Быстрота.Специфика развития скоростно-силовой способности у подростков 16-17 лет.
Выполнил
учительфизической культуры 1 кв. категории
МАОУ«Лицей№29»
ФетисовГ.М.
Тамбов2023
Быстрота – одно изважнейших качеств спортсмена. Быстротазависит от волевых усилий, от соответствующих функции нервной системы и еесостояния, от сократительных свойств мышц, их силы и эластичности, отподвижности в суставах, от совершенствования спортивной техники. Наибольшаябыстрота движений достигается только при отсутствии сопротивления (груза, весатела) этому движению. Например, предельно быстрое движение можно выполнятьтолько свободной рукой, но если взять в руку копье, то этой быстроты уже не достигнуть.Чем большим будет вес снаряда, тем менее быстрым будет движение. Значительнозамедляет быстроту движений, перемещающих спортсмена в беге, прыжках, ходьбе ит.п. вес его тела. Так, например, в положении лежа на спине можно быстреевыпрямить вверх ногу, чем делается это при беге, прыжках и т.д. Иными словамивес тела препятствует осуществлению той быстроты, которую способна обеспечитьнервная система
Скоростно -силовые способности могут развиваться по разным схемам. Условно их можноразделить на три вида.
1. Развитиескоростно-силовых способностей с преодолением веса своего тела (ускоренный бег,движения по изменяемой траектории, прыжки, наклоны и т.д.). Все упражнения вданном случае нужно выполнять на максимальной скорости.
2. Использованиедополнительного отягощения (утяжеленный пояс, жилет и другие). К данной группеможно отнести упражнения с ускорением (бег, метание, прыжки и т.д.)
3. Развитиескоростно — силовых способностей спортсмена и преодоление внешнегосопротивления (ветер, дождь, бег по песку, снег, бег по горе и т.д.)
Специфика развитияскоростно-силовой способности определяется формированием максимально мощногоусилия в кратчайший промежуток времени. Данное усилие носит определениевзрывного.
Для решенияконкретных задач скоростно-силовой подготовки применяются разнообразныеупражнения:
— с преодолениемвеса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки на двух ногах с места и сразбега (различного по длине и скорости), в глубину, высоту, на дальность и вразличных их сочетаниях, а также силовые упражнения, упражнения нагимнастических снарядах;
— с использованиемвоздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам вверх ивниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу,против ветра и по ветру в кроссовках и босиком);
— с преодолениемвнешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях спартнером, в упражнениях с отягощениями, в метаниях различных снарядов(набивные мячи, камни и ядра различного веса) .
Скоростно-силоваяподготовка юного спринтера может обеспечивать развитие качеств быстроты и силыв самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает три основных направления,деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкостиизложения и точности применения упражнений .
Первоенаправление. При скоростном направлении в подготовке решается задача повышатьабсолютную скорость выполнения основного соревновательного упражнения (бег,прыжок, метание) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног,корпуса), а также их сочетаний — стартовый разгон и бег по дистанции, разбег иотталкивание в прыжках, разгон тела и финальная часть в метаниях.
Необходимооблегчать условия выполнения этих упражнений: выбегание с низкого старта иускорения с сокращением длины шагов, расстояния между барьерами, но повышениемих темпа, бег или многоскоки под гору, по ветру, отталкивание с возвышения 5-10см; использовать специальные тренажеры с передней тягой и блоков, облегчающихвес тела на 10-15% (при отталкивании и в беге).
Движения должнывыполняться максимально быстро желательно быстрее основного упражнения или егоэлемента и чередоваться с заданной скоростью — 95-100% от максимальной.Быстрота движений достигается за счет совершенствования координации движений исогласованности в работе групп мышц (напряжение-расслабление). При непрерывномповторении упражнений быстроту можно повышать до максимальной постепенно — этосохранит свободу и амплитуду движений. Закрепощение и даже натуживание -серьезный враг быстроты. Эти упражнения лучше выполнять в начале тренировочногозанятия, после разминки, тщательно разогрев мышцы в предварительных повторениях(с меньшей скоростью) избранного упражнения .
Второенаправление. При скоростно-силовом направлении в подготовке решается задачаувеличить силу сокращения мышц и скорость движений.
Используютсяосновные соревновательные упражнения или отдельные его элементы, а также их сочетаниябез отягощений, в беге, прыжках, многоскоках с разных разбегов; бег, прыжкипротив ветра, в гору, увеличение длины шагов, расстояния между барьерами,высоты препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются сзаданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движенийи сохраняется их полная амплитуда .
Третье направление.При силовом направлении в подготовке решается задача развить наибольшую силусокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения.
Вес отягощения илисопротивления составляет от 80% до максимального, а характер и темп выполненияупражнений различный — от 60% до максимально быстрого. Чем больше проявляетсясила сокращения мышц и связанные с этим ваши волевые усилия, тем эффективнееона развивается. В этих упражнениях обеспечиваются наивысшие показателиабсолютной силы мышц
Средствамиразвития быстроты юношей 16 – 17 лет являются упражнения, выполняемые спредельной или около предельной скоростью (то есть скоростные упражнения). Ихможно разделить на три основные группы: [5]
1)Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей;
2)Упражнения комплексного воздействия на все основные компоненты скоростныхспособностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства);
3)Упражнения сопряженного воздействия.
Внастоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, гдетребуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже насотые доли секунды (речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большоезначение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторноговыполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапновозникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращениевремени реагирования.
Приразвитии быстроты юношей 16 – 17 лет так же используются собственно скоростныеупражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15-20 сек.) иэлактатным энергосбережением. Они выполняются с небольшой величиной внешнихотягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы искорости связаны обратно пропорционально).
Вкачестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическомвоспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения,игры, с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным иупрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особойтщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинствеслучаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательныхупражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скоростьпо отношению к достигнутой соревновательной.
При использовании в целях воспитания быстроты движений у юношей16 – 17 лет специально подготовительных упражнений с отягощениями всеотягощения должны быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формысоревновательных упражнений используются в качестве средств воспитаниябыстроты, главным образом, в видах спорта с ярко выраженными скоростнымипризнаками (спринтерские виды).
Последостижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшееулучшение результатов юношей 16 – 17 лет может и не проявиться, несмотря наинтенсивность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как«скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточноустойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения ипроявляющимися при этом усилиями.
Чтобыэтого не случилось, необходимо включить в занятия упражнения, в которыхбыстрота проявляется в вариативных условиях. Например, облегчение внешнихусловий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самыйраспространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях,отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величиныотягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычныхусловиях.
Скоростьдвижений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнениядвижений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком ввысоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного). Механизм этогоэффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранениидвигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующихпоследующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться времядвижений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.
Так жеиспользуется такой метод, как лидирование и сенсорная активизация скоростныхпроявлений.
Понятие«лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером). Объемскоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видахдеятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностьюи психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их целесообразновыполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений.Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны бытьтакими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менеевысокой, чем предыдущее.
Развитиескоростных способностей — это в сущности развитие способности быстроосуществлять движения.
Вспортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения,что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением,которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такиеупражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и срезкой остановкой движений, а также старта.
Дляразвития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях,способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, с тяговым устройством;быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращенияразмаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скоростирасслабления мышечных групп после их сокращения.
Дляразвития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются тригруппы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстротыреакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельныхдвижений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Такимобразом, скоростные способности юношей 16 – 17 лет определяются подвижностьюнервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы,особенностями строения и сократительными свойствами мышц.
Примерный комплекс дляразвития быстроты
1. И.п.: партнеры стоят друг к другу нарасстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.
2. И.п.: наклон вперед, руки в стороны,ноги на ширине плеч. Выполнение: вращение прямых рук в вертикальной плоскости сфиксацией прямой головы.
3. И.п.: высокий старт. Выполнение:челночный бег с ускорением 10 м.
4. И. п.: лежа на животе ползание по-пластунскипод препятствием (высота ворот 30 – 40 см) с максимальной скоростью.
5. И.п.: упор присев. Выполнение: вбыстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.
6. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег смаксимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.
Списокиспользованной литературы
1. Волков, Л.В. Физическое воспитание учащихся. Уч. метод,пособие[Текст] / Л.В. Волков. –Киев: Рад.шк., 1988.–184 с
2. Вильчковский, Э. С. Физическое воспитание школьников[Текст] / Э.С.Вильчковский. – М.: Логос, 2002.
3. Головина, Л. Л. Концепция формирования личности учащихсяобщеобразовательной школы в процессе физического воспитания[Текст] / Л.Л.Головина, Ю.А. Копылов.–М.: Логос, 2003.
4. Гужаловского, А.А. Основы теории и методики физическойкультуры[Текст] / А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
5. Кузнецов, З.И. Специальные скоростно-силовые качества и методы ихразвития [Текст]/ З.И. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. –1968. – № 4.
6. Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный методы физическоговоспитания [Текст]/ Е.В. Ливерова// Спорт в школе. 2003.– №9. – 2003.
7. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основамитеории[Текст] / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. – М.: Феникс, 2006.
8. Мануйлов, С.И. Теория и практика физической культуры[Текст]/ С.И.Мануйлов // Научно-теоретический журнал. – М., 2016 Назаренко, Л. Д.Педагогические условия повышения результативности бега на короткиедистанции[Текст] / Л.Д. Назаренко, А.Н. Катенков, Е.А.Анисимова//Педогогическо-психологические и медикобиологические проблемыфизической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.77-86.
9. Назаренко, Л. Д. Особенности совершенствования техники бега накороткие дистанции[Текст]/ Л.Д. Назаренко, М.О. Маркин, А.А. Егорова, Ю.Д.Романова// Педогогическо-психологические и медико-биологические проблемыфизической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.37-44
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)