16 – 17 лет являются упражнения, выполняемые спредельной или около предельной скоростью (то есть скоростные упражнения). Ихможно разделить на три основные группы: [5]

1)Упражнения, направленно   воздействующие   на   отдельные  компоненты скоростных способностей;

2)Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростныхспособностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства);

3)Упражнения сопряженного воздействия.

Внастоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, гдетребуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже насотые доли секунды (речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большоезначение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторноговыполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапновозникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращениевремени реагирования.

Приразвитии быстроты юношей 16 – 17 лет так же используются собственно скоростныеупражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 сек.) иэлактатным энергосбережением. Они выполняются с небольшой величиной внешнихотягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы искорости связаны обратно пропорционально).

Вкачестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическомвоспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения,игры, с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным иупрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).

При выборе специально подготовительных упражнений с особойтщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинствеслучаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательныхупражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скоростьпо отношению к достигнутой соревновательной.

 При использовании в целях воспитания быстроты движений у юношей16 – 17 лет специально подготовительных упражнений с отягощениями всеотягощения должны быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формысоревновательных упражнений используются в качестве средств воспитаниябыстроты, главным образом, в видах спорта с ярко выраженными скоростнымипризнаками (спринтерские виды).

Последостижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшееулучшение результатов юношей 16 – 17 лет может и не проявиться, несмотря наинтенсивность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как«скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточноустойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения ипроявляющимися при этом усилиями.

Чтобыэтого не случилось, необходимо включить в занятия упражнения, в которыхбыстрота проявляется в вариативных условиях. Например, облегчение внешнихусловий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самыйраспространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях,отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величиныотягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычныхусловиях.

Скоростьдвижений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнениядвижений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком ввысоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного). Механизм этогоэффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранениидвигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующихпоследующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться времядвижений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Так жеиспользуется такой метод, как лидирование и сенсорная активизация скоростныхпроявлений.

 Понятие«лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером). Объемскоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик,  даже у специализирующихся в видахдеятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностьюи психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их целесообразновыполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений.Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений   должны бытьтакими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менеевысокой, чем предыдущее.

Развитиескоростных способностей — это в сущности развитие способности быстроосуществлять движения. 

Вспортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения,что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением,которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такиеупражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и срезкой остановкой движений, а также старта.

Дляразвития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях,способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, с тяговым устройством;быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращенияразмаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скоростирасслабления мышечных групп после их сокращения.

Дляразвития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются тригруппы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстротыреакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельныхдвижений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

Такимобразом, скоростные способности юношей 16 – 17 лет определяются подвижностьюнервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы,особенностями строения и сократительными свойствами мышц.

 

             Примерный комплекс дляразвития быстроты

 1. И.п.: партнеры стоят друг к другу нарасстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.

 2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны,ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости сфиксацией прямой головы.

3. И.п.: высокий старт. Выполнение:челночный бег с ускорением 10 м.

 4. И. п.: лежа на животе ползание по-пластунскипод препятствием (высота ворот 30 – 40 см) с максимальной скоростью.

 5. И.п.: упор присев. Выполнение: вбыстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.

 6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег смаксимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.  

Списокиспользованной литературы

1.                 Волков, Л.В. Физическое воспитание учащихся. Уч. метод,пособие[Текст] / Л.В. Волков. –Киев: Рад.шк., 1988.–184 с

2.                 Вильчковский, Э. С. Физическое воспитание школьников[Текст] / Э.С.Вильчковский. – М.: Логос, 2002.

3.                 Головина, Л. Л. Концепция формирования личности учащихсяобщеобразовательной школы в процессе физического воспитания[Текст] / Л.Л.Головина, Ю.А. Копылов.–М.: Логос, 2003.

4.                 Гужаловского, А.А. Основы теории и методики физическойкультуры[Текст] / А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

5.                 Кузнецов, З.И. Специальные скоростно-силовые качества и методы ихразвития [Текст]/ З.И. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. –1968. – № 4.

6.                 Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный методы физическоговоспитания [Текст]/ Е.В. Ливерова// Спорт в школе. 2003.– №9. – 2003.

7.                 Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основамитеории[Текст] / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Феникс, 2006.

8.                 Мануйлов, С.И. Теория и практика физической культуры[Текст]/ С.И.Мануйлов // Научно-теоретический журнал. – М., 2016 Назаренко, Л. Д.Педагогические условия повышения результативности бега на короткиедистанции[Текст] / Л.Д. Назаренко, А.Н. Катенков, Е.А.Анисимова//Педогогическо-психологические и медикобиологические проблемыфизической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.77-86.

9.                 Назаренко, Л. Д. Особенности совершенствования техники бега накороткие дистанции[Текст]/ Л.Д. Назаренко, М.О. Маркин, А.А. Егорова, Ю.Д.Романова// Педогогическо-психологические и медико-биологические проблемыфизической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.37-44

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет